170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Плоды, достойные покаяния

Плоды, достойные покаяния

1 марта в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Великую вечерню с чином прощения. Тверское духовенство, игумении женских монастырей Тверской епархии, верующие жители города собрались в соборе, чтобы помолиться друг за друга, попросить взаимного прощения, простить ближних, получить благословение у архипастыря на Великий пост.

По окончании богослужения митрополит Савва прочитал молитву на начало Великого поста, напутствовал верующих на прохождение Святой Спасительной Четыредесятницы.

Мы часто переживаем в жизни события, - сказал владыка, - которые ввергают нас в смиренное состояние. На нас обрушиваются жизненные удары, которые сопутствуют нам на протяжении большей части нашей жизни. Эти удары бывают разными - от возникающих непредвиденных обстоятельств до искушений, с которыми мы сталкиваемся в нашей духовной жизни. Соприкасаясь с этими недобрыми обстоятельствами, мы чаще вспоминаем Бога, по известной русской поговорке.

Это не случайно, поскольку пока мы находимся в переживаниях радости и веселия, то очень часто не задумываемся о Боге, особенно в состоянии мнимого благополучия, когда нас все удовлетворяет, нам нравится наше безмятежие, и мы ни в чем не нуждаемся. Наш русский народ можно сравнить с израильским народом, который в ветхозаветные времена, путешествуя по пустыне, получал необходимую пищу в избытке, т.е. благо, и наслаждался им так, что забывал о Боге, уклонялся в идолопоклонство, когда создавал золотого тельца. Господь посылал какой-то удар, и народ впадал в какие-либо скорби, дабы опомнились и вспомнили о Своем Избавителе. Таким образом, и все человечество впадает из крайности в крайность.

У христианина все должно быть иначе. Христианское благочестие заключается в твердом неложном пути, по подобию речной глади, прозрачной, безмятежной, не имеющей никакого волнения, тихой и безмолвной. Хотя мы и претерпеваем удары судьбы, но наше отношение к скорбным и непростым обстоятельствам жизни должно быть спокойным. Для того, чтобы наша духовная жизнь была ровной, Господь посылает нам малые удары, малые скорби. Это четыре многодневных поста, которые равным образом распределены на весть период года.

Перед нами снова Великий и душеспасительный пост, то время, когда мы едим не все подряд, а то, что нам предписывает Устав церковный. Кто-то скажет, что нет в том ничего сложного – одно вкушать, а другое исключить. На самом деле это очень сложно. Нам кажется, что отношение к пищи посредственно, только внешнее и никак не влияет на внутреннее состояние человека. В какой-то степени с этим можно согласиться, но тогда зададим себе вопрос: «Почему Адам и Ева, вкусившие запретный плод, были лишены райской жизни? Они всего лишь съели какой-то плод». Получается, что мы должны с полной серьезностью относиться к тому, что предписывает нам Святая Матерь Церковь.

Есть очень поучительный случай из жизни святителя Феофана о том, как некая благочестивая христианка, приехав к нему, призналась, что во время путешествия выпила в среду всего лишь стакан молока и что страшного в этом ничего, по ее мнению, нет. Святитель ее поправил, сказав, что в действии, совершенном ею, может быть, страшного ничего и нет, но подобным действием она дала пощечину всей Церкви. Святитель Феофан, затворник Вышенский, живший в недалекое от нас время, придавал особое значение Великому посту, вспоминая именно то самое Адамово изгнание за некое внешнее действие.

Хотя мы говорим о посте как о воздержании от каких-либо видов пищи, необходимо и внутреннее наполнение великопостного времени. В первую очередь, нужно не осуждать тех, кто не постится. Известна одна конфузная история о том, как некий преступник, в очередной раз убив человека, нашел в кармане своей жертвы кусок сала и не стал его есть, поскольку вспомнил, что день был постный. В день скоромный он вкусил добытое сало, считая, что не совершил тяжкого греха. На двух чашах этих весов мы видим человеческую жизнь и пост, внешнее благочестие и отсутствие внутреннего содержания.

Время Великого поста особенное, оно имеет много нюансов, множество правил и установлений, но нам необходимо держаться золотой середины, которая является нашим принципом действия в духовной жизни, как рекомендуют нам святые отцы. Они сравнивают наше тело с ослом, которого не докормишь – не пойдет, перекормишь – упадет от разленения. Поэтому важно среднее состояние, дающее необходимую силу настолько, чтобы пройти пост с пользой.

В начале поста мы много говорим о его истинности, о том, что можно и чего нельзя есть. Важно также предупредить то состояние, которое происходит после того, как пост заканчивается, чтобы, разговляясь, не впасть в иную крайность - вкушение разного рода пищи, - занимаясь еще одним тяжким грехом – объедением. Дабы избежать пагубной крайности, мы должны быть ровными во всем.

Молитвенное время поста располагает ко многому размышлению о Боге. Но и после окончания великопостных дней мы не должны забывать о Боге и не делать добрых дел. Какие добрые дела мы можем сотворить Великим постом, какие подвиги понести? Они встречаются почти на каждом шагу, но мы не всегда придаем им значение и подвига не видим. Например, посещение длительных великопостных служб, когда чувствуешь усталость, не все, что читают и поют хорошо слышно, но нужно потерпеть, постараться постоять всю службу и попытаться подумать о Боге, вникнуть в то, что читается и поется. Другой пример – терпение домашних и служебных неурядиц, когда мы стараемся не вступать в ссоры и конфликты, не осуждая никого. А за осуждение сотворить хотя бы три поклона и помолиться о здравии того человека, кто стал объектом нашего осуждения.

Полезно просто почитать Евангелие, вникнуть в Слово Божие, прочитав одну-две главы. И это тоже определенный подвиг. Но прочитать не для того, чтобы отчитать определенное количество страниц или глав, а прочитать, чтобы понять, что написано, что сказано Богом.

Бывает, имеющие постную трапезу вкушают безмерное количество еды. Если сократить порцию наполовину, то уже будет небольшой подвиг. Бросить курить для страдающего недугом курения и перестать пить в пост спиртные напитки для пьющего тоже станет подвигом. Самое важное в дни Великого поста и после него – принести жертву Богу в виде нашего воздержания, наших размышлений о Боге, тем самым, освящая свой ум.

Нам дается великая возможность - изгнать из себя бесов. Это и наши страсти, и грехи, в которые мы впадаем. Это то, что душу и сердце удерживает от состояния райского. Мы знаем завет Христа Спасителя: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 7:21). Хотел бы, чтобы мы с вами попытались понести подвиг – покаяния, очищения, чтобы мы могли приумножить в себе любовь Божию. Если не будет в нас Божественной любви, то истребит наш город Господь Бог, как некогда было с городами Содомом и Гоморрой, поскольку не увидел в них Господь ни любви, ни благочестия.

Принесем достойные плоды покаяния – очищение, воспоминание о Боге, частое произношение Иисусовой молитвы. Принцип прохождения Великого поста, по слову Священного Писания, - это примирение друг с другом. Господь говорит: если принесешь дар твой к алтарю и вспомнишь, что брат твой имеет нечто «на тя, остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим» (Мф. 5:23-24). Поэтому сегодня каждый из нас просит друг у друга прощения. Очень важно, чтобы мы просили прощения нелицемерно, не ради исполнения некоего обряда и обычая, необходимо, чтобы это прощение было искренним. Не со снисхождением к немощи человеческой, не с горделивым чувством: «да, прощаю» или «Бог простит», но прощая человека от всей души, от всего сердца и не вспоминая потом никогда никаких обид и поступков прощеного.

К чему нас призывает Господь в день прощеного воскресенья? К твердости в вере, в любви, в подвиге поста и молитвы, к твердости и последовательности в исполнении заповедей Божиих и всепрощению друг друга.

Я хотел бы попросить прощения у всех. У дорогих отцов-настоятелей, священников, матушек-игумений, у вас, братья и сестры, за то, что вольно и невольно, взглядом или словом как-то оскорбил вас, привел в какое-то ненужное чувство или раздражение. Прошу у вас прощения, простите, Христа ради. Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас.

В завершение митрополит Савва коленопреклоненно испросил прощения у пастырей, монашествующих и верующего народа.

По традиции участники богослужения попросили друг у друга прощения.

Фотогалерея

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Возврат к списку