15.11.2022 | Епархия

30-летие возрождения отметил Вознесенский Оршин монастырь под Тверью

15 ноября в Вознесенском Оршине женском монастыре прошли торжества, посвященные 30-летию возрождения монастыря и 455-летию освящения главного Вознесенского собора обители святителем Варсонофием, епископом Тверским (1567 г.) 

Вознесенский Оршин монастырь, основанный не позднее XIV в., первоначально был мужским. В 1903 г. Оршин монастырь был преобразован в женскую обитель. В 1919 г. монастырь был закрыт. На территории разоренной обители расположилась советская школа-интернат. Храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище. В 1992 г. по инициативе тверского краеведа Б.Н. Ротермеля, усердием протоиерея Николая Васечко после семидесятилетнего запустения Вознесенский Оршин женский монастырь был возрожден. Первой настоятельницей стала монахиня Иулиания (Ритониеми), ныне игумения Екатерининского монастыря г. Твери. Следующей настоятельницей стала игумения Евпраксия (Инбер). В настоящее время в обители проживает 59 насельниц, из них 28 монахинь, 21 инокиня и 10 послушниц.

15 ноября митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в обители праздничную Божественную литургию по случаю 30-летия возрождения монастыря и 455-летия первого освящения главного храма святителем Варсонофием, епископом Тверским. 

На богослужении  молились настоятельницы женских монастырей Тверской епархии: настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря Твери игумения Иулиания (Ритониеми), настоятельница Христорождественского монастыря Твери игумения Лариса (Лобанова), настоятельница Николаевского Клобукова женского монастыря Кашина игумения Варвара (Иванова); гости обители: глава Калининского муниципального района Тверской области А.А. Зайцев, глава Рамешковского муниципального округа А.А. Пилюгин, глава Каблуковского сельского поселения Г.К. Четверкин, глава администрации Каблуковского сельского поселения Д.А. Керданов, Почетный гражданин Тверской области, глава администрации Тверской области в период с 1991 по 1995 гг. В.А. Суслов, заведующая отделом архитектуры и градостроительства Калининского муниципального района Тверской области В.И. Петрушко, прихожане и паломники.

После Евангелия митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью:

Когда нас вопрошают о том, каков смысл страданий Господа Иисуса Христа, мы помним, что Богочеловек жил на земле, испытывал радости и скорби, как все мы. Он страдал больше, чем кто либо из нас. Он испил чашу жизни человеческой и чашу страданий, возможных в земной жизни, до дна. Он был измучен, распят, опозорен перед людьми, оклеветан и унижен. Он умер, но воскрес. Он пронес всю силу человеческого горя и показал нам выход. Этот выход — в Боге, воскресшем из мертвых и вознесшемся на небо.

И поэтому, как бы нам ни хотелось порой обвинить во всех своих несчастьях кого-то другого, нам стоит вспоминать, каким образом Свои невзгоды и страдания переносил Христос. Не обвинял, но молился за других. Не судил, но прощал. Не мстил, но благословлял. Так должны бы поступать и мы, встречаясь со своими невзгодами и страданиями. Конечно, по-человечески это очень непросто. И действительно, человеку невозможно действовать таким образом без Бога. Только в Божественном свете все наши печали, невзгоды и страдания возможно преодолеть и пройти достойно. 

На сугубой ектении были вознесены прошения и молитвы о воинах и их сродниках, об исцелении болящих и раненых, прочитана молитва об избавлении Отечества от бед и несчастий и о мире.

На заупокойной ектении поминались все почившие и упокоенные в месте сем, потрудившиеся в созидании и восстановлении святой обители, новопреставленные христиане. 

Во время пения Херувимской песни при вынимании частиц из просфоры митрополит Амвросий произнес молитву: 

Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и ути́ши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.

Завершая Литургию, митрополит Амвросий поздравил с юбилейными датами всех пришедших на праздник в святую обитель, которая успешно возрождается и процветает усердными трудами и молитвами:

Если человек внимательно посмотрит на свое прошлое и начнет анализировать жизнь свою, начиная с детства, то поймет, что в детстве и в юности мы даже не помышляли о том, что с нами произойдет в жизни, кем мы станем, какие поручения нам даст Господь на нашем жизненном пути, чего от нас потребует, как сложится наша судьба. В масштабах семьи, города, обители, Церкви, Отечества, да и мира всего, можно сказать тоже самое. Потому что всё, что происходит в нашей жизни, устраивает Господь. Все, что служит нам ко спасению, устраивает Господь. А всё, что есть темного и разрушительного, — это, конечно, делаем мы сами. Наверное, в тяжелые и непростые годы XX столетия было не то что трудно себе представить, что эта обитель возродится, наверное, об этом мало даже кто и помышлял. Но ведомыми Богу судьбами изменилась ситуация в нашем Отечестве. Господь как будто повернул какой-то ключик, и запертая десятилетиями дверь открылась — дверь возможностей, дверь свободы верить, дверь Церкви делать добрые дела, дверь в то пространство, где сегодня делаются эти добрые дела и возрождение порушенного. И появилась возможность и у этой обители вновь восстать из мертвых. 

Мы сегодня поминали и тех архимандритов, которые прежде на этом месте несли свое служение, и великого князя Бориса, с именем которого связано основание этой святой обители, и игумений которые совершали свое послушание здесь после того, как обитель стала женской. У всех у них трудные жизненные пути. А некоторые из них в прямом смысле мученически закончили свою жизнь. Мы сегодня вспоминали приснопамятного протоиерея Николая Васечко, который много сделал для того, чтобы эта обитель была открыта, как и многие другие храмы нашей епархии; монаха Кирилла — Алексея Ивановича Сидорова, который тоже радел о том, чтобы эта святая обитель вернулась от смерти к жизни. Церковь не забывает всех тех, кто был прежде нас. И эта память воплощается не столько и не только в памятных досках или памятниках, она прежде всего совершается в главном — в молитве о душах тех, наследие которых мы приняли сегодня в свои руки. Сегодня мы особенно молитвенно вспоминали и молились об игумении Евпраксии с сестрами святой обители сей, об учащих и учащихся здесь, сугубо об игумении Иулиании, которая начинала возрождение этой святой обители, и о всех тех людях, которые потрудились и до сих пор трудятся для того, чтобы она жила своей полноценной жизнью, чтобы она дышала, возрождалась, а самое главное — служила людям ко спасению и давала путевку в жизнь детям, которые здесь нашли свой второй дом.

Я хочу сердечно поблагодарить всех участников настоящего торжества и думаю, что все сослужащие мне сегодня знают намного больше о возрождении этой святой обители, потому что вы были прямо или косвенно участниками этого возрождения либо наблюдали его со стороны, молились, сочувствовали и своим добрым словом, делом, а самое главное, молитвой помогали тому, чтобы здесь вновь забилось сердце и загорелась лампада. И сегодня Вознесенская Оршина обитель у нас является одной из самых многочисленных в епархии. Мне хотелось бы прежде всего поблагодарить матушек игумений Иулианию и Евпраксию, ваших сестер. И самая главная благодарность заключается, конечно, в том, что вы сами видите своими глазами то чудо, свидетелями и участниками которого вы стали. Это и есть самый главный подарок в нынешний день, потому что он исходит не от человеков, а от Отца Светов — от Того, Кто благоволил вас поставить во главе этой обители, быть Ему сотрудницами, выполняя то поручение, которое дал вам Бог и в котором Он Сам вас выбрал. И это водительство вы, наверное, как никто чувствовали и чувствуете, переживаете и благодарите за это Бога.

Во внимание к трудам на благо Вознесенского женского Оршина  монастыря глава митрополии вручил Архиерейские благословенные грамоты благотворителям и попечителям обители.

Игумения Евпраксия поблагодарила митрополита Амвросия за приезд и подарила ему икону преподобного Амвросия Оптинского. 

После богослужения глава митрополии совершил освящение Поклонного креста в память о подвизавшихся в обители монахах и монахинях, а также освятил кресты на купола строящегося храма всех святых, в земле Русской просиявших. По окончании освящения все молящиеся приложились к освященным  крестам. 

14 декабря 2021 года храм всех Русских святых был заложен митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием. В настоящее время в храме продолжаются отделочные работы. Исторически в монастыре существовала Успенская деревянная церковь. На данный момент монастырю второй храм жизненно необходим, так как в Вознесенском соборе часто проводятся реставрационные работы и в это время негде совершать богослужение, а богослужебная жизнь обители не может прерываться.

Справочная информация:

Архипастырю сослужили: архимандрит Амфилохий (Желябовский), игумен Дамаскин (Леонов), протоиереи Леонид Водолазский, Пётр Дубяго, Николай Дикий, Сергий Дикий, Валентин Васечко, Евгений Алексеев, священники Иоанн Казюра, Антоний Курсанин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов), диакон Андрей Филиппов.

За богослужением пел хор храма под руководством монахини Фамари.

***

Вознесенский Оршин монастырь, основанный не позднее XIV в., был первоначально мужским. Здесь начинал свой иноческий путь в конце XIV в. преподобный Савватий Оршинский, по некоторым источникам — один из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первое письменное упоминание о монастыре относится к XV в. — времени княжения Тверского великого князя Бориса Александровича, которого современники называли «боголюбивым и мнихолюбивым». Его попечением обитель была благоустроена, в ней возведен деревянный храм Вознесения Господня, позднее перестроенный в камне и в 1567 г. освященный святителем Варсонофием Тверским. В это время Оршин монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами. Имена настоятелей архимандритов Геронтия (†1550) и Иова (†1562) стали известны только в 2002 г., когда обнаружились их надгробные плиты. Синодик же Оршина монастыря, составленный в середине XIX в., начинался с архимандрита Геннадия, при котором освящался в 1567 г. Вознесенский собор.

В годы Смуты начала XVII в. во время польско-литовских нашествий обитель неоднократно подвергалась разорениям, но возрождалась вновь. Известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков вся братия во главе с настоятелем архимандритом Феодосием погибла как священномученики за веру Христову. 

О значительности обители в то время свидетельствует тот факт, что на Земский собор 1613 г. для избрания будущего царя Михаила Фёдоровича Романова был послан представителем от Тверской земли настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф.

Впоследствие обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим, и в 1649 г. монастырь был приписан к Тверскому Архиерейскому дому.

В Оршине монастыре издревле существовала иконописная школа, братия были известны как искусные иконописцы: к торжеству обретения мощей преподобного Нила Столобенского в 1667 г. оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного Нила (по-видимому, первая его икона), оказавшийся, по рассказам очевидцев, поразительно схожим с ликом самого угодника Божия в мощах.

Светлым периодом в истории монастыря стало время пребывания на Тверской кафедре Высокопреосвященнейшего архиепископа Григория (Постникова). Владыка проникся особенной любовью к уединенной Оршиной обители, так что надеялся даже обрести в ней свое упокоение. Началось обновление собора, к которому был пристроен трапезный храм, сооружены колокольня, монастырская ограда, каменный игуменский и деревянные братские корпуса. Владыка старался не только внешне благоукрасить обитель, но и обновить внутреннюю духовную жизнь братии. С этой целью им был составлен для Оршина монастыря «Синодик» — особая поминальная служба, в которой молитвенно объединялась вся Церковь, и живые, и усопшие, и прославленные во святых угодники Божии.

В 1903 году Оршин монастырь был преобразован в женскую обитель. Первой настоятельницей стала игумения Евдоксия (Жегунова) из Новоторжского Воскресенского монастыря. Под ее мудрым руководством обитель стала быстро благоустраиваться: через 10 лет здесь проживало уже около 140 сестер, были отреставрированы храм, игуменский корпус, возводились кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человеки» по особому чину. Была открыта монастырская церковно-приходская школа, в которой обучались крестьянские дети, устроен приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой мировой войны — приют для детей погибших воинов.

В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, была построена в Твери на средства обители каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (ныне переосвященная в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского).

Тяжелые испытания постигли монастырь после революции. Летом 1918 г. власти начали притеснять обитель и отбирать монастырские земли. В то время во главе Тверской епархии стоял будущий священномученик Серафим (Чичагов). Он принял особое участие в спасении сестер, делая запросы во все епархиальные женские монастыри с просьбой принять оршинских насельниц.

В 1919 г. монастырь был закрыт. Немногие сестры оставались какое-то время на территории разоренной обители, в стенах которой расположилась советская школа-интернат. Храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище.

Последняя игумения Виталия (Григорьева) с сестрами нашли приют в Твери при единоверческом Успенском храме. О некоторых оршинских монахинях известно, что они подвизались при Успенском храме и в те годы, когда там служил священномученик архиепископ Фаддей (Успенский) (1936–1937), поддерживавший своими молитвами и наставлениями изгнанниц. Многие сестры претерпели гонения и ссылки, судьбы большинства из них неизвестны.

В 1999 г. в Оршине монастыре была похоронена духовная дочь владыки Фаддея Татьяна Ивановна Былинкина. Перед смертью она приняла постриг с именем Фаддеи, в честь своего уже прославленного Церковью духовного отца. При жизни матушка сподобилась многих духовных дарований, и могила ее почитается монастырскими сестрами и ее тверскими духовными чадами.

В 1992 г. по инициативе тверского краеведа Б.Н. Ротермеля, усердием протоиерея Николая Васечко, настоятеля Казанского храма в с. Власьево, по благословению епископа Тверского и Кашинского Виктора после семидесятилетнего запустения Вознесенский Оршин женский монастырь был возрожден.

Первой настоятельницей стала монахиня Иулиания (Ритониеми). Будущая настоятельница впервые ступила на святую монастырскую землю 15 июня, в день Святого Духа и празднования памяти своей небесной покровительницы благоверной княгини Иулиании Новоторжской. Впоследствии многие важнейшие события становления монастыря происходили в дни празднования памяти благоверной княгини-мученицы, принявшей возрождающуюся обитель под свое покровительство. Вскоре из Коломенского Ново-Голутвина монастыря приехали первые послушницы — будущие игумении тверских монастырей Евпраксия и Лариса.

Совершение первой монастырской Литургии в праздник Смоленской иконы Божией Матери, 10 августа, было отмечено особым явлением помощи Божией. На службу нужно было добираться из Твери катером по Волге. В тот год были сильные лесные пожары, и дым, смешавшийся с августовским туманом, густо застилал реку. Рейс уже собирались отменить, когда сестры достали Смоленскую икону и священник начал прямо на палубе служить перед ней молебен с акафистом. Дым сразу рассеялся. Пораженные этим чудом работники пароходства несколько лет бесплатно возили сестер монастыря и паломников.

Первые годы восстановления обители были самыми трудными. Из жилых построек сохранились лишь стены небольшого игуменского корпуса XIX в., жить в монастыре было практически негде. В судоходный период до него добирались на катере. Когда навигация заканчивалась, священнику и сестрам приходилось от с. Савватьево пешком преодолевать 7 километров через лес, неся с собой всё необходимое для богослужения. Собор и настоятельский корпус не отапливались, и, когда начались морозы, оставаться на Орше стало невозможно. Тогда владыка Виктор благословил сестер зимовать в Твери при храме святой великомученицы Екатерины в Затверечье, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря.

И пока на Оршу прокладывали асфальтовую дорогу, приспосабливали для службы собор, ремонтировали келейный корпус, на подворье ежедневно совершались богослужения по монастырскому чину, сестры проходили необходимые послушания, проводились катехизаторские беседы, открылась библиотека. Постепенно восстанавливался Екатерининский храм.

В 1996 г. владыка Виктор принял решение преобразовать Екатерининское подворье в самостоятельный Свято-Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а Оршин монастырь возглавила монахиня (ныне игумения) Евпраксия (Инбер).

23 февраля 2020 г. в мир иной отошел профессор Московской духовной академии А.И. Сидоров (монах Кирилл). Он был погребен в Вознесенском Оршине монастыре. 

Главный храм монастыря — Вознесенский собор, в котором все три восстановленных престола освящены Великим освящением. Центральный, в честь Вознесения Господня, — в 2015 г., 

южный, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, — в 2007 г., северный, в честь святителей Варсонофия Тверского и Димитрия Ростовского, — в 2017 г.

Существовало еще три, упраздненных, вероятно, после разорения монастыря в Смутное время, престола — Рождества Иоанна Предтечи «на палатех», великомученицы Екатерины и преподобного Онуфрия Великого.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.