23.02.2020 | 

Не пройти мимо Христа

В Неделю мясопустную Святая Церковь посвятила Евангельское чтение воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде Христовом. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия.

23 февраля, в Неделю о Страшном суде, митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Божественную литургию в церкви Успения Божией Матери д. Иванищи Старицкого района. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Старицкого округа протоиерей Димитрий Каспаров, настоятель храма иерей Иоанн Носков, духовенство.

После чтения Евангелия (Мф., 106 зач., XXV, 31–46) владыка Савва обратился к прихожанам с проповедью, в которой предложил их вниманию притчу про то, как в некоем селе ждали Христа, и одна женщина Мария, будучи уверенной в своем благочестии, первой ожидала почетного гостя в свой дом. Три раза приходил Христос к Марии: в образе мальчика, просящего помочь его болящей матери; соседа, просящего помочь отелиться корове; нищего, просящего тепла и пищи. Однако Мария прогнала всех со словами: «Мне некогда, я Христа жду». 

Эта притча, рассказанная некогда архимандритом Павлом (Груздевым), свидетельствует об истинном отношении к ближнему, вторя предложенному сегодня евангельскому отрывку о предстоящем Страшном суде.

Если в светском суде мы можем подать жалобу, — отметил владыка, — пройти некие инстанции, даже обвинить судей в негуманности, то суд Божий – безапелляционный. Почему столь «несправедливо»? Потому что ответчики – мы с вами, а вопросы будет задавать наша совесть. Каждый будет сам себе и прокурор, и ответчик. И в зависимости от нашего ответа мы будем или со Христом, или без Него в аду.

Что есть ад и рай? Состояние души. Рядом с Богом мы чувствуем умиротворение, раскаяние, обличение совести, а причастившись – становимся сынами Божиими. Когда же отвергаемся добродетели, осуждаем, злимся, проклинаем — в сердце нашем раздражение и смятение. Это и есть состояния рая и ада.

Подобное тянется к подобному, потому и душа наша на том свете сделает выбор сама. Если мы желаем жить и быть со Христом, нам надо любить друг друга. В этом — смысл жизни, во Христе — наше упование.

Владыка призвал убояться пропустить Христа, Который находится в ближнем.

По завершении литургии митрополит Савва подчеркнул, что замечательный Успенский храм д. Иванищи, один из редких памятников XVI века, есть та небольшая слава бывшей здесь монастырской обители, сокровищница Старицкого района и всей Тверской епархии. Владыка пожелал, чтобы стараниями неравнодушных людей, настоятеля и прихожан, милостью Божией храм возродился в былом величии.

По окончании богослужения владыка подарил каждому из прихожан книгу «Святые земли Тверской», а также принял участие в чаепитии. 

История церкви

Церковь Успения Божией Матери в д. Иванищи — соборный храм бывшего Иванишского мужского монастыря — возведена в 1534-1542 годах на средства боярина Ивана Шигоны (Поджогина), которому и принадлежало село в XVI веке. Успенский храм имел два теплых придела: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На берегу р. Волги возле бывшего монастыря еще в начале ХХ в. было старинное кладбище, где, по преданию, была монастырская приходская церковь, «обслуживающая требы вотчинных людей».

О построении Иванишинской церкви среди местного населения сохранилось следующее предание: «Однажды в летнюю пору мимо Иванишинского монастыря проезжал неизвестный путник. Прекрасная местность, среди которой был расположен монастырь, привлекла его внимание, и он остановился здесь, чтобы полюбоваться чудной картиной природы и отдохнуть под тенью соснового леса, в котором тогда росло много малины. Нужно заметить, что путник страдал необычным и страшным недугом, а именно: однажды во время сна через открытый рот в его желудок вползла змея, и после того он стал чувствовать мучительные боли, от которых не мог избавиться никакими средствами. Усталый и измученный болезнью путник, уснув под тенью леса, видит сон: ему снится, что он чувствует невыносимую жажду, но вот пред ним является кто-то и в открытый рот льется ему вода. Путник чувствует, как холодная струя проходит чрез горло; это из него выходила змея, заслышав запах малины. Больной проснулся и увидел, что мучившая его змея, шипя и извиваясь, скрылась в кустах росшего вблизи малинника. После того путник почувствовал себя совершенно здоровым и в благодарность Господу за исцеление построил храм, существующий в селе Иванищи и до сего дня».

Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Собор выполнен в традициях московского зодчества, архитектура сооружения отличается ясностью форм, строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле.

Фотогалерея

Фото диакона Евгения Некрасова

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.