Феодоровская икона Божией Матери является главной святыней Вознесенского Оршина женского монастыря.
Сведения о начале сугубого почитания этого чудотворного образа Пресвятой Богородицы в нашей обители относятся к окончанию Смутного времени. Среди участников Земского Собора 1613 г., на котором избрали на царство Михаила Феодоровича Романова, был настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. На Уложенной грамоте в числе других стоит и его подпись. Предполагают, что, возвращаясь с Собора, настоятель доставил в родную обитель и список с Костромской Феодоровской иконы. В скором времени от новой святыни стали совершаться чудеса и исцеления. В середине XIX века, когда к Вознесенскому собору был пристроен теплый трапезный храм, в честь Феодоровской иконы был освящен его южный придел. Оршинская икона была известна, к ней приезжали отовсюду.
После преобразования Оршина монастыря в женский почитание иконы сохранялось и умножалось. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, стараниями игумении Сергии была построена в г. Твери на средства обители каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (в 1990 г., когда к лику святых причислили св. прав. Иоанна Кронштадтского, часовню освятили уже в его честь).
После закрытия и разорения обители многие монастырские святыни оказались безвозвратно утрачены. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю, слава Богу, не погибла. После разорения храма она находилась сначала у местных жителей, потом в частной коллекции, а затем была передана в Тверскую картинную галерею, где помещалась в экспозиции древних икон. В настоящее время Феодоровский образ Пресвятой Богородицы из Оршина монастыря хранится в фондах музея. Все насельницы обители и прихожане с надеждой ожидают того дня, когда древняя святыня займет свое прежнее место в храме.
26 июля 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, также пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицы. Этот село было некогда монастырской вотчиной. Удивительно, что за долгие годы, пока образ Пречистой Богородицы находился в пыли и мусоре, лик Ее не потемнел, лишь следы коричневой хозяйственной краски, похожие на капли крови, истекавшие из ручек Богомладенца, свидетельствовали о том, что святыня находилась не в храме. Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в московских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа большими размерами и иконографией.
На Оршу икона, пребывавшая сначала на Екатерининском подворье в г. Твери, вернулась в день своего престольного праздника – 29 августа 1996 г. С тех пор она не перестает являть всем просящим молитвенную помощь своего Первообраза.
27 марта, в день празднования Феодоровской иконы Богородицы, в монастыре, уже по давней традиции, торжественно отслужили Литургию Преждеосвященных Даров. Мы все просили у Царицы Небесной заступления и помощи, милостивого предстательства и избавления от скорбных обстояний и лютых болезней.
После службы инокиня Кира (Акопян), выпускница иконописной школы при МДА, преподаватель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих женских монастырей Тверской и Кашинской епархии, рассказала сестры монастыря и воспитанницам Детского Центра об особенностях иконографии Феодоровского образа Пресвятой Богородицы.
Феодоровская Костромская икона была обретена в 1239 году близ Городца костромским князем Василием Квашней.
Вскоре после прославления Костромской Феодоровской иконы стали появляться списки с нее, также ставшие чудотворными. Два из них просияли в Вознесенском Оршине монастыре как чудотворные.
Икона, привезенная архимандритом Иосифом, является точным списком с Костромской иконы. В середине XIX в. на икону была пожертвована драгоценная риза. В настоящее время список находится в Тверской картинной галерее.
Иконография иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами.
Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
Одно из клейм является иллюстрацией к судьбоносному для истории нашего Отечества событию, которое и вспоминается в сегодняшний день: в 1613 году всенародным Собором на Российский престол был избран новый царь — 16-летний Михаил Феодорович Романов.
К юному князю, который вместе со своей матерью, инокиней Марфой, находился в Ипатьевском монастыре Костромы крестным ходом принесли Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Послы просили инокиню Марфу благословить сына на царство. Опасаясь за его жизнь, она ответила отказом, ссылаясь на «младые лета» Михаила и отсутствие благословения его отца, но послы вновь умоляли мать благословить уже выбранного народом царя – её юного сына. Тогда инокиня Марфа, упав в слезах перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству!» С воцарением Михаила Феодоровича окончилось на Руси Смутное время. В память об этом было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери — 14/27 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16/29 августа.
Также весьма интересной представляется дальнейшее развитие царской темы в другом клейме – Феодоровской иконе молитвенно предстоят новопрославленные святые – царственные страстотерпцы.
Покровительницу династии Романовых особо почитали все русские самодержцы, а последний император — мученик Николай Александрович — в особенности. В 1909-1912 гг. в Царском Селе был воздвигнут великолепный Государев Собор, впоследствии называвшийся Феодоровским Государевым. Феодоровская икона сопровождала царскую семью до самой их мученической кончины. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над ними была найдена копия Феодоровской иконы, с которой царица Александра Феодоровна никогда не расставалась.
Возблагодарим Царицу Небесную за Её великие милости к нам, недостойным.
Будем умолять и далее, как и в древние лета, не оставлять нас Своим заступлением и помощью и оградить обитель нашу, град наш, страну нашу, всю вселенную нашу «от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати».
По материалам сайта Вознесенского Оршина женского монастыря