170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

По вере вашей

По вере вашей

10 октября в канун Недели 18-й по Пятидесятнице, памяти преподобных Харито́на Исповедника, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Ра́донежского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в церкви Рождества Христова (в Рыбаках) г. Твери.

Владыке сослужили благочинный I-го Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, настоятель храма протоиерей Петр Дубяго, диакон Иоанн Зорин.

За всенощным бдением пел хор храма под руководством регента Екатерины Галаховой. 

После богослужения митрополит Амвросий обратился к присутствующим с архипастырским словом:

- Утреня воскресного дня, дорогие братья и сестры, независимо от времени года, приносит в нашу жизнь какую-то особую свежесть. Свежесть весеннего утра, в которое ученики Христовы узнали о воскресении своего Учителя. Каждый раз, когда мы молимся словами Церкви за богослужением накануне воскресного дня, и особенно когда мы слышим Евангелие, которое читается в эти минуты, мы вновь чувствуем присутствие этой свежести, этого воскресного утра; пасхального утра, которое приходит в нашу жизнь каждую неделю, каждый воскресный день.

Сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как Мария Магдалина наконец могла в самые ранние утренние часы наступившего после субботы дня пойти туда, где было погребено тело Того, Кто в её жизни занял особое место. Изменив и преобразив эту жизнь, Он запомнился ей так, что она не могла ту любовь, которую она стяжала к своему Учителю не выразить, не помазать ароматами Его тело, находящееся уже во гробе. В эти утренние часы она пришла ко гробу, но мучилась одной мыслью - как же она сможет туда попасть? Ведь этот гроб был особенным.

Эта была пещера, и к ней приваливался огромный камень, который по желобу, сделанному в земле, мог отодвигаться лишь несколькими сильными людьми. И что же она могла тогда сделать - слабая женщина, пришедшая к этому гробу, и не надеющаяся отвалить этот камень. Но она увидела, что камень уже находится в стороне от гроба. 

Тогда она побежала к Петру и Иоанну. Она сказала о том, что гроб пуст, и в нем никого нет. Если обратить внимание на события, которые произошли прежде, буквально несколько дней тому назад, мы увидим поразительную вещь. Петр уже отрекся от своего Учителя. Он явил слабость там, где заявил ранее о своей силе. О его малодушии знали и другие ученики. И о том, что он фактически предал Того, Кому клялся в верности. Тем не менее, Мария Магдалина спешит к Нему. И несмотря на свое предательство, несмотря на свое малодушие, Петр все равно остается авторитетным среди апостолов. Наверное, он обладал такими особыми чертами характера, что они простили ему эту слабость. Простили даже до того, как воскресший Христос троекратным «любишь ли Меня?» восстановит его в апостольском достоинстве. Петр, являя вновь и вновь свой очень сильный, наполненный эмоциями, характер, бежит ко гробу. Но его опережает Иоанн, который моложе Петра, который приходит ко гробу и видит, что в нем остались лишь пелены. И потом, когда приходит Петр, он, будучи молодым, не дерзает без старшего входить в пространство гроба для того, чтобы удостовериться в Воскресении Христовом. И только вместе с ним он видит этот гроб пустым. Они видят пелены, лежащие свитыми, точно такими же, какими они были на теле Христа. Они видят, что Христос прошел сквозь эти пелены. Это удивительно простое, но одновременно очень сильное свидетельство о Воскресении Христовом они несут дальше и рассказывают об этом другим ученикам.

Всякий раз это Евангелие так просто, но так убедительно входит в верующее сердце, и наполняет его вновь и вновь тем, что должно и нас сподвигнуть к тому, чтобы мы также просто, как свидетели, не просто слышавшие, но видевшие очами своего сердца пустую пещеру и Воскресение Христово, говорили бы об этом тем, кто еще не слышал об этом  и также привлекали к этому пустому гробу людей, которые ищут туда дорогу.

Я поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с сегодняшним воскресным утром. Утром, потому что богослужебно мы сегодня переживаем именно воскресное утро, хотя сейчас вечер субботнего дня. И с тем, чтобы мы вновь и вновь почувствовали эту весеннюю свежесть Пасхи, которую каждый раз верующий человек сердечно и духовно переживает. Это переживание - не какие-то эмоции, это духовный опыт, который каждый, кто через него проходит, знает и понимает. Я сердечно благодарю вас за совместную молитву. Молитву, которая погружает нас в пространство Воскресения; молитву, которая приближает нас к пониманию не умом, а сердцем того, что рационально постигнуть невозможно, но все же позволяет приблизиться каким-то образом к чуду Воскресения и к чуду грядущего воскресения каждого из нас.

Мне хотелось бы поблагодарить, прежде всего, отца настоятеля, отца Петра, и всех тех, кто трудится в этом храме и много потрудился за прошедшие годы, чтобы поднять его из руин. Впереди еще немало трудов.  Видно, что вы с большой любовью относитесь к своему храму. В нем очень чисто, в нем очень светло, в нем каждая деталь говорит о том, что здесь все сделано со вкусом и любовью. Каждая мелочь говорит о том, с какой любовью люди здесь молятся и с какой любовью они относятся к внешнему убранству храма. Я сердечно благодарю вас за эту любовь к благолепию дома Божьего и к молитве, за любовь к богослужению, которое сегодня, признаюсь вам, погрузило меня в мои детские годы. Наверное, и акустика храма была точно такой же и пение в храме было таким же. И люди в такой же тишине, очень сосредоточено стояли и молились. Их тоже было немного. Я тогда, будучи еще ребенком, тоже пытался подпевать, а потом для меня было большим счастьем пойти в алтарь прислуживать и петь на клиросе. Сегодня та же самая атмосфера, атмосфера семидесятых и восьмидесятых годов прошедшего уже века вновь вернулась в память моего сердца. Наверное, это невозможно сделать специально, но это так, и я об этом свидетельствую. Потому что люди тогда умели молиться и молиться так, что мы учились этой молитве. Мне очень радостно, что и вы также молитесь и учите вере тех детей и тех молодых людей, которые переступают порог храма. Учите этой молитве в тишине, во внимании и этой любви к благолепию дома Божиего.

Со словом приветствия к правящему архиерею обратился настоятель храма протоиерей Петр Дубяго:

- Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка, мы благодарны за добрую оценку, которую Вы сделали нашему приходу. Мы действительно сейчас совершили молитву утрени воскресного дня. Богослужение воспринимается особенно, когда за ним молится правящий архиерей нашей Тверской и Кашинской епархии. Да, действительно, храм находился в очень запущенном состоянии. Приходилось вкладывать в него много трудов всем приходом. Я надеюсь, что Вы еще придете, послужите Божественную литургию. Храм освящен в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Еще у нас два придела, один в честь апостолов Петра и Павла, а второй в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. От лица всех прихожан и от себя лично благодарю Вас. Помоги Вам Господи в первых шагах на Тверской земле. Дай Господи, чтобы Вы здесь подольше задержались.

Фотогалерея

***


Храм Рождества Христова (в Рыбаках) находится почти в самом центре города Твери, по улице Вольного Новгорода (бывшей Косой-Новгородской, одной из улиц знаменитого трехлучья середины XVIII века), рядом с набережной реки Волги. В старину на этом месте находилась Рыбная слобода. Отсюда и прибавка к названию храма Рождества Христова - «что в Рыбаках». Церковь и сохранившийся рядом дом церковного причта составляют единый архитектурный комплекс.

Храм является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Каменное здание, которое можно видеть сейчас, построено на средства прихожан в XVIII веке. Жители Рыбацкой слободы возвели его на месте сгоревшего деревянного храма.

В пожаре 1763 года здание пострадало, оно было перестроено в двух приделах – главный, во имя Рождества Христова, и боковой (левый придел), во имя апостолов Петра и Павла. В 1836 году попечением купца Кобелева обустроен третий придел (правый) – в честь святителя Митрофана Воронежского, сподвижника Петра Великого.

Здание построено в стиле московского барокко. Западная часть церкви, расширенная в 20-м веке, завершается изящной шатровой колокольней.

После революции, отменившей духовность, и особенно в 30-е годы шло жестокое уничтожение культовых зданий.  Не избежал печальной участи и храм. В разное время здесь были расположены коммунальные квартиры, лавки по продаже обуви и керосина.

Конец 1990-х годов стал временем начала новой страницы истории церкви.  По воле Божией она была возвращена прихожанам, которые под началом  настоятеля отца Петра Дубяго приложили немало сил, чтобы вернуть святыне достойный образ. Так тверитяне продолжают духовные традиции своих праотцов, что в прошлые века жертвовали во имя Господа  свои труды и немалые средства.

История храма хранит имена всех жертвователей.

В 2001 году в храме возобновились богослужения. В 2010-2012 годах в храме была проведена масштабная реставрация. В 2010 году вновь выстроена колокольня. Воспроизведены, утраченные в советское время, белокаменные наличники восьмерика и апсиды.

В 2013 году храм обрел колокола. Сегодня в храме идет активная приходская жизнь, продолжается благоустройство церкви и прилегающей территории. 

Для детей и взрослых организованы воскресные школы по изучению основ православия; на постоянной основе силами прихожан и доброхотов организуются различные тематические выставки.

Храм известен также тем, что здесь с особым почтением хранится частица мощей святителя Митрофана Воронежского. Ковчег хранится в приделе имени святителя, эта святыня всегда доступна для поклонения верующих. Образ Богородицы «Всех скорбящих Радость»  - единственная икона, которая уцелела после пожара 1763 года. С закрытием храма икона была утеряна, до сих пор ее местонахождение не известно. Чтобы почтить эту святыню, в 2003 году была написана новая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Древний ростовый образ святителя Николая был пожертвован храму в 2002 году.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ


Возврат к списку