170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

О молитве и благочестии

О молитве и благочестии

В Неделю восемнадцатую по Пятидесятнице Святая Церковь предлагает вниманию верующих евангельское чтение о чудесном улове рыбы, призывая нас всегда помнить о том, что всякий труд бывает успешным только призыванием на него благословения Божия, а также напоминает нам о смирении и нашем недостоинстве перед Богом, располагая христиан к более благочестивой жизни.

11 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, памяти преподобных Харито́на Исповедника, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Ра́донежского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Торжка.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Торжокского церковного округа, настоятель храма протоиерей Николай Алексеев, и.о. настоятеля Борисоглебского монастыря г. Торжка архимандрит Амфилохий (Желябовский), председатель молодежного отдела Тверской епархии священник Кирилл Алексеев, священник Михаил Рогозин, диакон Иоанн Зорин.

За богослужением пел хор Александро-Невского собора г. Твери под руководством регента Дмитрия Иванова. 

После чтения Евангелия (Лк. 5:1-11) митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью: 

- Петр ловил рыбу, чтобы она потом умирала и становилась пищей. Христос изменяет его жизнь так, что теперь Петр будет ловить людей, для того, чтобы они оживали и вкушали пищу бессмертия. Петр хотел малого, но доверившись, получил несравненно большее. И, казалось бы, в самый удачный с точки зрения рыбака день в его жизни, он оставляет это занятие. Оставляет, чтобы начать “сеять щедро”.

Господь зовет за Собой и каждого из нас. Зовет сеять Евангельскую весть. Зовет следовать за Ним ежедневно и ежечасно. Он зовет нас несмотря на наши немощи, грехи, сомнения и неудачи. И если мы откликнемся на Его призыв, то Он и из нас сделает ловцов человеков, чтобы и мы ловили других также, как были пойманы сами в сети божественной любви и милости. С верой в то, что улов находится в руках Творца, а Он желает, чтобы сети эти были полны.

После сугубой ектении была вознесена молитва о прекращении вредоносного поветрия.

По окончании богослужения от лица прихожан с приветственным словом к митрополиту Амвросию обратился настоятель Иоанно-Богословской церкви протоиерей Николай Алексеев. Протоиерей Николай поблагодарил владыку, сослуживших священников и молившихся за совместные молитвы.

Митрополит Амвросий напутствовал собравшихся архипастырским словом:

- Дорогой отец Николай, дорогие отцы, братья и сестры, в первую очередь я хотел бы поздравить вас с нынешним Воскресным днем и прошедшим праздником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – престольным днем этого храма. В сам день я не мог совершить здесь богослужение, но через два дня после этого, я с большой радостью и благодарностью Богу сегодня молюсь вместе с вами, и здесь, на торжокской земле, совершил свою первую Божественную литургию в качестве правящего архиерея. 

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов именуется Церковью апостолом любви, а по любви узнаются ученики Христовы. Если нет любви среди людей, значит нет и Христа посреди них. Если есть любовь, значит есть и Христос. Поэтому будем по слову святого апостола любить Бога и любить друг друга и узнаваться как Его ученики.

Сердечно благодарю вас за совместное служение, за молитвы, за пение, благодарю людей, принявших посильное участие в восстановлении этого храма. И особенно - рабу Божию Раису, которая положила много сил на то, чтобы храм был восстановлен.

Тот, кто, как сегодня было уже сказано, щедро сеет, тот щедро и получает плоды. Сегодня пожинают плоды щедрого сеяния трудов, забот и веры те люди, которые верили, что этот дом Божий возобновит свою жизнь. Храм  стоит на месте погребения множества наших усопших православных братьев и сестер, здесь совершается Божественная литургия. Когда-то каждый из нас предстанет перед лицом Божиим. Когда-то мы тоже будем погребены и станем лежащими в земле семенами для нового воскресения на земле. Конечно, это невозможно понять разумом, невозможно и описать словами. Мы не знаем чувств тех, кто перешагнул границу времени. Но, тем не менее, мы не сомневаемся, что то, что здесь совершается молитва, Божественная литургия и поминовение – это огромная отрада для прежде усопших отцов, братьев и сестер наших.

Я вспоминаю свои детские годы, и помню, как в церкви прежде больше всего записок было именно о упокоении. Тогда люди особо не молились о здравии, они не думали о том, как они себя будут чувствовать, как будут решать свои проблемы. Молились о тех, кто ушел в мир иной. О родителях, как они говорили. Слово «родители» обнимало не только их кровных родителей, а многих и многих людей, которых они знали, которые не были их родственниками. Родительские субботы больше всего собирали людей, порой даже больше, чем на Рождество или на Пасху. 

И именно забота о тех, кто уже ушел из этой земной жизни, являлась свидетельством веры в эту жизнь будущего века. Это, наверное, было неслучайно, потому что это передавалось из поколения в поколение: молитва об усопших, забота о них и забота о местах, где они погребены. Это, можно сказать, вклад в копилку нашего будущего; будущего, которое простирается за пределы земного бытия. Поэтому я верю, что большая отрада и многие плоды ожидают в жизни будущего века тех, кто щедро посеял на этой ниве. Я сердечно благодарю за добрые слова и молитвы. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.

Фоторепортаж

***


На месте нынешней Богословской церкви в старину существовала «Богословская пустынь» или Иоанно-Богословский (Иванов) мужской монастырь. Эта обитель, по преданию, существовала в 16 столетии, до литовского разорения, но в 1604 г. монастырь был разорен и сожжен литовцами. Указом государя Михаила Федоровича в 1613, по просьбе архимандрита Борисоглебского монастыря Ионы (Волкова) с братией, храм Иоанна Богослова был отдан с землей и угодьями Борисоглебскому монастырю.

Храм существовал до 1686 года, когда по царской грамоте за ветхостью велено было его уничтожить. На месте престола упраздненного храма был поставлен каменный памятный крест. Этот крест стоял на месте бывшей монастырской Иоанно-Богословской церкви до 1778 года, т.е. до постройки нынешней кладбищенской Богословской церкви, и ныне находится в восточной алтарной стене, снаружи. В Борисоглебском Новоторжском монастыре на память о Богословской церкви на святых вратах, где ныне храм Нерукотворенного Образа Спасителя, существовала трехпрестольная церковь (Воздвижения честнаго креста, святых Николая Чудотворца и Иоанна Богослова).

Ныне существующая на городском кладбище церковь, посвященная святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, построена по благословению Тверского архиепископа Платона (впоследствии Московского митрополита) купцом Иваном Морозовым и освящена в 1782 году. Кладбище для затверецкой части г. Торжка было открыто в 1772 г. Императрица Екатерина II, во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург, принимала Морозова, как известного ей своей благотворительностью, и выслала ему из Старицы для строящегося храма икону святого Иоанна Богослова; икона эта помещена в иконостасе над могилой сына Морозова, 15-летнего отрока Иоанна, надмогильная плита которого находится вне храма при входе в церковь.

В 1815 году Иоанно-Богословская церковь была приписана к Преображенскому собору. А в 1855 году Священным Синодом был снова открыт при Богословской церкви причт, и эта церковь стала самостоятельной.

Иоанно-Богословская церковь была закрыта в 1940 г., со временем она обветшала. В 1990 г. по инициативе Р.Н. Мальхановой началось восстановление храма. В 1993 г. храм был освящен и вновь открыт для богослужений.

Пресс-служба  Тверской епархии

Возврат к списку