09.04.2022 | Епархия

Акафистное пение утрени субботы Похвалы Пресвятой Богородицы прошло в Казанской церкви во Власьеве

8 апреля, накануне праздника Похвалы Божией Матери, субботы Акафиста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил утреню с чтением акафиста Богородице в церкви Казанской иконы Божией Матери во Власьеве. Главе митрополии сослужили благочинный III Тверского церковного округа, настоятель храма протоиерей Димитрий Курдюков, духовенство церкви.

Перед началом богослужения, после встречи, митрополит Амвросий обратился к молящимся с призывом вознести молитвы о нашем Отечестве перед Богородицей:

Эта служба Пресвятой Богородице совершается раз в год. Акафистное пение делится на четыре части. Мы молимся Богородице и посвящаем только Ей свое богослужение. Мы сегодня, конечно, будем молиться о том, что лежит на сердце. Но нынешнее наше богослужение, не только в этом храме, но и во всех храмах нашей Церкви, будет посвящено сугубой молитве за наше Отечество. Мы будем молиться Царице Небесной, чтобы Она умолила Своего Божественного Сына, дабы нам оставаться до конца верными Ему и Его Святой Церкви, и чтобы Она приняла Свое материнское участие в судьбе нашего народа, который переживает сегодня весьма непростые времена, и помогла нам сохраниться в мире; чтобы этот мир вернулся в наши сердца и в нашу жизнь; чтобы Господь умирил нашу жизнь по молитвам Пречистой Своей Матери. Вот об этом давайте сегодня и будем каждый сердечно молиться, когда будем воспевать Божией Матери: «Радуйся, Невесто Неневестная».

Акафист состоит из 12 икосов, или хвалебных строф, с восклицанием Богородице «Радуйся», и 12 кондаков, завершающихся пением «Аллилуйя». На богослужении акафист делится на четыре части — по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения частей акафиста священнослужители выходят через Царские врата и встают перед помещенной в центре храма иконой Божией Матери.

Митрополит Амвросий с хором духовенства исполнили нараспев весь акафист Божией Матери,  пропели ирмос и все тропари канона Богородицы, кондак «О, Всепетая Мати», «Честнейшую херувим», Великое славословие, тропарь «Повеленное тайно». 

В конце утрени митрополит Амвросий прочитал молитву о восстановлении мира во всём мире. 

Примечательно, что в Греческих Церквах акафист Богородице тоже делится на 4 части, но распределяется по седмицам Великого поста, начиная со второй, и в канун праздника Похвалы Богородицы прочитывается его последняя часть. Таким образом, верующие приходят в храмы каждую седмицу и поют одну из частей акафиста. 

По окончании богослужения хор духовенства пропел «Взбранной Воеводе», а архипастырь обратился со словом:

Еще раз поздравляю вас сердечно с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы. У нас не так много Богородичных храмов на Тверской земле и не так много их в Твери. Но один из таких храмов, посвященных Царице Небесной, — Казанский храм во Власьеве. И мне хотелось бы, чтобы в вашем храме была традиция пения акафиста Пресвятой Богородице по пятницам в соединении  с вечерней. 

Конечно, было бы замечательно, если бы наши православные жители Тверской земли вечером по пятницам, когда в монастырях совершается параклисис Божией Матери, дома, если нет возможности прийти в храм, читали акафист Пресвятой Богородице, может быть  даже вместо вечерних молитв. И таким образом за какое-то время вы практически будете знать его наизусть. И тогда, когда мы все вместе вновь соберемся, если Богу будет угодно, в следующем году, для того чтобы воспеть Божию Матерь словами акафистного пения в канун праздника Ее Похвалы, — тогда не только у всех прихожан будет перед собой текст акафиста, но и, возможно, большинство из вас будет знать его наизусть. 

Молитва Божией Матери — это непременное условие выражения нашей любви к Ней. И самым глубоким, я бы даже сказал, канонически безупречным, акафистом Божией Матери является тот, который мы сегодня пели: «Радуйся, Невесто Неневестная», который можно исполнять перед любой Ее иконой. 

Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе, победительная…» стал началом новой гимнографической традиции в VI–VII веках. Это единственный акафист, который вписан в богослужебный устав и включен в церковную службу. На протяжении всего акафиста благозвучно повторяются слова Архангельского приветствия Приснодеве Марии: «Радуйся!».

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили:  протоиерей Димитрий Курдюков, священник Евгений Антонов, священник Павел Шебуков, священник Валерий Юкин, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский.

Богослужебные песнопения исполняли хоры храма под руководством Галины Шленской и Светланы Капраловой, а также хор духовенства под руководством митрополита Тверского и Кашинского Амвросия. 

***

Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII веками или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть преподобный Роман Сладкопевец (VI век), Георгий Писидийский (VII век), патриарх Сергий (VII век) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т.е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т.п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами, — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, — весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать пер­венствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место — в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Суббота Акафиста» или «Похвала Пресвятой Богородицы».

***

Одноглавая Казанская церковь расположена в поселке Власьево города Твери, на правом берегу реки Волги, вниз по течению. Представляет собой характерный тверской тип сельского храма «восьмерик на четверике» в стиле барокко.

В середине XVII века на этом месте существовал деревянный храм во имя святого Николая Чудотворца с приделом Иоанна Предтечи. В 1680-х годах этот храм в связи с бедностью прихожан и отлучкой помещиков на службу запустел и разрушился, а приход был приписан к Яминскому монастырю (ныне поселок Эммаус).

Около 50 лет это церковное место пустовало, и в 1732 году владельцы села Власьево Бобарыкины и Угрюмовы попросили благословения владыки Феофилакта построить на месте разрушившегося храма церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Разрешение и благословение было получено, но построенная деревянная церковь через 50 лет также обветшала.

В 1779 году помещица села Н.Г. Псищева изъявила желание строить на свои средства на этом месте каменный храм того же наименования с приделом Николая Чудотворца.

К 1781 году был построен придел во имя святого Николая, а основная часть храма строилась еще долго, и лишь в 1799 году был освящен главный алтарь. Рядом с церковью было кладбище. При храме силами его настоятеля отца Николая Лебедева успешно сосуществовали Общество трезвости, чайная, столовая, библиотека, бесплатный приют для вступающих в члены Общества трезвости.

В 1907 году был открыт детский приют, в 1908 году — церковно-приходская школа.

В наше время Казанская церковь стала первой в Твери, открытой для прихожан после десятилетий запустения. 20 июля 1989 года состоялось первое богослужение. Во время реставрации восстановлены утраченные части здания: главы храма и колокольни, элементы наружного декора, внутренний интерьер.

Настоятелем храма со дня его открытия по октябрь 2012 года являлся протоиерей Николай Леонтьевич Васечко (04.07.1929– 11.09.2012), под руководством которого проводились работы по восстановлению здания и территории. С его участием в ТвГУ с 1997 года открыта первая в России кафедра православной теологии, организована радиопередача «Спаси и сохрани» на ГТРК «Тверь».

Социальная деятельность прихода. На приходе проводится сбор одежды, обуви, предметов быта и последующая раздача малоимущим, многодетным семьям. Социальная деятельность осуществляется в учреждениях медицинской и социальной направленности. К Казанскому храму прикреплены 14 престарелых прихожан и 6 многодетных семей. Многодетным семьям выдается одежда, постельное белье, школьные принадлежности за счет средств храма.

На постоянной основе социальная служба храма взаимодействует с Тверской городской больницей № 6, осуществляется духовная помощь и поддержка пациентам паллиативной палаты.

При храме действует детская художественная студия «Наш мастер-класс». Возобновлены традиции храма, начатые протоиереем Николаем Васечко.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.