17.03.2024 | Епархия

Архиерейская Литургия в Неделю Адамова изгнания совершена в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери

17 марта — Прощеное воскресенье и день воспоминания Адамова изгнания. Разные названия дня посвящены единой теме. Воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости показывает, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Из-за этих страстей жестоко пострадал Адам, навлек смерть и погибель на весь род человеческий. Поскольку человечество пострадало из-за того, что Адам нарушил свой пост, то Церковь напоминает об этом на пороге Святой Четыредесятницы, чтобы с радостью начать Великий пост:

«Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное воскресенье достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Спасающаго души наша».

В воскресный день, Неделю сыропустную, архипастырь совершил в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери Божественную литургию. Митрополиту сослужили: священник Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, священник Максим Луканов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Максим Желябовский.

На Литургии молился губернатор Тверской области Игорь Михайлович Руденя.

За богослужением пел архиерейский хор под управлением Татьяны Дмитришиной.

В этот день в Церкви читался Евангельский текст о прощении согрешений ближнему и об истинном посте, который угоден Господу. После Евангелия митрополит Амвросий обратился к прихожанам с проповедью:

Сегодняшнее воскресенье называется Неделей Адамова изгнания. Воспоминая об этой первой человеческой трагедии, мы отправляемся в великопостный путь. Первые люди жили в раю и могли общаться с Богом непосредственно, лицом к Лицу. У них не было дилеммы: верить или не верить, ибо они знали. Но у них была одна заповедь: не вкушать плодов от Древа познания. В общем-то, не самая сложная заповедь, однако первые люди не смогли устоять, будучи искушаемы противником. Нарушение этого запрета, нечестность перед Богом, которая затем вылилась в ложь, неспособность покаяться и признать вину, обвинение других — змея, жены, Самого Бога, — вот что стало плодами вкушения того запретного плода.

За богослужением возносились молитвы о мире и любви среди людей.

Во время пения Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

По запричастном стихе священник Максим Луканов огласил послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия перед началом Великого поста.

После Литургии митрополит Амвросий пригласил прихожан собора на богослужения первой недели Великого поста:

Дорогие отцы, братья и сестры! Завтра наступает Великий пост. И сегодня, в воскресенье, которое Церковь именует Прощеным или, иначе еще, Неделей воспоминания Адамова изгнания, мы получаем благословение и напутствие на предстоящую Святую Четыредесятницу. 

Сегодня вечером, в 18 часов, мы соберемся на первую великопостную службу — вечерню понедельника первой седмицы Великого поста, после которой будет совершаться Чин прощения. И мы все испросим друг у друга прощения, потому что это самое главное условие начала великопостных подвигов, и затем получим благословение на предстоящий постный период. 

Мы начинаем пост, в основе которого лежит воздержание от пищи. И сегодня мы вспоминали о том невоздержании наших прародителей, которое стало трагедией не только для них, но и для всего человечества, через века, через столетия и через тысячелетия живущего после этой огромной и трагической ошибки наших прародителей. Именно поэтому Церковь в основе своей полагает воздержание — воздержание от пищи, потому что с пищей связана наша жизнь, потому что с пищей связаны даже первые впечатления и эмоции только что родившихся младенцев, человека, приходящего в этот мир. Неслучайно говорят: он это впитал с молоком матери. И действительно, с молоком матери человек впитывает и первые запахи, и первые звуки, и то, что он видит еще, может быть, не совсем осознанно. Именно пища является тем, что поддерживает нашу земную жизнь. Но тогда, когда этой пищи становится много, когда в ней совершается невоздержание и человек выходит за некие разумные пределы ее употребления, — тогда совершается грех. Тогда человек начинает быть бесчувственным к духовной жизни. 

Воздержанием от пищи истончаются струны нашей души. Человек становится более чувствительным к вере, к Богу и к жизни духовной. Но, конечно же, не только и не столько в воздержании от пищи заключается пост. Если он не сопровождается молитвой, размышлениями о прежде совершенных нами, каждым из нас, ошибках, тогда этот пост будет просто какой-то диетой. Поэтому пост — это очень сложно сочиненное явление, но вполне возможное и доступное для каждого из нас. Каждый из нас может перед лицом Бога и своей совести проанализировать, понять, от чего мы зависим. И от этой зависимости прежде всего избавляться в течение Великого поста. Кто-то зависим от музыки, кто-то зависим от других шумов в этой нашей жизни, кто-то зависим от людей, будучи чрезмерно к ним привязанным, кто-то зависим от злых слов, поступков или мыслей. У каждого из нас есть мерило, с помощью которого мы можем честно понять, от чего мы зависим. Это наш ум и наша совесть. И вот тогда, когда мы поймем, от чего мы зависим, мы должны в течение Святой Четыредесятницы сделать над собой усилие, чтобы избавиться от этих зависимостей и быть зависимыми только от одного — от Бога, сотворившего мир, и землю, и каждого из нас.

Напомню еще раз, что в сегодняшний вечер мы начнем путь Святой Четыредесятницы. Конечно, не все из нас могут ежедневно даже на первой седмице и утром, и вечером посещать богослужение. Но все-таки вечером наверняка большинство может. После работы, после каких-то ежедневных дел обязательно приходите в понедельник, вторник, среду и четверг на Великий канон святого Андрея Критского — помолиться его словами вместе с ним о себе самих, о том, чтобы Господь избавил нас от всех тех ненужных зависимостей, которые есть в нашей жизни, и сделал по-настоящему свободными — свободным во Христе. Это не та свобода, о которой трубят из разных средств массовой информации и которая сегодня извращена и наполнена совсем не тем содержанием. Это истинная, подлинная свобода, в которой человек становится по-настоящему счастливым и по-настоящему человеком.

Я желаю всем нам пройти через этот труд, с помощью которого мы действительно сможем обрести опыт и навык истинной свободы. И, обретя их, всегда стремиться к небу.

В конце богослужения глава Тверской митрополии поблагодарил за понесенные труды в организации принесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в Спасо-Преображенский собор города Твери и вручил архиерейские благословенные грамоты: ключарю Спасо-Преображенского кафедрального собора священнику Сергию Будкову, клирикам кафедрального Спасо-Преображенского собора протоиерею Владимиру Цымбалу, священнику Максиму Луканову, иеромонаху Антонию (Шкурметову), священнику Никите Савину, диакону Иоанну Зорину, протодиакону Роману Соколову, диаконам Максиму Желябовскому, Николаю Годуну, Николаю Кувшинову, иподиаконам Кириллу Герасимову, Власию Ганешину, Тимофею Агафонову, Даниилу Софронову, Владимиру Киселеву, Серафиму Хархавкину, Георгию Ефременко, пономарям Владимиру Шутенкову, Артемию Смирнову, свечницам Елене Несмеяновой, Ирине Поповой, Татьяне Сорокиной, Анне Филатовой, Алле Зубатенко, Наталье Калиткиной, Вере Нелидовой, Александру Приезжих, Татьяне Котляровой, Василию Колодичу, Сергею Зинченко, Юлии Семёновой, Артёму Лысенко, Ольге Мудровой, Александре Логачëвой, сотрудницам Спасо-Преображенского кафедрального собора Татьяне Зориной, Юлии Андреевой, Галине Григорьевой, Вере Чеховой, Валентине Алексеевой, Галине Капустиной. 

***

Неделя сыропустная — последний день перед заговеньем. В сырную седмицу мы уже не вкушаем мясного, а в Неделю сырную последний раз вкушаем молочные продукты и яйца.

Все памятные приготовительные к посту дни и тексты установлены для того, чтобы нам захотелось поститься: «Приспе время, духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение. Тем бо Моисей бысть Зиждителю собеседник, и глас невидимо в слухи прият. Господи, тем же сподоби и нас поклонитися Твоим Страстем, и Святому Воскресению, яко Человеколюбец».

Мы слышим и тексты, где упоминается главная цель поста: «Тем сподоби и нас поклонитися Твоим Страстем, и Святому Воскресению». Мы постимся для того, чтобы поклониться Страстям и Светлому Воскресению Христову. И мы уже в преддверии Великого поста. 

Заговенье на Великий пост. Следует иметь в виду, что существующее на Руси понятие «широкая масленица» — изобретение скорее мирское или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив нам о Страшном суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселье. Такого благословения мы не отыщем ни в одном уставе. Наоборот, запретив употребление мясных продуктов, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом. Поэтому земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.