170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Праздник новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бологом

Праздник новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бологом

В этот воскресный день Церковь чтит память новомучеников и исповедников Церкви Русской — всех, кто в годы гонений пострадал за веру Христову. Сре­ди уби­тых и за­му­чен­ных бы­ло неис­чис­ли­мое мно­же­ство пра­во­слав­ных: ми­рян, мо­на­хов, свя­щен­ни­ков, ар­хи­ере­ев, един­ствен­ной ви­ной ко­то­рых ока­за­лась твëр­дая ве­ра в Бо­га. 

В Неделю 35-ю по Пятидесятнице, в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Троицком храме города Бологое. Правящему архиерею сослужили исполняющий обязанности благочинного Бологовского церковного округа, настоятель храма протоиерей Сергий Желябовский и духовенство епархии.


Накануне были помянуты о здравии и об упокоении те, за кого через сайт епархии были поданы поминальные онлайн-просьбы.

После Евангельского чтения митрополит Амвросий произнёс проповедь:

«Слова утешения нужны не только в периоды гонений на веру, но и в сложной жизненной ситуации, в которой оказался встреченный нами человек. Мужество необходимо не только на войне, но и в повседневной борьбе с ложью, несправедливостью, да и просто в далеко не всегда легкой жизни. Истина, которую мы исповедуем, не есть лишь философская категория, не принадлежит к пространству серой бессмысленности, неопределенности, эта Истина есть содержание нашей жизни. И в первую очередь в ней она должна проявляться. 


И чтобы жить в соответствии с этой Истиной, нам необходимо проявить мужество. Мужество в готовности признать себя слабым, мужество в готовности поступиться собственным комфортом ради страждущих, мужество в готовности быть честным, не прибегать к хитростям и уловкам для достижения ни сиюминутной выгоды, ни долгосрочного успеха. Мужество в готовности снять розовые очки и взглянуть своим страхам в лицо. Мужество в готовности принять другого человека как своего ближнего. Всё это мужество в гораздо более непростых условиях проявили вспоминаемые нами ныне новомученики и исповедники Церкви Русской, которые оказались под человеческим судом, следуя голосу своей совести. Дай Бог и нам проявлять это мужество ежедневно, чтобы нам не оказаться под судом собственной совести, действуя вопреки ей».

На сугубой ектении диакон вознёс прошения о прекращении губительного поветрия, о прекращении вражды и средостений среди людей, о мире и любви. Архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции. 

На заупокойной ектении была совершена молитва о «в годину лютых гонений за веру Христову умученных и убиенных, в темницах и узах от болезней, глада, ран и хлада скончавшихся». 


После Великого входа митрополит Амвросий рукоположил во пресвитера диакона Троицкой церкви города Бологое, выпускника бакалавриата СПбДА 2019 года (заочно) и преподавателя химии общеобразовательной школы № 57 в Бологом диакона Евгения Чайкуна.

По заамвонной  молитве были пропеты тропарь и кондак святым новомученикам и прочитана им молитва. По окончании  богослужения настоятель храма протоиерей Сергий Желябовский обратился со словами благодарности к митрополиту Амвросию и от лица прихода подарил архиерею картину с изображением Троицкого храма в Бологом:

«Один старец говорил, что не только молитвы Бог слышит, но и переживания, и волнения сердечные тоже принимает. Вот и Вы посмотрите на картину, вспомните о нашем храме, и Господь увидит Ваше сердце и нам поможет». 

Митрополит Амвросий поблагодарил настоятеля за тëплые слова приветствия и поздравил всех пришедших на воскресное богослужение:

«В последние годы мы видим, как изменилась наша церковная жизнь. Те, кто помнит её в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия, прекрасно знают, какое отношение тогда было у людей к Церкви и какая огромная разница в этом отношении присутствует между тем временем и настоящим. Тогда невозможно было, особенно молодым людям, перейти порог храма, потому что повсюду была слежка, и всякий, кто приходил в храм, подвергался осмеянию, а то и исключению из школы. Родители подчас могли лишиться работы или же получали нарекание, порицание, им ставили преграды на пути продвижения по службе. 

Сами гонения, конечно, начались в двадцатые годы, а также продолжились в послевоенное время. Именно тогда многие люди свидетельствовали о своей вере даже до смерти, ничего не боялись и никого не устрашались. Они и стали тем семенем, доверенным земле. Их кровь сегодня принесла плоды нам, людям, живущим в XXI столетии. И всё внешнее возрождение, которое мы сегодня имеем, — новые храмы и монастыри, и абсолютная свобода в исповедании нашей веры — всё это их заслуга. Поэтому мы с вами должны о них помнить, читать и узнавать о них, через сердце своё пропускать память о них, через молитву. Должны говорить о них и не забывать о них, и особенно рассказывать молодому поколению, юношеству и детям нашим, когда они подрастут и смогут воспринять эти рассказы в должной мере, ради их назидания и пользы.


Я очень рад, что наконец смог оказаться в этом храме. Рад, что вы не переставали ждать. Хорошо понимаю чувства ставленника, который намеревался быть рукоположен 10 января и почти месяц ждал своего рукоположения.

Мне самому назначили архиерейское рукоположение на 6 марта, но буквально за два дня до этого заболел Святейший Патриарх Алексий II — у него тогда было воспаление лёгких, и он отложил мою хиротонию. Она совершилась лишь через 20 дней, то есть 26 марта. Я понимаю это чувство смущения и расстройства, но одновременно у человека появляется время, чтобы помолиться, подготовиться и свою жизнь ещё раз проанализировать. 

Мы выполняем послушание Священноначалия, и Церковь устроена так Господом и самими апостолами, что меньший благословляется большим и подчиняется большему, а больший по любви, по мудрости своей и ради блага церковного благословляет меньшего. В этом состоит благословение для самой Церкви, ведь она не может смешиваться с мирским духом. Она не должна жить по законам мира сего. Сменяются политические режимы, сменяются общественные устройства, а Церковь остаётся той же благодаря тому, что она с самого начала исполняет благословение своего Главы и Основателя — Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, благоволившего, чтобы Церковь жила по своим законам и не принимала то, что чуждо ее природе. Автократия и демократия, консерватизм и либерализм — всё это находится за пределами церковной ограды. В церковной ограде мы должны стремиться жить по-евангельски, так, как передали нам святые апостолы.

Я желаю, чтобы в вашей общине жизнь совершалась именно на основании Священного Писания и Священного Предания нашей Церкви и церковных канонов.

Хочу сегодня поздравить иерея Евгения с днём хиротонии. “Мужайся, Церковь Христова, и державствуй над всуе борющими” — это слова одного из новомучеников и исповедников Церкви Русской, святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, который из 33 лет своего архиерейского служения лишь 3 года правил на кафедре, а 30 лет был в лагерях и ссылках. Пусть эти слова всегда звучат в памяти Вашего сердца, ведь они были обращены к страдалице — нашей Матери Церкви в день Вашей иерейской хиротонии, в день Вашей личной Пятидесятницы, в которую нашествием Духа Святого Вы были поставлены на служение церковное. Быть священником — это значит принять всё, что в Своей земной жизни принял Первосвященник и Подвигоположник нашего спасения Господь Иисус Христос: в смиренной бедности начало, презрение, осуждение, клевету, предательство, поругание, суд и Крестную смерть. Это наш путь, и никто нам не обещал здесь, на земле, рая и благоденствия. И каждый из нас, преследуемый миром, который не любит тех, кто не от мира, должен пройти его до конца в надежде на совоскресение с Тем, Кто воскрес из мёртвых и обещал нам вечную радостную Пасху. Служите честно и праведно в послушании старшим по хиротонии и чину, памятуя всё, что обещали перед крестом и Евангелием, принимая священническую присягу; и о том, что за всякое не только дело, но и слово, и мысль надлежит каждому из нас дать ответ на Страшном Суде Христовом. Пусть добрые примеры Вас назидают и побуждают, а от злых бегите, как от огня; без осуждения, конечно, но твёрдо уклоняясь от творящих волю не Божию, но свою и врага спасения. Будьте строги к себе и милостивы к людям, которые будут приходить к Вам на исповедь и просить утешения и молитв. Врачуйте их милостью, ведите их к соединению со Христом в Таинстве Евхаристии и грядущей вечности. Пусть благословение Божие пребывает с Вами.


Мне хотелось бы пожелать всем вам, дорогие братья и сёстры, чтобы вы, приходя на Божественную литургию, готовились всякий раз приступить ко Святому Причащению. Мы приходим в храм не для того, чтобы постоять, послушать, посмотреть и уйти или даже попеть и почитать. Мы приходим на Литургию для того, чтобы соединиться со Христом в Таинстве Святой Евхаристии. И лишь те, кто постоянно и упорно совершают смертные грехи, не могут причащаться. А если вы живёте с доброй совестью, по мере сил своих и здоровья стараетесь соблюдать постные дни, молитесь, и если вы даже падаете, но встаëте и с надеждой на милосердие Божие идёте дальше за Христом, не совершая самых страшных деяний, — не отворачивайтесь от Чаши со Святыми Телом и Кровью нашего Божественного Искупителя, ведь Он на землю и пришёл ради того, чтобы оставить нам Самого Себя. Он Сам выходит к нам всякий раз навстречу и позволяет нам особенно теснейшим образом соединиться с Ним и общаться именно в Таинстве Святого Причащения. Поэтому я благословляю и желаю вам, чтобы вы всякий раз за Божественной Евхаристией обязательно причащались. И не оправдывайтесь тем, что вы недостойны, потому что это самооправдание, а чаще всего это оправдание собственной лени. На самом деле не так трудно прочитать правило ко Святому Причащению и прийти соединиться со Христом в Таинстве Святой Евхаристии».

Каждому архипастырь подарил на молитвенную память книги о духовной жизни.

 

После Божественной литургии архиерей совершил заупокойную литию по скончавшемуся в Тбилиси (Грузия) в первые часы нынешнего дня новопреставленному архимандриту Антонию (Гулиашвили).


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация:

На Божественной литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Сергий Желябовский, иеромонах Марк (Святогоров), рукоположëнный за Литургией во иерея священник Евгений Чайкун, диакон Иоанн Зорин, диакон Георгий Шабалов. 

За богослужением пел хор Свято-Успенского Старицкого монастыря под руководством регента Сергея Богданова. 

***

Свято-Троицкая церковь — старейшая из действующих в городе Бологое. Храм был построен при старом кладбище на месте деревянного храма Иоанна Предтечи 1755 года. Средства на строительство церкви пожертвовал капитан И.А. Мельницкий. Вчерне здание было сооружено в 1801/02 годы, внутренняя отделка продолжалась ещё несколько лет. Здание церкви выполнено в стиле позднего классицизма.

До 30-х годов XX века церковь считалась кладбищенской. В 1935 году она была закрыта, но в 1945 году снова открылась по просьбам верующих.

Десять лет Бологовская земля стояла без храма. Однако духовная жизнь продолжалась, так как именно на это время приходятся воспоминания очевидцев о чудесах Божьих на земле Бологовской. Когда отборные немецкие части подступали к городу в 1941 году и уже подошли к посёлку Куженкино, был организован крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Говорили о явлении Богородицы, после чего враг отступил, хотя силы были несоизмеримы.

После того, как в 1938 году был уничтожен великолепный Покровский собор, Свято-Троицкая церковь стала считаться приходской.


Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку