30.07.2019 | 

Димитрий (Самбикин)

Хиротонисан: 4.01.1887, еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии;

с 28.10.1887 еп. Балтский, викарий Подольской епархии;

с 13.12.1890 еп. Подольский и Брацлавский;

с 2.11.1896 еп. Тверской и Кашинский;

с 6.05.1898 архиеп. Тверской и Кашинский;

с 26.03.1905 архиеп. Казанский и Свияжский;

умер: 17.03.1908.

Биография:

Димитрий (Самбикин) (1839 — 1908), архиепископ Казанский и Свияжский, церковный историк, агиограф, агиолог

В миру Самбикин Дмитрий Иванович, родился 3 октября 1839 года в слободе Караяшник Острогожского уезда Воронежской губернии, в семье прот. Иоанна Самбикина, внучатый племянник Киевского митр. Евгения (Болховитинова).

Учеба

В 1848-1853 годах обучался в Бирюченском духовном училище, в 1854 г.- в Воронежском духовном училище, в 1861 г. окончил Воронежскую духовную семинарию, в 1865 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию.

Еще студентом обратил на себя внимание ст. «Об открытии в селах библиотек» и открытием народной библиотеки в слободе, где родился. С 1865 г. работал библиотекарем в Воронежской публичной библиотеке, одновременно с января 1866 г.- в Воронежской духовной семинарии, где преподавал библейскую, всеобщую и русскую церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 гг.- практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 гг. безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном женском училище.

Служение в Воронеже

26 сентября 1866 г. рукоположен во диакона Воронежским еп. Серафимом (Аретинским), 1 октября — во иерея. Служил настоятелем храма в честь Рождества Пресв. Богородицы (Пятницкого) в Воронеже,

В 1867 г. получил ученую степень магистра богословия за сочинение «Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях» (опубл.: Тамбов, 1878).

В 1871-1872 гг. — председатель Воронежского епархиального съезда духовенства.

Ректор Тамбовской семинарии

С 1872 г. — ректор Тамбовской духовной семинарии, редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей». При нем было осуществлено преобразование духовной семинарии (по уставу 1867 г.), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 г. он пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени.

В июне 1872 г. был возведен в сан протоиерея.

Был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губ. статистического комитета, в 1875-1881 гг. был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 г.- Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 г. пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА, с 1881 г.- МДА, с 1882 г.- КДА, с 1883 г.- КазДА.

11 февраля 1877 г. пострижен в монашество Московским митр. Иннокентием (Вениаминовым), с оставлением имени Димитрий, 13 февраля возведен в сан архимандрита.

31 декабря 1880 г. был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 г. состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, в рамках его деятельности в июне 1881 г. проводил беседы в соборе прп. Сергия Радонежского в Санкт-Петербурге.

Ректор Воронежской семинарии

6 августа 1881 г. назначен ректором Воронежской духовной семинарии, с того же года также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей»; с 1883 г. — товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества; с 1884 г. — член епархиального училищного совета; с 1885 г. — товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. — председатель.

Укрепил дисциплину в семинарии, пополнил библиотеку новой литературой.

В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца.

На собственные средства устроил церковь в Бирюченском духовном училище.

Епископ Балахнинский, викарий Нижегородский

В декабре 1886 г. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, хиротония состоялась 4 января 1887 г. в Успенском соборе Московского Кремля, ее возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев).

Одновременно еп. Димитрий стал настоятелем Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря, в котором его трудами была возведена церковь во имя вмч. Димитрия Солунского и отреставрированы другие строения.

В 1887 г. назначен председателем Нижегородской археологической епархиальной комиссии и Нижегородского противораскольнического братства Св. Креста.

Епископ Балтский, викарий Подольский

28 октября 1887 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Троицкого монастыря.

Епископ Подольский

С 13 декабря 1890 г. — епископ Подольский и Брацлавский.

Часто объезжал епархию, изучал местные церковные древности, занимался устроением часовен и храмов. Открыл развалины Бакотского наскального монастыря, восстановил его и освятил, установил ежегодное празднование в монастыре.

В 1888 г. назначен председателем Подольского миссионерского общества и Подольского епархиального строительного комитета; с 1891 г. — действительный член Подольского губернского статистического комитета. В 1895 г. при нем в Каменец-Подольске праздновали 100-летний юбилей епархии, в Подольской духовной семинарии была учреждена стипендия его имени. Организовал церковное древлехранилище, епархиальную библиотеку, епархиальный миссионерский комитет, проводил внебогослужебные чтения и собеседования.

На Тверской кафедре

2 ноября 1896 г. был назначен епископом Тверским и Кашинским, 6 мая 1898 г. возведен в сан архиепископа.

В Твери владыка установил ежегодный крестный ход вокруг города с мощами благоверного князя Михаила Тверского, возродил обычай торжественного поминовения родителей преподобного Макария Калязинского, собирал материалы для восстановления почитания благоверной княгини Анны Кашинской.

По его инициативе была построена часовня у истока р. Волги, в июне 1902 г. учрежден Тверской ЦИАК, создан музей церковных древностей, открыты временные археологические курсы. В 1903 г. он участвовал в Областном археологическом съезде в Твери, где был почетным председателем отдела памятников церковной старины.

18 марта 1904 г. совет СПбДА удостоил архиеп. Димитрия ученой степени доктора церковной истории.

Архиепископ Казанский

 
 

С 26 марта 1905 г. — архиепископ Казанский и Свияжский.

Прибыл в Казань 13 апреля во время массовых революционных волнений. Со 2 по 10 июня 1905 г., несмотря на революционные события, совершил поездку по епархии, причем посещал именно русские села, где люди были наиболее подвержены революционной пропаганде.

С начала сентября 1905 г. волнения студентов охватили Казанскую духовную академию и семинарию, с 7 октября студенты академии принимали участие во Всероссийской стачке. Архиеп. Димитрий не выполнил распоряжения обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева об отчислении всех студентов, участвовавших в забастовке. Вместо этого он с 15 октября отменил занятия в академии и семинарии до 8 января 1906 г. В результате студенты духовных учебных заведений разъехались и не участвовали в революционных событиях в Казани.

Архиеп. Димитрий благословил духовенство и мирян присутствовать на патриотическом митинге 21 октября 1905 г., который перерос в массовые столкновения с революционерами, изгнание их из захваченного здания городской думы и разгром революционного движения в Казани.

22 октября архиеп. Димитрий вместе с мусульманским деятелем Галимджаном Баруди (Галеевым) возглавил официальную демонстрацию в поддержку Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка».

В 1906-1907 гг. владыка не высказывался по политическим вопросам, не поддерживал крайне правые силы и был обвинен их представителями в либерализме. Считал, что в предстоящем Поместном Соборе Российской Православной Церкви должны участвовать только архиереи, выступал против выборов епископов клириками и мирянами епархий, поддерживал предложение о разделении России на митрополичьи округа. Считал, что во главе Церкви должно стоять духовное лицо, но не заявлял прямо о необходимости восстановления Патриаршества.

Архиеп. Димитрий отменил запрет на богослужения и обучение в церковноприходских школах на «инородческих» языках, введенный его предшественником архиеп. Димитрием (Ковальницким), и поддержал систему Н.И. Ильминского.

В сентябре 1906 г. учредил Казанское историко-археологическое общество, заседания которого при нем проходили раз в 2 недели в архиерейском доме, а их протоколы фактически стали церковно-историческим журналом. По его благословению было создано церковное древлехранилище, в которое передавались предметы старины из приходских храмов, планировалось открытие церковно-археологического музея.

В 1907 г. способствовал учреждению в Казани 3-го викариатства и назначению Мамадышским епископом Андрея (Ухтомского), в ведение которого передавалось руководство «инородческими» приходами и миссионерской деятельностью.

В феврале 1907 г. было создано братство во имя Пресв. Богородицы при кафедральном Благовещенском соборе.

В 1907 г. был инициатором проведения в Казани торжеств, включавших праздничные богослужения и заседания с чтением научных докладов, в память 300-летия вступления на Патриарший престол патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена, 1500-летия со дня кончины свт. Иоанна Златоуста и 50-летия со дня кончины Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова). Ермогеновский и Златоустовский сборники были опубликованы за счет личных средств архиеп. Димитрия.

Был членом Московского противораскольнического братства святителя Петра Московского (1873), Киевского церковно-археологического общества (1873), почетным членом Палестинского православного общества (1892), МДА (1893), КДА (1899) и др.

Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Погребен 22 марта, согласно завещанию, под алтарем кафедрального Благовещенского собора в Казани в усыпальнице Казанских архиереев. Отпевание совершал Симбирский архиеп. Иаков (Пятницкий) в сослужении 4 епископов, а также родственников почившего (сына-архимандрита и 2 племянников-священников) и др. Могила не сохранилась.

Труды

Опубликовал огромное количество научных трудов, в т.ч. по догматическому богословию, Свящ. истории Нового Завета. В основных сочинениях он писал о церковной истории, прежде всего тех епархий, в которых он служил. Итогом работы в Воронеже стал «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» (Воронеж, 1884-1886. 4 вып.), содержащий сведения о 994 монастырских, приходских, кладбищенских и домовых храмах с указанием приделов, времени постройки храмов, их упоминаний в источниках, средств, употребленных на постройку или перестройку этих зданий, имен строителей, истории причтов и способов их содержания, количестве прихожан. Также был опубликован свод некрологических записей, которые вели во второй пол. XVIII в. купцы Елисеевы.

Составил описания Коротоякского Вознесенского, Валуйского Успенско-Никольского, Семилуцкого Преображенского, Белоколодского Преображенскогомонастырей, ряда церквей Воронежа.

Подготовил Житие свт. Митрофана, еп. Воронежского.

По инициативе архиерея в «Воронежских епархиальных ведомостях» была опубликована серия статей сельских священников с историко-этнографическими описаниями приходов.

В Твери вл. Димитрий подготовил фундаментальное издание о местных святых (Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907).

Главный труд Димитрия (Самбикина) — «Месяцеслов русских святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых», 14 томов которого (12 по месяцам и 2 дополнительных) были напечатаны в 1878-1907 гг. По значению в истории рус. агиологии вл. Димитрия сравнивали с Владимирским архиеп. Сергием (Спасским). Значительно уступая «Полному месяцеслову Востока» Сергия (Спасского) в научной глубине и основательности, Месяцеслов, составленный вл. Димитрием, превосходил его в подробном изложении церковно-исторических, обрядово-этнографических, фольклорных и даже фенологических сведений, в подаче библиографических указаний. Он не имеет себе равных по полноте и многоплановости сведений о рус. святых (в т. ч. местночтимых), о св. мощах, иконографии, крестных ходах, службах, а также о мн. святых Вселенской Церкви с т. зр. особенностей их почитания на Руси. Особое внимание автор уделял неканонизированным подвижникам благочестия, благодаря чему Месяцеслов и сегодня сохраняет научное и практическое значение (особенно для работ по подготовке новых канонизаций).

Архиеп. Димитрий также составил утвержденные Святейшим Синодом службы 12 апостолам (К., 1900) и 70 апостолам (К., 1900), акафист свт. Иоанну Златоусту.

(Материалы сайта Древо — открытая православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.