170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Неделя Торжества Православия в Воскресенском соборе

Неделя Торжества Православия в Воскресенском соборе

В Неделю первую Великого Поста Православная Церковь совершает празднество в честь Торжества Православия — победы иконопочитания над иконоборчеством. Этот праздник установлен при иконопочитателях Патриархе Мефодии и царице Феодоре 11 марта 843 года. Иконоборчество началось в VIII веке. Более 100 лет иконы подвергались гонению. Праздник «Торжество Православия» стал символом окончательной победы иконопочитания, которое являет собой победу Православия в целом.


21  марта, в Неделю первую Великого поста, Торжество Православия, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Литургию святителя Василия Великого в Воскресенском кафедральном соборе Твери в сослужении соборного духовенства. Накануне вечером глава Тверской митрополии совершил в соборе всенощное бдение.

За Литургией в этот воскресный день читался Евангельский текст о встрече Иисуса Христа с апостолом Варфоломеем. Это повествование о Всемогущем и Всеведущем Сыне Божием и человеке без лукавства, открытом к принятию Слова истины. После Евангелия митрополит Амвросий обратился к прихожанам с проповедью:

«Мы уже достаточно привыкли к тому, что вера сейчас — это нечто безопасное, привыкли, что никто нас ни в чём не ограничивает в этом вопросе. И потому мы порой увлекаемся внешним, забывая о внутреннем содержании. Мы радуемся прекрасному убранству храмов, стройному пению церковных хоров, величественному шествию участников крестных ходов. И порой именно это нам хочется назвать Торжеством Православия, его величием, его красотой, его богатством.


Но исповедники иконопочитания, восстановление которого мы сегодня так торжественно отмечаем, не особо переживали обо всём этом, хотя, несомненно, и сокрушались, видя, как истинная вера оказывается отринутой. Но именно она — истинная вера — была для них самым важным, самым ценным, самым величественным и самым прекрасным.

Следовать Истине, независимо от обстоятельств, действовать, руководствуясь Истиной и только Истиной, — и означает быть православным, то есть членом Церкви. И подчас это бывает очень непросто, ведь Истина всегда понуждает нас быть не только верными догматическому учению отцов, красота которого действительно удивительна, но и верными их образу жизни, их моральному облику. И подлинное Торжество Православия возможно только тогда, когда Истина пронизывает всю нашу жизнь. Когда наше почитание Бога выражается не только в словах, но и во всей нашей жизни».

Архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. 


После Литургии было совершено Последование Недели Православия. Во время чина Торжества Православия посередине храма на аналое лежали украшенные живыми цветами иконы Спасителя и Богоматери, а также икона Торжества Православия. Священнослужители совершили молебное пение перед иконами, испросив у Бога утверждения в вере православных христиан и обращения на путь истины всех отступивших от Церкви. Диаконы возгласили исповедание веры, и была пропета «Вечная память» всем скончавшимся защитникам православной веры и «Многая лета» живущим. 

Многолетия были возглашены Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также Предстоятелям Поместных Православных Церквей: Святейшим и Блаженнейшим Патриархам: Антиохийскому Иоанну, Иерусалимскому Феофилу, Грузинскому Илии, Сербскому Порфирию, Румынскому Даниилу и Болгарскому Неофиту; Блаженнейшим архиепископу Албанскому Анастасию, митрополитам: Польскому Савве, Чешских земель и Словакии Ростиславу, Американскому и Канадскому Тихону. 

Чин завершился хвалебной песнью святителя Амвросия Медиоланского об исповедании Бога-Троицы, о прославлении Его ангельским миром.

В завершение богослужения митрополит Амвросий поздравил прихожан собора с первым воскресеньем Великого поста и обратился с архипастырским словом:

«Мы в течение прошедшего года пережили то, что изменило весь мир. Сегодня политики, экономисты, представители разных слоев нашего общества пересматривают свои планы, очень сильно корректируют их и принимают новые решения, потому что мир изменился, и он уже не будет таким, каким был прежде.

Господь показал людям, что тщетно строить человеческие планы тогда, когда они не утверждены в надежде на Бога. И какими бы достижениями человечество сегодня ни обладало, все они рушатся перед лицом вызовов, которые сама природа, а может быть, и сам человек обращает ко всему человечеству. Но кто, как ни христиане, первыми должны были сделать выводы о том, чтó надлежит нам делать в этой ситуации? 

Чуть более полугода назад по благословению Святейшего Патриарха и Священноначалия нашей Церкви я был назначен на Тверскую кафедру, и в течение полугода я встречался и продолжаю встречаться со многими людьми разного социального происхождения, из разных мест служения, разного достатка и разных возможностей, и вижу, что подавляющее большинство людей, живущих на Тверской земле, считают себя людьми православными. Но тогда возникает вопрос: почему же храмы наши полупустые; почему же никто не спешит на зов Христа, Который призывает со страхом Божиим и верою приступить: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…”; “Пейте от неё все, сия есть Кровь Моя…”? Где наша настоящая вера? Она лишь по принадлежности, по крещению или по жизни; она формальна или деятельна; она мертва или жива? 

Столкнувшись в предыдущие месяцы с потерей своих близких, с разрушением всех, не только личных планов, но и планов всего человечества, мы, христиане, должны были бы сделать первыми правильный вывод и скорректировать свою жизнь, опомниться, одуматься, отбросить все свои претензии друг к другу, нарушающие мир; примириться и пойти к Источнику нашего спасения и к Источнику нашей жизни. Однако же этого не видно. Как и прежде, всего лишь малая, самая малая часть свидетельствует о своей вере участием в Таинстве Святой Евхаристии, без которой невозможно быть христианином; творением добрых дел, жизнью в мире, единомыслием, прощая, живя в молитве и стараясь исполнять закон Христов.

Всё это является тревожным знаком для всего человечества, потому что если мы, принявшие Святое Крещение, запечатлённые печатью дара Духа Святого в Таинстве Миропомазания, до сих пор не поняли, с каким тревожным, грозным и предупреждающим нас словом обратился к нам Творец неба и земли, показав всем нам, что только от Него зависит наша судьба и только Он является владыкой жизни и смерти; если мы не вразумились и не поняли — тогда мы должны быть готовыми к тому, что грозные и очень болезненные для нас испытания и уроки совсем скоро, в будущем, посетят всё человечество, для того чтобы вновь обратить его от пути неправедного и погибельного.


Но мы, как малое стадо, не должны бояться, по слову Христа Спасителя: “Не бойся, малое стадо, ибо Отец благоволит даровать нам Царство”.

Мы не должны думать только о себе. Мы должны думать и горячо молиться и о тех людях, которые вокруг нас, о наших родных, близких и знакомых, о тех, с кем мы трудимся, о тех, кого встречаем на нашем жизненном пути, о тех, кто способен поверить, довериться нам и услышать наши слова. Мы должны обратиться к другим, принявшим Святое Крещение, с призывом задуматься над смыслом жизни своей, вспомнить свою первую любовь — Христа, вспомнить ту дорогу, по которой они начали идти, но потом свернули с пути, дорогу, начатую от купели Святого Крещения; дабы смогли они вновь вернуться на неё, устремиться  в храмы, для того чтобы в Таинствах церковных исцелять свою бессмертную душу для вечности, чтобы она, когда ей надлежит через какое-то время предстать перед Страшным и Нелицеприятным Судьёй, с трепетом, с верой и надеждой смогла бы дать достойный ответ Богу, приготовившись к этой самой главной в нашей жизни встрече.

Я желаю вам, дорогие братья и сёстры, быть мудрыми, набраться сил и смелости свидетельствовать об этой истине миру, дабы всякий верующий, по слову Господа, действительно бы не погиб, но имел жизнь вечную».


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация:

На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Михаил Королёв, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Георгий Шабалов, диакон Димитрий Немчанинов. 

Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор Воскресенского кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Со времени появления первых икон (II–III века) их связывали с идолопоклонством и богословским искажением. Защитники иконопочитания появились ранее кризиса иконоборчества, к их трудам поэтому и обращались святые апологеты иконопочитателей. Одним из величайших православных апологетов иконопочитателей иконоборческой эпохи был преподобный Иоанн Дамаскин, написавший три «Защитительных слова против порицающих святые иконы» в 730 году после сурового эдикта Льва III. Важнейшим защитительным аргументом он выдвигал воплощение Сына Божия, полностью и невозвратно изменившее взаимоотношения между Богом и сотворенным Им человеком. По словам святого Иоанна, воплотившийся Бог ранее никак не мог быть изображён, поскольку Он бестелесен и бесформен, ныне, по воплощении и жизни среди людей, можно изображать видимую Его сторону. Поэтому в соответствии с Никео-Цареградским Символом — «Бога истинна от Бога истинна» — Боговоплощение делает возможным изображение Бога и исключает тем самым идолопоклонство в отношении Его образа.

Обоснование иконопочитанию святой Иоанн нашёл в трудах святителя Василия Великого (329–379 годы): «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется Ипостаси изображённого на ней», что зафиксировано Седьмым Вселенским Собором.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку