09.12.2021 | Епархия

Приветствие митрополита Тверского и Кашинского Амвросия участникам межрегионального круглого стола «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига»

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Исидору, митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому, участникам межрегионального круглого стола «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига»

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Исидор, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы наместники и игумены, матушки игумении, братья и сестры, сердечно приветствую всех вас, собравшихся для общения о монашеских добродетелях и монашеском подвиге.

«Свет монахов суть ангелы, монахи же свет для всех человеков», — писал преподобный Иоанн Лествичник. Подобно ангелам, монахи должны быть носителями света для всех верующих христиан. В поиске нравственных ориентиров люди обращаются в монастыри и там черпают силы, вдохновение, видя подвижников, они по-настоящему загораются исполнением Евангельских заповедей и, загоревшись, несут Свет Христов в мир.

Монашеский подвиг — квинтэссенция всей христианской нравственной системы. Монаху мало лишь просто исполнять Божественные заповеди — он должен стремиться к ангельскому идеалу, становиться олицетворением Евангельского благовестия. Каждый христианин призван верой, делами и словами проповедовать Благую весть о Воскресении Господа нашего и Спасителя, но монах всегда стремится подняться на ступеньку выше, подобно ангелам, оторваться от этого земного мира. Реальность же современной жизни, как мы знаем, многих монахов призывает во имя любви совершать подвиги не только в уединенной келье, но и в самой гуще жизни, помогать нуждающимся, проповедовать слово Божие и быть всем для всех, по слову апостола Павла. 

Но это черта не только нашего времени. Мы знаем, что вокруг уединившихся в скиту или в монастыре монахов возникали селения и города, люди стремились во все времена жить рядом с монастырями, чтобы не терять духовную нить, указывающую путь ко спасению. 

Такими светочами полна Тверская земля. Монастырь преподобного Макария Калязинского, 500 лет обретения мощей которого мы праздновали в уходящем году, веками до своего разрушения был одним из центров монашеской жизни. Из обители вышли такие подвижники, как преподобный Ефрем Перекомский, основатель монастыря в Великом Новгороде, преподобный Паисий Угличский, основатель Покровского монастыря в Угличе, и другие отцы. Славится Тверская земля Нило-Столобенской пустынью на озере Селигер, на месте подвигов великого подвижника преподобного Нила Столобенского. Этот святой монах особенно известен своим подвигом: он принял обет никогда не садиться и не ложиться, а отдых ногам давал, опираясь на крюки, вбитые в стену кельи. Многочисленные чудеса совершаются на месте бывшей Савватьевой пустыни, где подвизался преподобный Савватий Тверской, и это свидетельствует, что его подвиг был приятен Господу. 

Отдельное слово нужно сказать о монахах-новомучениках Тверской земли. Одним из моих предшественников был священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Став монахом, получив степень доктора богословия, святой искренне вел аскетическую жизнь, которая не изменилась и после епископской хиротонии. Современники свидетельствовали о нем как об образце нравственного совершенства, в последние годы жизни святой был удостоен от Господа даров прозорливости и исцеления. В те же годы на Тверской земле просиял преподобноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), известный для своих современников как духовник Марфо-Мариинской обители в Москве. Он жил в селе Владычня Тверской области, там и обрел как прижизненное, так и посмертное почитание. 

Современное монашество во многом отличается от тех образцов, которые сияли в XIV, XV и даже XX веках. Современное общество характерно отсутствием достаточной физической и психологической выдержки, что становится проблемой и для монашества, поскольку выдержка, устойчивость, терпение — неотъемлемые качества монастырской жизни. 

Монашество в XXI веке столкнулось с вызовами, доселе неизвестными. Современные технологии глубоко проникают в монастыри. Каждый монах имеет мобильный телефон, компьютер, иногда — автомобиль. Это ставит вопрос не только о соблюдении обета нестяжания, но и, например, о погружении монаха в мир информации. Этот мир — поистине житейское море, воздвизаемое напастей бурею: сохранить мир в душе, погружаясь в это море, бывает очень и очень трудно. С соблюдением другого обета — обета послушания — неразрывно связана современная правовая культура: в ней высшей ценностью признаются права и свободы человека, и это определенно хорошо. Однако цель монашества — добровольно ограничить свои собственные права и свободы волей игумена. Человеку, желающему сохранить свои права и через это заставить жизнь в монастыре подчиниться себе, нет места в обители. Наконец, множество зависимостей также мешают человеку полностью посвятить себя служению Богу. Лечение от зависимостей должно быть неотъемлемой обязанностью монастыря, частью его служения не только самим монахам, но и людям вообще.

Безусловно, многие ответы на вопросы мы можем и должны почерпнуть в изучении Предания Церкви, творений святых отцов, особенно монахов. Тщательный анализ их трудов, успехов и ошибок поможет нам выработать срединный путь. Помимо теоретического изучения опыта нужно также и практическое погружение: необходим обмен опытом с монашеской традицией других Церквей мира. Наиболее известный и успешный пример в этой сфере — регулярный обмен делегациями с уже упомянутой мною Коптской Церковью. Одна из последних делегаций осенью этого года посещала у нас Нило-Столобенскую пустынь и Богородицкий Житенный монастырь в Осташкове. Наконец, главное — это движение, поскольку именно последовательность наших шагов и постоянство являются главными движущими силами духовного процесса. По древнему монашескому завету преподобного Бенедикта Нурсийского, одного из основоположников западного монашества, только молясь и работая мы вернемся к монашескому идеалу и будем совершенны, как совершен Отец наш Небесный.  

Верю, что участникам круглого стола удастся выработать необходимые формулы и направления для дальнейших размышлений, благодаря которым мы сможем по-монашески отвечать на вызовы современной жизни, храня свое сердце и ум, ища прежде всего Господа и не увлекаясь житейскими вещами, которыми мы вынуждены заниматься по послушанию.

митрополит Тверской и Кашинский

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.