170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

«Почему астрология антинаучна? Богословский анализ»

«Почему астрология антинаучна? Богословский анализ»

Интернет-сайты и сетевые «паблики» с ежедневно обновляемыми гороскопами более чем востребованы в наш информационный век. Откуда такая популярность этого традиционного «лжеучения»? В лекции «Почему астрология антинаучна? Богословский анализ» на основании религиоведческого материала и свидетельств ассириологии постарались доказать всю неуместность и фантастичность такого феномена, как астрология.

В рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня», 13 декабря в Казанской церкви г. Твери (п. Власьево) была прочитана лекция «Почему астрология антинаучна? Богословский анализ».   

Предсказание по звездам зародилось в Древней Месопотамии около 3 тыс. лет до Рождества Христова. Наиболее ранней формой является астрология предзнаменований, зодиакальная астрология (7 в. до н.э.), гороскопная астрология – ее современный вид (с 5 в. до н.э.). В основании астрологии лежит учение о способах предсказаний земных событий и судьбы человека, основанных на исследовании расположения небесных тел и оккультного принципа: «что наверху, то и внизу», которое гласит, что человек, при помощи знаний о положении небесных тел, может влиять на свое будущее. Астрология является одной из древнейших оккультных занятий человечества.


Корни астрологии прослеживаются сквозь множество напластований и искажений. Истоки ее найдены в культовом календаре сакральной столицы шумеров Ниппуре, где выявлялось соответствие между последованием помесячного ритуала и наименованием текущего созвездия, общественным событием и астрономическим феноменом. Это строго регламентированный годичный устав государственного культа, четко прописывающий, а не прогнозирующий, необходимые обрядовые действа. Это и стандартное аграрно-календарное восприятие действительности, указывающее конкретную схему сельскохозяйственных работ (рытье каналов – сев – жатва). Этой календарной системе порядка 5 тысячи лет, ведь первые свидетельства о ней явственны в самых ранних шумерских текстах, и вряд ли кто-нибудь мог предугадать, что осколки мертвой традиции, т. наз. «пустой мифологемы», станут предметом пристального внимания, откровенной коммерческой удачей.

Исторический фундамент астрологии – это примитивная сакрализация космических объектов как небесных стоянок (светоносных храмов) шумерского пантеона. «Небесными объектами командовали те же самые боги, которые жили в городских храмах». Довольно рано проявилось мнение о двухчастности мира, разбитого на верх и низ, где естественным порядком вещей первое руководит вторым. Лишь позднее у вавилонян и ассирийцев проявилась примитивная «платоническая» трактовка таких взаимоотношений, по которой земные объекты обладают своими небесными прообразами. И именно у них стал доминирующим момент прогноза событий в изначально нейтральной культовой календарной сетке. Поначалу наблюдали за всеми небесными явлениями, но далее сконцентрировались на движении Солнца и Луны; выяснилось, что в течение года они проходят 12 и 18 созвездий соответственно. Возобладал солнечный зодиак, позаимствовавший названия созвездий из помесячного свода богослужебных ритуалов шумеро-вавилонского календаря. 


Сначала почитались 12 созвездий, а потом и сами знаки, связанные с ними. И решающая особенность календаря была исключительно ориентирована на личность царя, олицетворяющего государство, на корпоративную личность народа, на страну, и ни в коем случае на отдельного обывателя, конкретного человека. Бытие страны (и ее первого представителя – царя) зависело от правильного следования ритуальным предписаниям (и соответственно от четкого соблюдения календарной основы), отражающим целостный порядок – земной и небесный. Первый индивидуальный гороскоп был составлен в V веке, уже при потере Вавилоном независимости. А уже античность, средневековье, ренессанс существенным образом изменили данную религиозную традицию (возраст которой соразмерен самой письменной человеческой цивилизации), преобразовав ее до неузнаваемости, доведя ее до облика мистической идиосинкразии.

Трудно понять коммерческий и социальный успех астрологии, в то время как «традиционных» знаний и практик сохранилось много. Вероятно, эта архаичная религиозная практика сыграла на низких инстинктах человека: если существует «традиционная» предсказательная схема, то почему бы ей не воспользоваться в эпоху общедоступной информации.


Напомним, что данный проект осуществляется силами сотрудников Миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии.

Иерей Максим Мищенко,

редакция интернет-портала «Миссия сегодня» https://missioner-tver.ru/

Возврат к списку