170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Освящение храма в селе Семёновском

Освящение храма в селе Семёновском

Символически христианский храм является одной из составных частей духовного Тела Церкви. Храм строят люди, но Бог наполняет его Своим реальным присутствием в Таинствах и жизни общины. В день освящения церкви или придела архиерей совершает так называемую службу обновления, во время которой помещение из здания религиозного назначения становится местом соборной молитвы и участия в Евхаристии. Как правило, к службе обновления присоединяется служба событию или святому, в честь которого построен данный храм.

20 ноября 2020 года в селе Семёновском Торжокского района состоялось знаменательное событие — освящение храма и главного престола в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и придела в честь святителя Николая, которое совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

После чина освящения было пропето многолетие прихожанам, благотворителям и всем, кто содействовал возрождению прихода. 

В приделе святителя и чудотворца Николая владыка митрополит совершил Божественную литургию. 

На проскомидии правящий архиерей помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Во время малого входа митрополит Амвросий наградил настоятеля священника Георгия Макарова за усердные труды на благо Святой Церкви — правом ношения золотого наперсного креста. 

На сугубой ектении были вознесены прошения о прекращении губительного поветрия, после чего владыка прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.

Во время заупокойной ектении митрополит Амвросий совершил молитву об упокоении  новопреставленных Святейшего Патриарха Сербского Иринея и митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, а также своего приснопамятного одноклассника по семинарии — иерея Даниила Сысоева. 

После заамвонной молитвы владыка Амвросий поблагодарил духовенство и прихожан за совместные молитвы, а также поздравил настоятеля и всех, кто содействовал восстановлению прихода:

«Сердечно поздравляю отца Георгия и всех, кто восстанавливал этот храм из руин. Я прекрасно понимаю, чего всё это стоит, особенно тогда, когда нет ни достаточных средств, ни особых программ или грантов. Но тем дороже храм для церковной общины, когда он восстановлен, благодаря их ежедневной любви, усердию, благоговению и молитве. Тем дороже их доброе дело, когда средства собираются по копеечке, когда люди отрывают от себя какую-то часть своего труда, своих талантов, времени и материальных средств и дарят их Богу. Такой дар становится поистине совершенным, потому что он приносится жертвенно, а получить благодать без жертвы — невозможно.

Освящение храма иногда сравнивают с рождением и крещением ребёнка, потому что храм — это живой организм, состоящий из нас. Мы — клеточки этого организма. У каждой клеточки свои задачи, свои способности, свои таланты, но все вместе мы составляем одно целое. Это единство мы все должны ценить. У всех разные характеры, разные представления о жизни, разные воззрения относительно вопросов жизненного пути, однако Христос — это драгоценная жемчужина, которую, когда человек обретает, он должен хранить и дорожить ей. Помнить, что выше Христа, Который призывает нас к единству, нет никого и ничего. И если Христос не объединяет верующих, если находится сила, которая отталкивает их друг от друга, это значит, что они не доверяют Христу, не признают Его как своего Бога, как Того, Кого нужно слушать и Которому необходимо верить.

В эти дни, которые исполнены и боязней и страхов, мы видим, что мир вмиг изменился, люди стали намного чаще болеть и умирать. В храме нужно обязательно соблюдать все предписания, чтобы быть безопасными друг для друга. Но в храм не нужно бояться идти. Мы должны понимать, что храм — это место спасения. Если мы забудем, как молиться, если мы прекратим молиться в храме и дома, не будем участвовать в церковных Таинствах, — мир обречён. Господь призывает нас явить своё мужество, трезвомыслие и дерзновение — именно этого я желаю Вам, дорогой отец Георгий, и Вашим прихожанам. 

Желаю, чтобы ваша община умножалась, чтобы в ней все те плоды Святого Духа, о которых говорит святой апостол Павел, обязательно являлись самым главным богатством и самыми главными ориентирами в духовной жизни: милосердие, вера, кротость, воздержание и всё то, на что нет закона, всё то, что превосходит всякий закон и различные человеческие “справедливости”, логику, наши попытки найти всему правильное объяснение. Но благодать Святого Духа и милость Божия, которые нас спасают, входят в противоречие с нашей справедливостью, правилами, установками и всем тем, что мы налагаем на себя. На самом деле, мы спасаемся только благодатию и милостью. И сегодня эти благодать и милость посетили этот замечательный храм».

Также правящий архиерей в знак благодарности вручил почётные грамоты благодетелям и устроителям храма в честь преподобного Симеона Столпника: Г. Н. Пуговкиной, Л. П. Абдулиной и В. М. Алексееву.

По окончании Литургии владыка подарил прихожанам церкви современные произведения духовно-просветительской литературы. 

В этот же день владыка Амвросий в сопровождении благочинного Торжокского округа протоиерея Николая Алексеева посетил следующие приходы Торжка: святителя Василия Великого, Покрова Пресвятой Богородицы, Живоначальной Троицы, Преображения Господня и Воскресения Христова. 

В каждом из храмов владыка совершил краткое молебное пение, благословил новые антиминсы и ознакомился с их приходской жизнью.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

Во время Божественной литургии Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, и. о. настоятеля Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), и. о. настоятеля Воскресенского кафедрального собора Твери иеромонах Агапит (Евдокимов), настоятель церкви священник Георгий Макаров, диакон Иоанн Зорин и иеродиакон Геласий (Чистяков). 

На богослужении пел малый состав  хора собора благоверного князя Александра Невского Твери под управлением Дмитрия Иванова. 

Историческая справка

История Торжка и его окрестностей тесно связана с судьбой преподобного Ефрема Новоторжского, подвизавшегося в конце 1010-х годов на пустынном берегу реки Тверцы близ её устья, недалеко от тогдашнего торгового поселения и учредившего на свои средства, возможно, первый на Руси странноприимный дом, в котором принимал всех проходящих мимо богомольцев, торговых людей и нищих, привечал убогих, добрым словом Божьим и нехитрым угощением поддерживая души и тела их для дальнейших странствий. А местность та и устье Тверцы, согласно преданиям, стали называться Дорогощи (производное от «даром угощаю») — добрая память о подвиге странноприимничества преподобного Ефрема, Новоторжского чудотворца.

Спустя время вблизи странноприимного дома возник мужской монастырь с соборным храмом во имя преподобного Симеона Столпника. Первые документальные упоминания о мужской обители, называемой в народе «Святым Симеоном», что на Дорогощи, и ее настоятеле игумене Киприане датируются 1537 годом, следующие (с указанием настоятелей и строителей) — 1551-м, 1637–1659-м годами.

К концу XVII столетия монастырь владел пахотными землями и угодьями, что подтверждается грамотой царей Ивана и Петра Алексеевичей и их соправительницы царевны Софьи Алексеевны, согласно которой в 1689 году монастырь Симеона Столпника с двумя храмами — Симеона Столпника и Похвалы Пресвятой Богородицы и всем хозяйством был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому мужскому монастырю.

В 1721 году Симеоновскую обитель упразднили, а её храмы обратили в кладбищенские, которые спустя время полностью обветшали. Крыши старых деревянных храмов дали течь, поэтому службы в них прекратились. В 1776 году на пожертвования прихожан началось возведение каменной церкви с трапезной и колокольней, продолжавшееся до 1782 года. Первым в 1779 году освятили тёплый придел в трапезной, посвятив его преподобному Симеону Столпнику, а уже в 1782 году по окончании всех работ был совершён чин торжественного освящения главного престола в честь иконы Божьей Матери «Похвала Пресвятой Богородицы» и холодного придела во имя святителя Николая Чудотворца. В 1834 году храм расписан. Известно о поновлении росписи в 1875 году и на рубеже XIX–XX вв.

Память о святом Симеоне Столпнике настолько почиталась прихожанами, что в августе 1900 года после их обращения к иереям Тверской епархии и ходатайства последних перед Святейшим Синодом было постановлено ежегодно 1 сентября (в день памяти преподобного Симеона Столпника) совершать из Борисоглебского монастыря в церковь святого Симеона, что на погосте Семеновском, крестный ход, ставший для прихожан значимым событием.

Богослужения в церкви не прекращались до 1930-х годов, потом ее, как и многие храмы Тверской области, закрыли, предварительно лишив храм всех ценностей и разогнав приход.

О судьбе храма в XX столетии известно, что здание храма использовалось для хозяйственных нужд (хранилась зерновая продукция), благодаря чему масштабных разрушений удалось избежать — сохранилось не только здание, но и большие фрагменты настенной росписи первой половины XIX столетия.

В конце XX столетия, когда стали возрождаться православные святыни, Симеоновский храм возвратили верующим, и с 1992 года в нём начались ремонтно-реставрационные работы, продолжающиеся до сих пор. В настоящее время уже отремонтирована кровля храма и апсиды, обновлены фасады, на колокольню подняты колокола, на главы храма и колокольни — кресты. Храм окружён  исторической оградой, сохранившейся, к сожалению, не полностью, выполненной из характерного для этих мест строительного материала известняка-плиточника напополам с кирпичом. Иконографическая программа уникальна. В куполе размещалось изображение Христа-Вседержителя во славе (сильно утрачено), по сторонам купола — ангельские чины, в том числе, ангелы — творящие небесную Литургию в священнических облачениях. Частично уцелели композиции росписей в архитектурных элементах здания. Уникальный ансамбль храмовой живописи, обладающий уникальными чертами, стараются сохранить.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку