170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

О православной педагогике и психологии духовенству

О православной педагогике и психологии духовенству

В Тверской епархии продолжают работу Курсы повышения квалификации для священнослужителей. 

2 октября лекционный день курсов прошел в Институте педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета. Доцент кафедры теологии Мещерякова Л.Я., кандидат филологических наук, прочитала слушателям лекции по православной педагогике и психологии.

Основная задача лекции данного блока - формирование у духовенства целостного и системного видения места религиозных культур и светской этики в структуре образовательного пространства школы. А также повышение профессиональной компетентности духовенства в преподавании курса ОРКСЭ, в освоении ими содержания, форм и методов преподавания данного курса и оказание теоретической и практической помощи.


СПРАВКА:

Весь комплексный учебный курс «Основ религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-го класса состоит из шести учебных предметов (модулей – см. ниже).

Выбор модуля родителем – очень важная задача. Родителям (законным представителям) прежде всего, необходимо уяснить для самих себя в какой культурно-исторической традиции они себя осознают, а затем подумать – хотят ли они, чтобы их дети продолжали культурно-историческую и духовно-нравственную традицию своих предков. Если вы родители (законные представители) осознаете свою историческую и духовную связь с православием, то открывается возможность выбрать для своего ребенка предмет «Основы православной культуры». Именно выбор будет иметь культурно-историческое и мировоззренческое значение как для самих родителей, так и для детей.

В соответствии с государственным стандартом дети, родители которых выбрали модуль «Основы православной культуры», будут изучать следующие темы:

  • Россия – наша Родина.

  • Введение в православную духовную традицию.

  • Культура и религия.

  • Во что верят православные христиане.

  • Добро и зло в православной традиции.

  • Золотое правило нравственности.

  • Любовь к ближнему.

  • Отношение к труду.

  • Долг и ответственность.

  • Милосердие и сострадание.

  • Православие в России.

  • Православный храм и другие святыни.

  • Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

  • Православный календарь. Праздники.

  • Христианская семья и ее ценности.

Одним из проблемных моментов в преподавании религиозных и религиоведческих знаний остается реализация культурологического подхода, методических рекомендаций в этом аспекте недостаточно, но все же попробуем немного разобраться в этом вопросе.

В научном сообществе, в государственных документах об образовании Православная Церковь понимается как «субъект русской культуры». В Законе 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль Православной Церкви, цитата: «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», таким образом, православная религия характеризуется как культурообразующая для России, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности. Изучение православной культуры, Предания Церкви в полноте всех его историко-культурных аспектов (мировоззрения, уклада жизни, традиций, календаря, культуры межличностных отношений, искусства и других) является задачей культурологического подхода в преподавании. Что такое культурология: у Ожегова – наука о духовной культуре; в современном понимании – наука, исследующая феномен культуры, как исторически-социального опыта людей, который передается из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов.

В отличии от культурологического подхода «обучение религии» или катехизация приобщают ребенка к практическому участию в жизни религиозной общины. Культурологический курс не может и не должен сопровождаться совершением религиозных обрядов, требованием от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме, не должен препятствовать их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению. Таким образом, преподавание курса ОРКСЭ имеет культурологический подход и не имеют отношения к обучению религии.

ОРОиК Тверской епархии

Возврат к списку