28.03.2021 | Епархия

Литургия во Введенской церкви Калязина в Неделю Григория Паламы

Неделя вторая Великого поста посвящена святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому. Именно он обосновал исихастское учение о Божественном свете, который может быть доступным человеку благодаря сосредоточенной молитве (Иисусовой). Будущий святитель родился в Царьграде, имел благочестивых родителей и был воспитан в строгости и прилежании. Благодаря природным талантам и усердию, он изучил все философские науки.

В 20 лет он посвятил себя Богу, раздав всё имение нищим, презрев славу и дворцовые почести. Мать и сестёр он определил в женский монастырь, братьев же привёл с собой на Святую Гору Афон, где жил в послушании у старца. Григорий Палама стал основоположником исихазма. Он писал свои труды на основе познания и духовного опыта, который пережил в монашестве.

В Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого во Введенской церкви Калязина. Архиерею сослужили настоятель церкви иеромонах Амвросий (Желябовский), клирики епархии.

В совместной молитве за богослужением приняли участие глава Калязинского района К.Г. Ильин и настоятельница Николаевского Клобукова женского монастыря игумения Варвара (Иванова). 

На Литургии в этот день читался Евангельский текст о Пастыре Добром и об исцелении расслабленного. После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к верующим с проповедью:

«Пожалуй, нет ничего более разрушительного для человеческой души, для способности видеть красоту Божественного мира, видеть красоту в поступках, словах и творческих плодах других людей, чем такой образ мысли, критикующей всё вокруг, осуждающей и изрыгающейся в грязных образах и словах. Такое состояние души человеческой, хотя отчасти и вредит другим людям, но более же всего вредит самому человеку критикующему. Оно делает его слепым к добру, расчëтливым, гордым, неспособным на счастье. 

Человек, ищущий добро, — находит его повсюду. Он видит добро в падшем человеке, в грешнике, даже в закоренелом злодее. Он сокрушается о злых поступках, но любит людей, их совершающих. Он видит Бога даже в самом последнем, опустившемся на дно жизни преступнике, зависимом или лентяе. А человек, ищущий только зло, — находит зло повсюду. Он собирает грязь и наслаждается ею. Он критикует и ищет подвох в каждом поступке. Пытается найти грех, преступления против закона. Он выпячивает все несовершенства других, делая их гротескными, наслаждаясь плодом своего сознания. Но он не останавливается на реальных поступках и идёт дальше: выдумывает, клевещет, лжесвидетельствует. Это нужно для того, чтобы оправдать свой образ мысли: вот видите, я же говорил, какой плохой этот другой человек. Ещё более он наслаждается, когда находит повод осуждать, критиковать и очернять людей, которые пытаются жить святой жизнью, делать добро, вставать после падений. Он радуется их падениям, злорадствует и делает всë возможное, чтобы человек не встал. А в конце концов — он начинает всё то же делать по отношению к Богу. Так пал Денница, ангел света, возгордившийся и в гордости своей начавший создавать грязь, в которой позже едва не утонул мир». 

Глава митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. 

После богослужения настоятель Введенской церкви иеромонах Амвросий (Желябовский) поблагодарил владыку за визит и совместное богослужение:

«Впервые, будучи на Тверской кафедре, Вы посетили этот храм, который никогда не закрывался, а через два года будет праздновать 200 лет со дня своего основания. Для наших прихожан это действительно значимое событие. Тем более что в сегодняшний день Вы привезли антиминс, для того чтобы на монастырском острове началась Евхаристическая жизнь. Разрешите также Вас поздравить с прошедшим днём Вашей архиерейской хиротонии».

Митрополит Амвросий поздравил всех с Неделей второй Великого поста и пожелал сил и помощи Божией:

«Служение Божественной литургии является самым главным в жизни каждого священнослужителя. Когда священник приходит на новый приход, и особенно если этот приход начинает строиться с нуля, либо созидается новая община, либо возобновляется богослужение на месте руин разрушенного храма, — самым главным, основным и самым важным делом является служение Божественной литургии.

Я не раз в своей жизни на примере многих людей убеждался в том, что тогда, когда священнослужитель, несмотря на отсутствие людей, несмотря на очень стеснëнные материальные обстоятельства, начинает с главного — практически ежедневного служения Божественной литургии, — тогда через какое-то время Господь посылает людей, средства и даёт возможности обустроить приходскую жизнь, в том числе и с материальной стороны. 


Мы находимся вблизи места, где некогда был Калязинский Троицкий монастырь, связанный с именем преподобного Макария, 500-летие обретения мощей которого мы будем молитвенно отмечать в этом году. К сожалению, XX век пронёсся над нашим Отечеством и над Церковью нашей как смерч и уничтожил многое из того, что создавалось предшествующими поколениями — их талантами, трудами, верой, материальными благами. Всякий раз, изучая историю того или иного храма или обители, которая свидетельствуется словом, запечатлëнным на бумаге, и, возможно, фотографиями, — я поражаюсь, насколько богат прежде всего духовно и материально был наш народ. Храмы Тверской области ни в чём не уступали, а иногда даже и превосходили по своему убранству московские храмы. 

К сожалению, время, когда разбрасывали камни, затянулось очень надолго. За эти десятилетия было много разбросано камней и не только разбросано, но и уничтожено. И обитель Троицкая была навсегда уничтожена и спрятана под водами; и лишь колокольня, которую знает весь мир, — Калязинская колокольня — сегодня напоминает о былой славе Троицкой обители и является неким знаком надежды на то, что пусть не прямым способом — не из вод восстанет эта обитель, но хотя бы лампада скромной монашеской жизни вновь затеплится на той земле, которая была освящена молитвами и преподобного Макария, и тех, кто подвизался с ним и после него. И на острове, как Вы сегодня сказали, будет совершаться Божественная литургия, и благословение для этого — сегодня привезён и подписан антиминс. Я верю, что молитвой, служением святой Литургии Вы сможете через какое-то время привлечь людей, желающих монашеского жития, и всё сложится так, как благоволит устроить Господь, потому что всё, что делает Он, делает не так, как мы хотим, а наилучшим образом. 

Архиерейское подворье, которое учреждено здесь, при Введенском храме, — это как раз та промежуточная ступень, которая необходима для того, чтобы впоследствии возродилась обитель. Сразу монастырь не может быть открыт, тем более он не может быть открыт на основании прихода, а вот подворье, которое впоследствии может стать подворьем и обители, оно как раз и является точкой отсчёта. 

Я желаю Вам, дорогой отец Амвросий, и тем, кто молится с Вами, верить в то, что Господь благоволит возрождению Калязинского монастыря, верить и молиться. Наше дело — вспахивать, сеять, поливать, а взращивать будет Бог, и Он обязательно явит и ростки, и всходы, и какие-то уже плоды во время, которое Он посчитает правильным. Ни одно слово и ни одно усилие не останутся бесполезными в Его очах, если они будут совершаться с верой, надеждой и доверием к Творцу всяческих».

Архипастырь поздравил прихожанку храма в честь Вознесения Господня А.Н. Куликову с 95-летним юбилеем и наградил архиерейской благословенной грамотой. После поздравительного слова митрополит Амвросий подарил каждому акафист 40 Севастийским мученикам на молитвенную память, а детям — книги с житием преподобного Иосифа Исихаста. 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Амвросий (Желябовский), благочинный Калязинского церковного округа священник Георгий Иванов, диакон Иоанн Зорин, диакон Георгий Шабалов. 

Богослужебные песнопения исполнял хор храма в честь Введения Пресвятой Богородицы под руководством Натальи Громовой. 

*** 

Церковь Введения расположена в северо-восточной части Калязина, за рекой Жабня, на кладбище. Первая Введенская церковь здесь была построена на средства прихожан в 1822–1823 гг. Это был небольшой кирпичный храм в стиле позднего классицизма, без трапезной и колокольни.

В 1875 г. пришедший в аварийное состояние храм был закрыт, а в 1881–1882 гг. вместо него на средства калязинского купца Николая Ивановича Охлобыстина по проекту инженера-архитектора, члена Строительного отделения губернского правления В.И. Кузьмина была построена существующая церковь. Тогда же вместо прежней ограды из валунов с кирпичными воротами и двумя угловыми башнями сооружена новая ограда. Это небольшая декоративная церковь, в облике которой сочетаются стены из красного кирпича и зелень шатровых покрытий. Праздничный и нарядный вид храму придаёт лазурь главок и золото крестов. Настенная живопись в интерьере выполнена по заказу и на средства вдовы Н.И. Охлобыстина Александры Макаровны Охлобыстиной в 1890 г. (поновлялась в 1972 г.).

В советское время церковь не закрывалась и на протяжении многих лет была единственным действующим храмом Калязина.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.