12.07.2022 | Епархия

Архиерейское богослужение прошло в знаменитом деревянном Тихвинском храме XVII века в Торжке

12 июля православные христиане отмечают праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост. Апостолы Пётр и Павел понесли труды и претерпели страдания. Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек, исцелял безнадежных больных, воскрешал умерших. Люди так почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Апостол Павел совершал непрестанные путешествия для проповеди Евангелия. Во время своих странствований он написал 14 посланий, которые, как говорит Иоанн Златоуст, ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Своей мудростью и красноречием он обращал тысячи людей ко Христу.

Накануне празднования святым апостолам Петру и Павлу митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Старо-Вознесенскую (Тихвинскую) церковь в Торжке — уникальный памятник русского деревянного зодчества, построенный в XVII веке без единого гвоздя. Высота церкви составляет 34 метра. Срублена она из прочного соснового леса. 

Церковь упоминается с XVII века, это был очень богато украшенный храм. Его внутреннее убранство заставляло современников восхищаться. Иконостас из 5 ярусов был богато украшен древними иконами, а венчала его икона-небо  «Троица Новозаветная». В трапезной находились старинные иконы, иконостас для которых был похож на колонны, обвитые диким виноградом. На потолке церкви располагалось большое деревянное паникадило в виде голубя с распростертыми крыльями. На его крыльях были подсвечники, свечи в них зажигались на большие православные праздники. Роспись на стенах храма сохранилась до сих пор и не потеряла былой яркости.

Глава митрополии совершил всенощное бдение в церкви Тихвинской иконы Богородицы. Архипастырю сослужили благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, настоятель храма протоиерей Сергий Бабак, духовенства Тверской епархии и гости. 

На богослужении молились прихожане и паломники.

На паремиях архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте епархии

За праздничным бдением хор духовенства пропел «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши» и тропарь праздника. 

Квартет под руководством диакона Иоанна Зорина исполнил Великое славословие. 

Митрополит Амвросий обратился с архипастырским словом:

Перед самым значимым в круге церковного года событием Церковь устанавливает пост. У нас есть четыре поста, и один из них именуется апостольским. По продолжительности он бывает разным, в зависимости от того, на какое число в тот или иной год выпадает Пасха. Исторически апостольский пост является некой компенсацией Великого поста, и изначально в древней Церкви он предназначался для тех, кто не соблюдал пост Великий. Но затем он стал самостоятельным. И пусть он не такой строгий, как Великий, или как Рождественский, или как Успенский пост, но тем не менее пост, как особое время углубления в себя, размышления над той целью, к которой человек стремится, готовит нас, христиан, к тому, чтобы глубже посмотреть на то событие, к которому мы приближаемся, и не просто отпраздновать или даже помолиться, а поразмышлять над тем, что означает для нас сегодня этот праздник.

Апостольское служение передано, конечно же, прежде всего апостольским преемникам — епископам. И епископы из века в век продолжают эту цепочку преемства. И благодать, которая даруется для служения, прежде всего подается для того, чтобы продолжатели апостолов были служителями Слова и того дела Христова, которое продолжили апостолы еще после того, как Христос воскрес, вознесся на Небо и даровал им Утешителя Духа. Но каждый из верующих людей тоже призван быть в какой-то степени продолжателем апостольского дела — словом, примером свидетельствовать о том, что такое жизнь во Христе. Безусловно, мы хорошо понимаем, что вера — это и ответ на работу сердца, и одновременно дар Божий, который приходит в жизнь человека подчас вопреки всей той работе, которую он совершает, а иногда даже совсем вопреки его образу жизни. Так случилось и с апостолом Павлом, который был гонителем христиан, но вдруг в одно мгновение переродился и стал глашатаем Христа. Призвание — это дар от Бога и тайна. Апостол Пётр был рядом со Христом и трижды отрекался от Него. Апостол Павел никогда Христа не видел и поверил в Него. Совершенно невозможные события, как кажется, и очень трудно определяемые линии жизни двух людей, которые в какой-то степени являются символами тех разных путей, которыми люди приходят к Богу, а точнее, путей, по которым Господь призывает к Себе людей. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, чтобы поставить вас, дабы вы приносил плод». И каждый из нас тоже имеет свою историю прихода в Церковь, прихода к Богу. Кто-то всю жизнь, с детства, но тоже не всегда идеально шел по этому пути, а кто-то в более зрелом возрасте вдруг обрел для себя Бога, хотя прежние установки, или работа, или идеология совсем, мягко говоря, этому не способствовали, а напротив, делали всё для того, чтобы человек никогда Бога в своей жизни не узнал. Дивны дела Божии и дивны дела Его призвания. Мы лишь можем, получив этот дар, поблагодарить Бога за то, что Он нам его дал. И, конечно же, в этой благодарности стремиться — как только мы можем, в силу своего образования, положения, сердечного намерения, личных талантов, умения общаться с людьми, — мудро и искренне, с молитвой говорить о Боге, может быть, даже не столько словом, сколько примером личной жизни, поступков и того вдохновения, получив которое от нас люди могут действительно сказать: в этом человеке поистине изображается Господь.  

По окончании богослужения глава митрополии поздравил всех с наступающим праздником и вручил награды. Во внимание к трудам на благо Михаило-Архангельской церкви г. Торжка и церкви Рождества Богородицы в с. Страшевичи Торжокского района медалями преподобного Нила Столобенского III степени награждены А.М. Набиулин, В.Л. Тутынин.

Справочная информация:

На всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Амфилохий (Желябовский), протоиерей Николай Алексеев, протоиерей Сергий Бабак, священник Виталий Колесник, священник Олег Волошин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский, диакон Михаил Быков. 

За богослужением пел хор храма под руководством Натальи Николаевны Павленко и хор духовенства под руководством диакона Иоанна Зорина. 

***

Впервые Старо-Вознесенская (другое ее название — Тихвинская) церковь была упомянута в писцовой книге Торжка в далеком 1625 году. В 1653 году первый храм обветшал и на его месте был возведен новый, который и является основой того здания, которое мы видим сейчас.

Со временем эта церковь многократно перестраивалась. Первая перестройка относилась к началу XVIII века. А в 1782 году под здание был подведен фундамент из  старицкого белого камня. В 1806 году у церкви появилась паперть, а в 1828 году изменилась глава.

В 1854 году недалеко от деревянной церкви была построена каменная Вознесенская церковь. Деревянную церковь хотели снести, а дерево продать другому приходу, но тверского архиепископа возмутило такое предложение и он запретил сносить церковь. Поэтому долгое время деревянный храм просто пустовал. Однако благодаря продолжительной совместной инициативе архимандрита Борисоглебского монастыря Антония и известного тверского собирателя старины А.К. Жизневского в 1883 году церковь вновь открыли и освятил в честь иконы Тихвинской иконы Божией Матери, которая издавна почиталась в этом приходе. На открытие приехало много почетных гостей, даже тверской губернатор А.Н. Сомов посетил Торжок. Чтобы сохранить в народе память о древней деревянной церкви, ее стали называть Старо-Вознесенской церковью.

В 1929 году богослужения в храме прекратились, всё внутреннее убранство храма было утрачено. В советское время существовал план переноса храма в Архитектурно-этнографический музей «Василёво» под Торжком. В середине 1970-х — начале 1980-х годов в храме проводились реставрационные и научно-исследовательские работы. Была возвращена первоначальная форма окон с наличниками, характерными для гражданской архитектуры Торжка конца XIX века. 

Удивительной особенностью постройки  является то, что она построена без перекрытий. Отличительная черта храма — легкое устремление вверх. Это достигается мастерски выдержанными пропорциями всех частей здания, динамикой уменьшающихся восьмигранных ярусов.

Внутри церковь выглядит необычайно просторной и светлой благодаря отсутствию перекрытий. На верхних ярусах сохранилась старинная роспись в стиле народного лубка: Знамение Божией Матери на восточной стене, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст по промежуточным сторонам света. 

Икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой, в настоящее время хранится в фондах Всероссийского историко-этнографического музея в Торжке. 

Тихвинский храм нуждается в реставрации. Реставрация 2000–2010-х годов во многом усугубила процесс разрушения храма. 

В 2010 году храм был приписан к Никольскому храму г. Торжка. 21 июля 2019 года в ходе визита в Торжок Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Старо-Вознесенскую (Тихвинскую) церковь. С 7 июля 2021 года настоятелем храма назначен протоиерей Сергий Бабак. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.