170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Литургия в возрождаемом Преображенском соборе

Литургия в возрождаемом Преображенском соборе

Святитель Филарет (1783−1867) — великий русский пастырь и заботливый отец Церкви, ревностный служитель и горячий проповедник, исполненный чувства сострадания к людям и пламенной ревности в нравственном наставлении. Его высшая заслуга перед Церковью — неустанное пастырско-просветительское делание. Всю свою жизнь святитель Филарет твёрдо отстаивал интересы Русской Православной Церкви в сложный период Синодальной эпохи.

Память святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, которого за яркость и глубину проповеди нередко называли «Московским Златоустом», Русская Церковь молитвенно почитает 2 декабря. С 1819 по 1820 год будущий митрополит Филарет носил титул архиепископа Тверского и Кашинского, а его кафедра находилась в Спасо-Преображенском соборе Твери.


В этот день митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в ныне восстанавливающемся Спасо-Преображенском соборе. За торжественным богослужением правящему архиерею сослужило духовенство епархии.

Молитвенно почтить память митрополита Московского Филарета в историческом месте его служения собрались жители Твери и гости из столицы.

Во время проскомидии владыка помянул о здравии и упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.


После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к присутствующим с проповедью, посвящённой размышлениям о красоте на основании фрагмента из Нагорной проповеди (Мф 5:14–19). Владыка обратил внимание на то, что, начиная с сотворения мира, Бог вложил в человека способность видеть красоту вселенной, олицетворением которой является свет. Это умение касается и внутреннего мира человека, нравственного света души, добра и любви, к полноценному раскрытию которых Спаситель призывает каждого из нас:

«Открыв самую первую книгу Священного Писания, книгу Бытия, мы можем прочесть о том, какое первое повеление Бога к творимому Им миру запечатлел автор Пятикнижия: “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет” (Быт 1:3). Эти слова Бог сказал в самый первый день творения, ещё до создания солнца и звёзд, которые мы воспринимаем как источник света. Творец поместил свет в основу Своего творения, в основу светил, сотворëнных позже, в основу всего сущего и нас самих. А нас Он сотворил способными видеть этот свет и восхищаться красотой мироздания.

И Господь создал Своё творение бесконечно прекрасным, куда бы мы ни взглянули: в океанские ли бездны или в бездны космоса — мы не можем не восхищаться. Как выразился один из философов, “две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне” (Иммануил Кант, Критика практического разума). Эта бесконечная, спонтанная и кажущаяся даже излишней красота сотворённого мира присутствует везде. И вне и внутри нас, как знак Божественной любви, Божественного присутствия, Божественного Промысла о мире. Красота не нужна с практических точек зрения, у неё нет иной причины, кроме любви — Любви Творца к Своему творению.


После грехопадения мы стали бояться этого света, как написал об этом апостол и евангелист Иоанн Богослов, “люди более возлюбили тьму, нежели свет” (Ин 3:19). Когда Адам и Ева согрешили, они стали отождествлять себя с тьмой больше, нежели со светом. Ничего не изменилось вокруг, они и до грехопадения были наги и после, райский сад и до грехопадения был прекрасен и после оставался таким; Бог и до падения и после говорил с ними. Реальность не изменилась. Бог не изменился. Изменились Адам и Ева, изменилось их восприятие мира и красоты. Они стали стыдиться собственной наготы. Они стали бояться собственного света.

И вот, спустя тысячелетия исполняется обетование, данное праотцам в раю, — приходит Искупитель. И Он вновь говорит людям: “Вы — свет мира” (Мф 5:14), — внутри вас есть Божественный свет, и его ничто не сможет погасить. Так пусть сияет этот свет перед людьми, чтобы они, видя его, прославляли Отца Небесного, Источник этого света.


Мы призваны стать светом, сияющим во тьме. Это высокое задание, которое доверяет нам Господь. Божественная любовь открыта каждому, нам нет нужды прятаться от Бога, Который любит нас. Господь говорит нам, что мы — не то зло, которое мы сами делаем, но то добро, с которым мы созданы. Мы — не та тьма, в которую мы стараемся себя погрузить, но тот свет, который заложен в основание нашего существования».

На сугубой ектении диакон произнёс особые прошения о прекращении губительного поветрия, после чего архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции. На заупокойной ектении были помянуты все усопшие архиереи Тверской земли.

По заамвонной молитве перед иконой святителя Филарета митрополит Амвросий вместе с духовенством прочитал молитву, после чего было пропето величание святому.


Затем правящий архиерей обратился к священнослужителям, жителям Твери и гостям, посетившим собор в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского. Владыка поблагодарил всех тех, кто стоял у истоков возрождения Спасо-Преображенского собора, и пожелал, чтобы в скором времени он предстал в былой славе и красоте, и чтобы в нём начали совершаться ежедневные богослужения:

«Сегодня за Божественной литургией мы поминали митрополитов, архиепископов и епископов Тверской земли, многие из которых служили на этом месте, в разрушенном Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Я верю, что они сегодня невидимо присутствуют с нами и в ответ на наши молитвы молятся перед престолом Вседержителя о том, чтобы воссоздаваемый собор Преображения Господня получил своё завершение и предстал перед нами в былых славе и величии.

С благодарностью хочу вспомнить тех людей, трудами которых этот собор начинает возрождаться. Среди них, конечно, мой предшественник митрополит Виктор, губернатор нашей области Игорь Михайлович, благодаря энергии и усилиям которого многое сделано на этом месте. Это, конечно же, и те люди, которые в своё время отстаивали право епархии на этом месте воссоздать кафедральный собор и восстановить историческую справедливость.


Я знаю, что есть люди, которые с непониманием относятся к восстановлению собора, и это очень скорбно и печально, потому что с ним связаны многие страницы истории не только Твери, но и нашего Отечества. И как неразумно порой вырывать десятки, а то и сотни страниц из книги жизни Твери, Российского государства и своих семей, потому что без корня, питающего дерево, ветви и листья увянут. Если мы сможем по милости Божией, молитвами святых и собственными усилиями восстановить эту святыню, то кровеносная система Тверской земли будет восстановлена, и организм оживёт и будет жить полноценной жизнью.

Совсем недавно я стал настоятелем кафедрального Спасо-Преображенского собора и сегодня по милости Божией впервые как правящий архиерей Тверской епархии совершил под этими сводами Божественную литургию. Понимая, что мои обязанности распространяются не только на этот храм, но и на всю нашу большую епархию, я назначил иеромонаха Марка (Святогорова) ключарём собора фактически на правах настоятеля. Желаю Вам, дорогой отец Марк, помощи Божией, чтобы восстановить некогда прерванные нити и продолжить созидание этой святыни с помощью добрых людей.


Ровно двести лет тому назад, в праздник Преображения Господня, архиепископ Тверской и Кашинский Филарет (Дроздов) произнёс здесь свою проповедь. Сегодня, в день его памяти, я бы хотел процитировать слова, которые он тогда сказал: “Нет человека, молитва которого не могла бы соделаться сильною, если он того твёрдо и чистосердечно, с верою и упованием на Бога, возжелает; и нет вещи, о которой бы молитва не могла соделаться действительною, если только предмет молитвы не противен премудрости и благости Божией и благу молящегося… Молись, христианин, молитвою крепкою, от всех сил души твоей, молитвою прилежною и неотступною, молитвою благою и чистою, и если сего не обретёшь в себе, молись о самой молитве, и ты молитвою сперва приобретёшь молитву истинную и действительную, потом сия всё победит с тобою, и всё тебе приобрящет, возведёт тебя на Фавор или в тебе откроет Фавор; низведёт небо в душу твою, и душу твою вознесёт на небо”.

Я прошу вместе со святителем Филаретом вас, дорогие отцы, братья и сёстры, усердно и сердечно взывать к Богу и молить Его о том, чтобы была воссоздана наша с вами святыня, Спасо-Преображенский кафедральный собор, и чтобы мы в будущем были возведены духовно на Фавор и увидели во всей красоте славу Божию в этих святых стенах. Верю, что по нашей молитве Господь, услышав наши просьбы, обязательно их выполнит. И верю, настанет время, когда Святейший Патриарх Кирилл освятит собор, и в нём будут ежедневно совершаться богослужения, а люди, чающие Христова утешения, получат его под этими сводами. Благословение Господне пусть пребывает со всеми вами».

После этого иеромонах Марк (Святогоров) поблагодарил митрополита Амвросия за совместную молитву и участие в Евхаристии, а также выразил пожелания о скором восстановлении собора Преображения Господня.


В завершение владыка благословил прихожан и вручил им произведения духовной литературы на молитвенную память. После службы в притворе собора было организовано чаепитие, во время которого митрополит Амвросий пообщался с молодежью, певшей и молившейся за Литургией.

Следующая Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе будет совершена 12 декабря.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

На Литургии митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Даниил Алыев, иеромонах Марк (Святогоров), священник Сергий Будков; диаконы Иоанн Зорин и Андрей Филлипов.

Во время богослужения пели квартет Храмового комплекса д. Санино под управлением Ильи Капреллянца и молодёжный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман. 

Святитель Филарет Московский — один из самых значимых богословов и просветителей Синодальной эпохи. С его именем связан перевод на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, издание «Православного катехизиса», а также яркие и содержательные проповеди, за которые его нередко называли «Московским Златоустом». Святитель всегда размышлял над сильнейшим разрывом между глубиной христианской жизни и обыденной современностью и оставил богатое наследие сочинений и проповедей для вразумления паствы.

Митрополит Филарет был не только церковным человеком, но и влиятельным государственным деятелем первой половины XIX века, который умел соединять преданное служение Церкви с проповедью о Боге в реалиях мирской жизни. Именно таким святого запомнили его современники, и таким его знаем мы. 

Духовное образование святитель Филарет считал первостепенной основой православного народа, поэтому его внимание к этому вопросу было непрестанным. По благословению, инициативе и назиданию Филарета в 1841 году в МДА началось издание серии «Творения святых отцов в русском переводе». Святитель Филарет, быстро взлетевший по иерархической лестнице, стал значимой и авторитетной фигурой, ввиду своих особых качеств личности. Велико монашеское и старческое служение Церкви святителя, который стал одним из основателей Гефсиманского скита (близ Троицкой Лавры), отличающегося особо строгим уставом. Многим близким ему и известным лицам он стал духовным наставником и отцом.

***

Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери — духовная святыня Верхневолжской земли — был построен в 1290 году при святом князе-страстотерпце Михаиле Тверском. В соборе венчались святые благоверный великий князь Михаил Тверской и благоверная великая княгиня и инокиня Анна Кашинская. Были захоронены святитель Симеон, сам святой князь Михаил, его мать, дети, убитые в Орде.

Внук Михаила Тверского, Михаил Александрович, построил каменную колокольню, позолотил купол собора, а стены и окна украсил высеченными из камня украшениями. С тех пор собор стал называться «Спасом Златоверхим» или «Спасом Златоглавым».

Площадь, где стоял храм, стали именовать Соборной. И на ней всегда стоял Спасо-Преображенский кафедральный собор.

В начале XVII века древний храм был разобран, а на его месте построен новый собор.

Последний храм был выстроен в 1689–1696 годы и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.

В 1748–1755 годы к юго-западу от собора была воздвигнута трехъярусная колокольня.

Собор был взорван в 1935 году. Кости тверских князей вместе со щебнем были использованы для строительных нужд.

Память о «Спасе Златоглавом» сохранялась в народе, и спустя 60 лет на площади начали служить молебны, поставили Поклонный крест, памятный камень, часовню в честь Всех Тверских святых (2008 год).

В 2013 году на Соборной площади начались археологические раскопки. Их проводил Институт археологии Российской академии наук. Ученые обнаружили, что в те времена Тверь была не глухой русской окраиной, а центром искусств, зодчества и ремесел.

Были найдены подлинные остатки собора, первого после нашествия Батыя каменного храма в Северо-Восточной Руси, обнаружен уникальный материал для исследований, открыты новые страницы истории собора и Твери.

В 2014 году начали копать котлован под фундамент. В 2015 были совершены чин закладки храма, потом — Литургия на основании фундамента. Сбор пожертвований, строительные работы организовывал Тверской региональный благотворительный фонд «СОБОР».

Особый размах возрождение собора получило в 2018 году — в год 700-летия мученической кончины святого князя Михаила Тверского и 650-летия преставления святой благоверной княгини и инокини Анны Кашинской. В 2019 году на возрождаемый собор были подняты купола. В день Собора Тверских святых в соборе было совершено торжественное богослужение.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку