По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Собор в честь Преображения Господня г. Кимры

spaspreobrkimry1

Местная религиозная организация православный Приход Преображенского собора г. Кимры Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

171507, Тверская обл., Кимрский р-он, г. Кимры, ул. Урицкого, д. 65

 

Контактная информация:

  (48236)  3-19-70,  3-60-36,  3-67-50,  2-25-75

  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  http://kimry-sobor.ru/

 

История и описание:

Преображенский собор был заложен 21 июля 1902 г. над ключом (родником) слывущим по преданию, целебным. Проект новой церкви на 1000 мест был составлен архитектором Рыбинским в 1901 г. Точной даты освящения новопостроенной церкви пока установить не удалось, однако известно, что с 1911 г. для службы в храме был утвержден притч в лице священника, дьякона и псаломщика. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября месяца 1911 г.

Храм был трехпрестольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но последнюю в связи с трудностями того времени построить не удалось. Поэтому-то по соседству с храмом и была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщики В. Никольский, Г. Егоров, которых с 1913 г. сменил И. Муратов.

К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, проходящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, но левой стороне тракта Кимры - Ильинское (сейчас этого кладбища нет).

После революции местные власти запретили достраивать каменную колокольню Преображенского храма. Они мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.

В 1927 г. Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при том на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот был решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиозной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М.И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее).

Узнав, о решении закрыть храм прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Видя подобную реакцию власти благоразумно отступили, но ненадолго. Вскоре милиция арестовала большую группу лиц подозревавшихся как зачинщиков беспорядка.

После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. 27 октября 1929 г. суд приговорил к высшей мере: священника Колерова, А. Бойкова и Болдакова.

Спасо-Преображенский храм был закрыт и за считанные месяцы был переоборудован под культурный очаг — клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три комнаты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе была укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В культурном новоявленном очаге, разместившемся в бывшем храме, почему-то было не весело. Через несколько лет клуб закрыли, и в освободившихся помещениях был устроен склад зерновых культур.

Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта. В годы Великой Отечественной войны церковь разделила все тяготы военного времени со своим народом, внесла ощутимый вклад в конечную победу над фашистской Германией. Высшие власти страны оценили это, стали более терпимыми к церкви и ее деятельности. В стране было восстановлено патриаршество и осуществлен ряд других мероприятий, направленных на частичную реабилитацию попранных прав церкви. В Кимрах в 1947 г. в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В 1948 г. по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен впоследствии Патриарх Всея Руси.

Первым настоятелем храма (после его возвращения верующим) стал протоиерей Стефан Кондратьев. Затем эту должность занимали; епископ Никифор Никольский, протоиереи Сергей Бойков, Владимир Троицкий, Георгий Цинцевич и некоторые другие. Дольше всех (более 20 лет) настоятелем храма был протоиерей Иоанн Басюк (1940-1995). Имя этого видного и авторитетного священнослужителя было широко известно и почитаемо среди верующих. Не случайно после скоропостижной кончины проститься с ним пришли тысячи горожан, с выражением скорби и уважения к человеку, много сделавшему во имя православной церкви, самих верующих, возрождения храмов на кимрской земле.

В храме не прекращаются работы по его восстановлению в первоначальном виде и украшению. Еще в 1980-х годах его западная часть была расширена за счет кирпичной пристройки; в начале 1990-х годов собор был подключен к центральному отоплению. Особенно видимые изменения в его внешнем облике произошли за последние годы. Были восстановлены 4 главы с барабанами (включая центральную) и небольшая главка на апсиде (алтаре), снесенные после закрытия властями храма в 1929 г. В будущем будет восстановлена и последняя оставшаяся глава храма. В результате восстановительных работ храм стал выше, величественнее, приобрел свой первоначальный облик.

По материалам издания Коркунов В.И. Судьбы Кимрских Храмов. - Кимры, 1999.

Приписные храмы:

1) Церковь в честь Рождества Богородицы в Абрамове
2) Церковь в честь Рождества Богородицы в Креве
3) Церковь в честь иконы Божией Матери "Всецарица" в Неклюдове
4) Церковь в честь Воскресения Христова в Понизовье
5) Церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в Филиппово

Приписные часовни:

1) Целителя Пантелеймона – завершена. Кимры, Савеловская клиническая бол.
2) Никольская каменная часовня около Никольского храма - завершена. д. Белое, Кимрский р.

Поклонные кресты:

1) на месте дома свщмч. прот. Феодора Колерова
2) На месте бывшего кладбища
3) На месте бывшего монастыря

 

Клирики собора:

протоиерей Евгений Юрьевич Морковин

протоиерей Борис Тимофеевич Колышкин

протоиерей Алексий Дмитриевич Шевчук

протоиерей Владимир Витальевич Кириллов

 

© Фото. Сергея Павловича Носикова

 

Найти на карте:


Навигация

Система Orphus