170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Воскресное утро

Воскресное утро

В канун Недели 19-й по Пятидесятнице, памяти святителей Московских и всея Руси, глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.

Высокопреосвященнейшему владыке сослужило соборное духовенство: и.о. настоятеля собора иеромонах Агапит (Евдокимов),  протоиереи Михаил Беляев, Михаил Королев, иереи Сергий Губский-Борисов, Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиаконы  Михаил Мельник и Роман Соколов, диакон Антоний Пласичук.

На службе пел хор Воскресенского кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова). 

Митрополит Амвросий на утрене прочел Шестопсалмие.

В конце богослужения владыка вознес молитву о прекращении вредоносного поветрия.

После бдения  архипастырь поздравил духовенство, прихожан и гостей с наступающим воскресным днем и обратился с архипастырским словом:

«Поздравляю вас, братия и сестры с воскресным днем и памятью Московских святых. 

В прошлый воскресный день на утрене читалось Евангелие о том, как Мария Магдалина пришла помазать тело Иисусово на третий день после Его погребения. Вернее, это был даже не день, а раннее утро, только лишь начало рассветать. И она увидела камень, отваленный от гроба, и пустой гроб. Она не стала туда входить. Она побежала сразу к авторитетнейшему из апостолов, Петру, и тот вместе с Иоанном последовал за Марией, которая рассказала им о случившемся. Иоанн, будучи молодым и подвижным, пришел скорее Петра, но не стал входить первым во гроб, потому что нужно было дождаться старшего. И когда пришел Петр, они вместе вошли в гроб и увидели пелены, которые были свиты на одном месте, подобно тому, как если бы тело Христа испарилось. Пелены были ровно такими, но только без тела, как и были будучи обвитыми вокруг Его тела после погребения. 

Затем апостолы ушли, а Мария осталась и вошла после них в пещеру гроба. Она увидела двух Ангелов. Об этом мы читали и слышали сегодня. Один сидел у того места, где была глава, а другой, там, где были ноги положенного во гроб Господа Иисуса. После она вышла из гроба и увидела человека, которого приняла за садовника, и у них завязался диалог. В этом диалоге мы видим, как Мария не узнаёт, ни по голосу, ни по виду своего божественного Учителя. 

В то время, когда она шла ко гробу помазать Его, было еще темно, и можно было бы сослаться на тьму, на то, что ранний рассвет не давал ей точно увидеть очертания человека, с которым она общалась. Но теперь уже почти рассвело. И не физическая тьма застилала ей глаза, а некая пелена, которая присутствует на очах духовного зрения, на очах сердечных; пелена, которая есть у каждого из нас.

Но потом она вдруг узнала Господа, и воскликнула: «Раввуни!», что значит «Учитель!» Пелена будто упала с ее глаз, а точнее, открылись внутренние глаза ее сердца, которыми и мы, люди, живущие на земле, подчас видим Христа Невидимого, узнаем Его, находящегося рядом, и понимаем, что Он с нами, что Он с нами беседует, что Он нас слушает и отвечает нам на наше вопрошание. Даже тогда, когда Он молчит, ведь молчание — это тоже ответ, и, может быть, даже более красноречивый, чем самые сильные слова.

В этот вечер хотелось бы пожелать всем нам, чтобы очи наших сердец были всегда открыты и способны увидеть Того, Кто рядом с нами. Ведь и мы в своей жизни очень часто не видим Того, Кто с нами беседует, мы часто не видим Христа, Который приходит в образе человека, нуждающегося в нашем слове, в нашей помощи, в нашем ободрении. Мы подчас не замечаем Его в больном, немощном, в несчастном человеке. Мы ожидаем чего-то сверхъестественного, каких-то видений, особенно торжественных и невероятных по своему масштабу или значимости откровений. Но Христос приходит к нам очень просто, подобно тому, как Он пришел тогда на рассвете и встал напротив Марии Магдалины, которая Его сразу не узнала. Так и мы в жизни своей очень часто не узнаем в людях, приходящих и обращающихся к нам Христа, Который приходит к нам за утешением, за тем, чтобы сообщить нам Свою волю, за тем, чтобы приободрить, а может быть и передать через нас другим людям тот свет и радость, которыми мы вполне способны с ними поделиться.

Дай Бог, чтобы очи сердца нашего были способны увидеть Того, Кто к нам приходит. Но для этого нужно очищать и само сердце, ибо по слову Евангелия, и мы хорошо об этом знаем, «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Там, где сердце заполнено злобой, завистью, эгоизмом, самомнением; там, где оно заполнено тщеславием, ненавистью и другими качествами и состояниями, несовместимыми с нахождением человека рядом с Богом, там это сердце закрыто, и очи слепы. Такой человек не может осязать, увидеть, услышать голос, находящегося рядом с ним Спасителя. Поэтому нужно очищать свое сердце; очищать от гордыни, очищать от всего наносного и неестественного для человека, созданного Творцом по своему образу.

Я желаю, чтобы Господь давал нам всем сил, разум и решимость постоянно очищать свое сердце и наполнять его смирением и любовью. И помог нам убрать очень сильное и, может быть даже, самое главное препятствие к духовной жизни. Убрать из него осуждение; осуждение, которое делает человека слепцом, а вернее, человек сам себя через осуждение делает слепцом. Поэтому пребывая в осуждении, человек не способен узреть Бога. Дай Бог, чтобы очи сердца нашего очищенного всегда были открыты, и смогли видеть Того, Кто постоянно находится рядом с нами. Аминь».

Фотогалерея

***

Утреня – переживание пришествия Мессии, Спасителя. По слову святителя Киприана Карфагенского, на утреннем богослужении мы должны вспоминать Воскресение Христово: как люди узнали утром о Воскресении Христовом, так и мы каждое утро должны вспоминать об этом. В других памятниках речь идет о воспоминании нами божественного просвещения. Как солнце освещает землю, так Господь просвещает наши сердца, душу и ум. На воскресной утрени нам предлагается евангельский столп, состоящий из 11 чтений. Все одиннадцать Евангелий читаются последовательно за утреней в воскресные дни в течение всего года, начиная с Недели Всех святых и до Недели ваий включительно. Все они посвящены событиям, связанным с воскресением Иисуса Христа. Сегодняшнее евангельское чтение (Ин. 20:11–18) повествует о явлении Воскресшего Господа Марии Магдалине, Которого она сначала приняла за виноградаря; и об убеждении ее, по слову Господа, в Его Воскресении.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку