170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Освящение колоколов в храме святителя Николая в Никольском

Освящение колоколов в храме святителя Николая в Никольском

13 декабря Православная Церковь молитвенно чтит память святого апостола Андрея Первозванного, который получил своё наименование за то, что прежде других апостолов последовал за Иисусом Христом и стал Его учеником. Этот день также совпадает с Неделей 27-й по Пятидесятнице, когда за богослужением вспоминается евангельское чудо об исцелении Спасителем женщины, которая в результате болезни не могла разогнуться (Лк 13:1017).

В Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Андрея Первозванного, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в церкви святителя и чудотворца Николая в селе Никольском Калининского района. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма иеромонах Агапит (Евдокимов) и духовенство епархии.


На проскомидии владыка помянул о здравии и упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Во время пения антифонов митрополит Амвросий совершил чин поставления в звонаря Павла Провоторова. Архиерей благословил Павлу ношение подрясника и прочитал молитву:

«Господи, Боже наш, Царю веков и Творче всех, времена и лета сотворивый и круг праздников уставивый. Призри на раба Твоего сего Павла и благослови его к чину звонарей Церкве Твоея присоединенным быти, даруй ему благодать Пресвятаго Твоего Духа, страстей очищение и здравие телесное, во еже имети ему по вся дни попечение безпорочное о послушании церковнем и прияти мзду вернаго раба Твоего милостию и щедротами Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».


После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью, посвящённой истолкованию обстоятельств исцеления Спасителем согбенной женщины (Лк 13:1017), в которой обратил внимание на то, что только любовь Господа может даровать исцеление нашим душам: 

«Сегодня перед нашими духовными очами предстаёт женщина, скованная болезнью так, что не может разогнуться. Мы видим, как в синагогу входит Господь, Который “разрешает”, то есть буквально “развязывает” и освобождает её от рабства недугу, придавливавшему её к земле. Мы видим и фарисея, обвиняющего Христа в том, что Он исцеляет в день субботний. Господь говорит ему: “Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?” (Лк 13:15−16). 

Итак, мы видим женщину, освобождённую от болезни, которая прижимала её к земле. И видим начальника синагоги, который также отягощён и придавлен к земле своими собственными представлениями о благочестии, о правильном и неправильном, и он не способен от них освободиться.


Господь приходит в наш мир, чтобы сделать всех нас свободными. Избавить от рабства греху и распутать те узлы, которыми мы сами себя обвязали с ног до головы, прижав к земле. Мы можем не видеть собственного положения, можем настолько привыкнуть к болезни и связывающим нас путам, что совсем перестанем их замечать, и они покажутся нам всего лишь продолжением нашей личности. И чаще всего мы действительно не способны объективно оценить то положение, в котором оказались.

Все мы связаны в той или иной степени. Все мы духовно согбенные и нуждаемся в Господе, Который нас исцелит. И все мы в день воскресный, в новую субботу, в которую воскрес Христос, приходим в Его дом, чтобы Он освободил нас от рабства греха, развязал нас от тяжести грехов и исцелил. С радостью мы “собираемся вместе в известный день и поём песнь Христу, как Богу”. Мы пьём из Чаши, в которой Сам Христос. Мы переживаем благодать, когда соединяемся в Причастии Христу, предвкушая грядущий праздник вечной свободы. 

Так происходит каждую неделю: мы выходим из храмов, из дома Отца нашего, и скитаемся на стране далече. Чтобы в святой день вновь прийти к Нему в объятья, соединиться с Ним, принять исцеление, освободиться от тяжести грехов. Мы сломлены, но не отвергнуты. Мы связаны, но Бог нас освобождает. Мы больны, но Он, исцеляющий Господь, посреде нас, собранных во имя Его. Мы, может быть, и не знаем, какой именно больны болезнью, но Он знает. И мы верим, что Он придёт и исцелит нас от неё».  

На сугубой ектении диакон произнёс особые прошения о прекращении губительного поветрия, после чего архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.

По окончании Литургии владыка совершил освящение звонницы Никольского храма, состоящей из 7 колоколов. Первый раз позвонить в колокола по традиции смогли все желающие.


Затем митрополит Амвросий поблагодарил духовенство, прихожан и гостей, молившихся в храме, и обратился к ним с кратким словом: 

«Дорогие, отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с воскресным днём и днём памяти святого апостола Андрея Первозванного, а также с освящением колоколов этого храма. Всегда радостно, когда видишь созидание. Мы призваны к созиданию, а не к разрушению. Дай Бог, чтобы таланты и дары, которые есть у каждого из нас, всегда служили нам ко спасению, созиданию собственной жизни, созиданию жизни Церкви и созиданию всего, что вокруг нас. 

Мне хотелось бы поблагодарить людей, которые своими трудами, усилиями и средствами послужили к созданию этих колоколов и к созиданию нашей церковной жизни. Сегодня впервые, наверное, в моём архиерейском служении и впервые, может быть, даже в жизни епархии был совершён чин поставления в звонаря. Павел, поздравляю Вас с этим событием и желаю, чтобы те труды, которые Вы уже совершаете, увенчались благословенным успехом». 

В ответном слове настоятель храма иеромонах Агапит (Евдокимов) поблагодарил архипастыря за совместное богослужение и освящение колоколов для храма: 

«Ваше Высокопреосвященство, позвольте поблагодарить Вас от всего нашего прихода за то, что, несмотря на плотный график, Вы нашли время, чтобы вместе со всеми прихожанами в преддверии престольного праздника совершить Божественную литургию и освятить колокола для нашего храма. Мы благодарны за то, что имели возможность причаститься вместе с Вами Святых Христовых Тайн, вознести свои молитвы к Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Мы сердечно испрашиваем Вашего благословения на дальнейшие труды на благо нашего прихода и монастыря. Также благодарим всех тех, кто оказывает содействие в украшении нашего храма и его ремонте». 

Далее владыка за труды во благо Тверской епархии наградил В. С. Прохорова медалью святителя Симеона, первого епископа Тверского, III степени.


Также архиерейской благодарственной грамоты за многолетнее и активное участие в жизни прихода были удостоены: И. С. Елецов, М. И. Елецов, Ю. А. Самодуров, А. Е. Григорьев, А. В. Карпов, А. С. Виноградов, А. В. Филиппов, С. В. Васильев, М. А. Васильева, В. Б. Ямской и В. С. Прохоров. 

Затем архипастырь преподал архиерейское благословение прихожанам и гостям храма, а также вручил каждому книгу о духовной жизни.


В завершение поставленный сегодня в чин звонаря Павел Провоторов совершил праздничный перезвон. 

Затем архиерей, духовенство и прихожане прошли в центральную часть храма, где за последние месяцы были проведены большие работы по воссозданию порушенной святыни. Митрополит Амвросий ознакомился с ходом работ и благословил трапезу для всех прихожан. 


ФОТОГАЛЕРЕЯ



Справочная информация

На Божественной литургии митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), иеромонах Марк (Святогоров), священник Сергий Будков; диаконы Иоанн Зорин и Георгий Шабалов. 

Во время богослужения пел хор храма под руководством Т. Т. Кельмаевой. 

***

13 декабря мы вспоминаем  день преставления апостола Андрея Первозванного. Святой Андрей был родом из города Вифсаиды. Презирая суету этого земного мира и предпочитая девство супружеству, он не пожелал вступать в брак, но, услышав, что святой Предтеча Иоанн проповедует на Иордане покаяние, оставил всë, пошёл к нему и сделался его учеником. Андрей был назван Первозванным, потому что прежде всех апостолов сделался последователем и учеником Иисуса Христа. Память святого Андрея Первозванного торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Пётр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. В советское время орден Андрея Первозванного не вручали. А восстановили награду только в 1998 году — как высшую в Российской Федерации.

С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг — на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские воины одержали множество побед.

***

Церковь в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, стоит на   возвышенном левом берегу Тьмаки, в окружении новостроек (от села осталось лишь несколько деревянных домов в непосредственной близости от церкви). Церковь построена на средства прихожан в 1791–1803 годы. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными цоколем и деталями. В 1980-е – 90-е годы проведены реставрационные работы (архит. Е. В. Кондакова и Г. П. Лебедева); тогда  были восстановлены завершения храма и колокольни. В конце ХХ века композиция была нарушена северо-западной пристройкой.

Наружное декоративное убранство характерно для стиля, переходного от барокко к классицизму. В интерьере фрагментарно сохранилась клеевая роспись 1-й половины XIX века. В алтаре и на своде храма живопись скрыта под слоем штукатурки. В нижнем ярусе северной стены четверика изображено «Накормление хлебами пяти тысяч», на западной — «Отрок Христос во храме». В восьмерике — незначительные фрагменты росписи в эскизно-динамичной манере. В нижнем ярусе колокольни уцелела масляная орнаментальная живопись 2-й половины XIX века.

Об основании погоста Никольского, под Желтиковым, сохраняется местное предание, что святитель Арсений, епископ Тверской, придел во имя святителя Николая Чудотворца, бывший в монастыре, перенёс на четверть версты на запад от монастыря, устроил здесь церковь и при ней причт для совершения мирских треб.

В известных нам источниках Никольский погост впервые упоминается в 1627–1628 годах. Составленная в этот период писцовая книга отмечает не только погост, но и фиксирует в нём деревянный «клецкий» храм во имя святителя Николая Чудотворца.

Новый, важный этап в жизни Никольского погоста связан с началом 90-х годов XVIII  века. Пришедшую в ветхость деревянную церковь заменили каменным храмом «во имя святого пророка Илии с приделом святителя Николая». В первой половине ХХ века она была закрыта. В 1973 году здание было объявлено памятником архитектуры и принято на государственную охрану. В   конце   1970-х   годов   Калининская   областная   специальная   научно-реставрационная   и   производственная   мастерская   провела   на   храме ремонтно-реставрационные работы, которые были завершены в 1980 году. В 90-е года ХХ века в Ильинской церкви начала возрождаться естественная жизнь храма. Тогда же встал вопрос об устройстве на церкви и колокольне завершений, которые не были восстановлены во время реставрационных работ 1980 года. В 1997 году с этой задачей справился ВОСК. Реставрационные работы продолжаются по настоящее время.

В   1993   году   настоятелем   храма   был   назначен священник Димитрий Мамонов, в храме началось регулярное совершение богослужений.

В 2019 году храм приписан к возрождающемуся Успенскому Желтикову монастырю.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку