26.12.2020 | 

Освящëн Введенский храм Новоторжского монастыря

Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — один из древнейших в России. Обитель основана раньше Киево-Печерской лавры на тринадцать лет. Ее основал преподобный Ефрем около 1038 года. Верным соратником и учеником святого Ефрема был преподобный Аркадий Новоторжский, память которого Церковь молитвенно чтит 26 декабря.

В этот день в Борисоглебской обители митрополит Тверской и Кашинский Амвросий освятил Введенский монастырский каменный храм, которому в этом году исполнилось 400 лет. Архипастырю сослужили и.о. наместника Борисоглебского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский) и духовенство Тверской епархии. 


Борисоглебский монастырь за время своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с Отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах: в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз — во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз — в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и мирянами. Замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.


Восстановление Введенской церкви произошло в 1620 году. Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные Наркомата юстиции вскрыли гробницу и обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем в обители разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы перед открытием  — Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция Музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлены были только Свечная башня и участок крепостной стены, окружающей монастырь.

В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря Музеем и Православной Церковью. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря стал игумен Вассиан (Кураев).

Но только в 1995 году пять монахов поселились на территории монастыря в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни.


Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению.

В 2019 году обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который привёз в дар обители ковчег с частью мощей преподобного Аркадия Новоторжского. К празднику ковчег с частицей мощей преподобного Аркадия был установлен в центре храма для торжественного поклонения верующих. 

После освящения храма митрополит Амвросий совершил Божественную литургию на новоосвящëнном престоле. 

Архиерей помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.


После Евангелия архипастырь обратился к предстоящим со словом проповеди:

«Побед и правления народом, политического освобождения ожидали иудеи от Мессии. Но Господь принёс им иную свободу. И если первой, политической, свободы они страстно ждали, то второй — духовной, истинной — свободе отчаянно сопротивлялись, ибо боялись. Именно поэтому Господь на их вопрос не говорит: “Да, Я и есть Мессия”, ибо Он — не тот Мессия, которого жаждали вопрошавшие. Но Он говорит: “Вы не верите делам Моим”. А дела Его были не в освобождении народов, не в управлении армией, не в выступлениях на трибунах, не в судействе над народом. Дела Его были иными: Он исцелял больных, прощая их грехи, Он воскрешал мёртвых, кормил хлебами голодных, отстаивал невинно осуждённых — делал то, что делает добрый Пастырь, любящий овец Своих. 

Иудеи же ждали пастыря иного. Потому они и не были овцами Христова стада, ибо они не хотели принадлежать Его власти, слышать и узнавать Его голос. Его, способного положить жизнь Свою за овец Своих. Они хотели видеть победителя народов, защитника от противостоящих, а не Того, кто обещает Своим ученикам, что их будут ненавидеть, избивать, заключать в темницы, даже когда “всякий, убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу” (Ин 16:2)».


Во время сугубой ектении диакон произнёс прошения о прекращении губительного поветрия, вслед за ним правящий архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.

На заупокойной ектении были помянуты почившие игумены и братия монастыря, а также архимандрит Константин и иже с ним во огненной стихии живот свой скончавшии.  

После заамвонной молитвы архипастырь совершил славление с пением величания преподобному Аркадию Новоторжскому и освятил икону Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая была специально написана по случаю 400-летия Введенского храма.


Заканчивая богослужение, владыка поблагодарил духовенство и всех собравшихся на богослужение в этот знаменательный для обители день за совместные молитвы и труды по возрождению монастырского ансамбля:

«Всякий раз, когда прикасаешься к древности, освящённой трудами, подвигами, кровью и молитвами наших предшественников, — удивляешься, поражаешься, восхищаешься и благодаришь Бога за эту великую милость. Эта святая обитель, созданная в честь благоверных страстотерпцев князей Бориса и Глеба, была основана раньше, чем Киево-Печерская лавра, в 1038 году, слугой благоверных князей преподобным Ефремом. Он после гибели святых братьев прибыл в пределы Новоторжской земли и сначала совершал евангельские дела милосердия: кормил голодных, помогал безродным, а потом на этом месте начал совершать свои монашеские подвиги. Затем к нему прибыл благочестивый юноша Аркадий, который поражал всех не по годам стойкой верой, любовью ко Христу и Церкви, благочестием и чистотой жизни. Их молитвами, их праведными трудами созидалась и укреплялась сия святая обитель. Она пережила и множество нашествий: монголо-татарское нашествие, походы литовцев, поляков. Мы сегодня поминали архимандрита Константина с братией обители и мирян: 400 лет назад они собрались в деревянном храме на этом месте и были сожжены поляками. Потом этот храм был воссоздан в 1620 году и вновь, уже в XX веке, претерпел, как и вся обитель, поругание. Здесь были и узники, которые находились в строгом режиме заключения, здесь был и лечебный санаторий для страдающих алкоголизмом, здесь был и этнографический музей. Но по милости Божией мы сегодня являемся свидетелями и собирателями плодов тех, кто был здесь прежде нас и сумел какую-то часть этой обители уже восстановить. И ныне мы призывали Духа Святого, и Господь Его наитием, внимая нашим с вами молитвам, освятил престол храма сего и весь храм. Здесь вновь зажглась свеча и начало полноценно биться сердце Христовой Церкви». 

И.о. наместника Борисоглебского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский) обратился к правящему архиерею со словами благодарности за совместное служение и освящение монастырского храма:

«Благодарю Вас за то, что прибыли к нам в этот особый день — в день торжества в честь 400-летия воссоздания сожжëнного поляками в 1609 году храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как Вы сказали, действительно, много пришлось претерпеть нашей святой обители за время её существования, и даже в последнее время, в XX веке выпало на нашу святую обитель нелëгкое испытание. Но Господь милостив. Господь сподобил, что снова здесь теплится лампада молитвы и снова возносится молитва, но самое главное — совершается Святая Евхаристия».

Владыка поздравил с престольным праздником прихожан и подарил каждому книгу о духовной жизни и мандарины. 

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

На Божественной литургии митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Амфилохий (Желябовский), архимандрит Аркадий (Губанов), протоиерей Николай Алексеев, протоиерей Сергий Желябовский, иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Вадим Капитонов, иеромонах Марк (Святогоров), игумен Корнилий (Малинин), игумен Силуан (Шальнев) иеромонах Гавриил (Хальченя), иеромонах Дамаскин (Леонов), протоиерей Георгий Беляков, протоиерей Димитрий Марковский, протоиерей Вадим Желябовский, иеромонах Амвросий (Желябовский), священники Иоанн Березюк, Александр Горячев, Александр Данилин; диаконы Иоанн Зорин, Георгий Шабалов, иеродиакон Геласий (Чистяков). 

На богослужении пел хор под управлением Марка Качанкина.

***

Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — один из древнейших русских православных монастырей. Основан преподобным Ефремом около 1038 года.

Устроитель обители преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей Бориса и Глеба, после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришёл в землю древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обременённый житейскими недугами и страстями. Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно — иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе, где и возник Борисоглебский монастырь.

Святыни обители: мощевики с частицами мощей благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских. Церкви монастыря: Борисоглебский собор, построен в 1796 году, с двумя приделами — преподобных Ефрема Новоторжского и Аркадия. Над Святыми вратами — Нерукотворного Образа Спасителя, построена в 1811 году, над церковью устроена колокольня. Введенская церковь построена в 1833 году, при церкви устроен придел в 1879 году в честь святых праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви — колокольня старой архитектуры. При настоятельских кельях — Входоиерусалимская церковь.


Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.