В приходском доме храма Блаженной Ксении Петербуржской г. Твери состоялась очередная воскресная беседа из цикла «Знай свою веру». За чашкой чая настоятель протоиерей Сергий Дмитриев рассказал пришедшим о Таинствах Церкви. Эта тема, особенно в наше нестабильное время, когда через паутину интернета идёт борьба за души людей, очень актуальна. Раскрывая её, отец Сергий обратил внимание слушателей на то, почему Новый Завет называется Новым, и чем Христианская Церковь отличается от других религий и нравственных учений.
В христианстве нравственность служит приближением к Богу, ко Христу, для человека недостаточно быть только нравственным , его цель — быть богоподобным. Господь основал на земле Церковь и установил Святые Таинства, которые служат непосредственной жизни Бога в человеке и человека в Боге.
В Таинствах мы соединяемся с Богом, в залог будущей жизни в Царствии Небесном, становимся причастниками жизни вечной. Поэтому, как в жизни христиан центр, начало, цель и смысл — Христос, так и в Церкви самое главное — Таинства. Каково же катехизическое определение Таинства: «Таинство есть от Бога установленное священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Святого Духа».
Что же следует из этого определения?
1) что Таинства установлены Богом — они не человеческое изобретение;
2) содержится Таинство в Церкви и ею совершается;
3) Таинство есть священнодействие, то есть такое действие, которое совершается не каждым христианином лично, а священством;
4) Таинство имеет видимый образ, то есть определённый Церковью чин совершения;
5) условием принятия благодати Святого Духа является вера, и Таинство преподается только верным, а не всем подряд.
Наша православная Церковь содержит 7 Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение. Таинства можно разделить на две группы: неповторяемые (Крещение, Миропомазание, Священство, в идеале — Брак) и повторяемые (Покаяние, Причащение, Елеосвящение).
Далее батюшка остановился на значимости каждого Таинства и обратил внимание на существующие ошибки в восприятии Таинств и церковной жизни в народной среде. Каким же должно быть расположение к Таинствам Церкви?
Во-первых, это вера: без неё Богу угодить невозможно, а без правого её исповедования невозможно участие в Таинствах, через Таинства мы приобщаемся Богу, соединяемся со Христом и получаем благодать Святого Духа.
Во-вторых, мы должны желать этого соединения, жаждать Бога, искать Его, в богообщении полагать смысл и цель религиозной духовной жизни и принимать Таинства исключительно для этой цели, свободно и сознательно.
В-третьих, мы должны всячески избегать магического взгляда на Таинства, осознавать, что Таинство есть семя, залог, задание, а мы должны семя взрастить, задание выполнить.
Затем отец Сергий ответил на многочисленные вопросы прихожан самого различного плана.
Алла Бреднева, приход блж. Ксении Петербуржской г. Твери