170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Литургия в тверском храме на Волынском кладбище

На этой неделе Церковь продолжает праздновать событие Сретения Господня. В субботу, 20 февраля, празднуются двое святых, которые подвизались в разные века, но очень похожи своим стремлением с раннего детства к милосердной и благочестивой жизни ради Христа. Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IV век), Бог прославил дарами исцелений и изгнания злых духов. В царствование императора Константина Великого он получил разрешение на разрушение капищ и строительство вместо них храмов Божиих. Преподобный Лука Елладский (X век) был известен любовью к отшельнической жизни, принял  мона­ше­ский постриг от стар­цев-па­лом­ни­ков, удалялся в разные пустынные места. Господь совершал через него чу­де­са, ис­це­лял бо­лез­ни. Подвиги преподобных отцов всегда привлекали к ним людей, ищущих молитвенной помощи, утешения и наставления.


В этот же день Русская Церковь молитвенно вспоминает свя­щен­но­му­че­ника Алек­сандра Талызина, уроженца Твер­ской гу­бер­нии. Последним местом служения новомученика был храм в селе Шаблыкино Краснохолмского района. Свя­щен­ник Алек­сандр Та­лы­зин был рас­стре­лян 20 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бëн в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Приход церкви преподобного Серафима Саровского занимается изучением периода массовых политических репрессий XX века, связанных с Тверской Волынью. Одно из последних изданий «Новомученики и исповедники Волынской слободы в XX веке» составил в 2018 году тверской краевед Сергей Погорелов. На западной стене храма в 2005 году была открыта мемориальная плита в память о безвинно убиенных в 30–50-х годах XX века.


В этой церкви особо почитается священномученик Илия Громогласов, он был расстрелян и погребён в общей могиле на Волынском кладбище в 1937 году. Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

20 февраля, в день памяти преподобных отцов Парфения Лампсакийского и Луки Елладского и священномученика Александра Талызина, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в церкви преподобного Серафима Саровского, расположенной на Волынском кладбище Твери. Правящему архиерею Тверской епархии сослужили благочинный II-го Тверского церковного округа протоиерей Олег Кульпин, настоятель храма протоиерей Геннадий Подгорный, тверское духовенство. На богослужении молились прихожане и гости храма.


После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью на притчу о неправедном судии:

«Господь дважды говорит в этой притче, что неправедный судия не боялся Бога и не стыдился людей. Мысль притчи перекликается с двумя важнейшими заповедями, которые Христос выделил из всего ветхозаветного закона: люби Бога и люби ближнего. В этой притче Он показывает, к каким последствиям приводит их нарушение: к несправедливости, к безжалостности, к той страшной характеристике, которую даёт ему Спаситель: “судия неправедный”, то есть противоположность Богу, Который именуется Праведным Судиëй. В любви и в вере невозможен нейтралитет. Человек может либо любить Бога и людей, либо любить только себя, причиняя зло и творя несправедливость.

Другая важная мысль, которую даёт нам Господь в этой притче, — о связи молитвы и веры. Вера невозможна без действий, вера невозможна без молитвы. Господь говорит о молитве, которая будет обязательно услышана, но тут же выражает сомнение: “Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?” Он отождествляет веру и молитву, потому что молитва и вера возрастают и падают вместе. Вера — горнило жизни нашей. Молитва — топливо, которое поддерживает горение, укрепляя веру благодатью Божией. Если не подбрасывать топливо в горнило, огонь гаснет, горнило стынет. Человек становится холодным и жёстким. 

И наконец, говоря о развращëнном судии, способном не из любви, но хотя бы из-за чужой терпеливости и настойчивости пойти на уступки, Христос говорит нам: “Если даже такой судия неправедный выполняет просьбу настойчивой вдовы, насколько больше исполняет просьбы любящий и праведный Бог?” И тут же Господь выражает сомнение в людях: но будет ли вера среди людей? Людям, сомневающимся в Божией помощи, Он Сам говорит о сомнении Бога. Творец готов дать нам многое. Но найдётся ли на земле кто-то, подобный той вдове, способный просить и верить, зная, что просит почти неосуществимого, невозможного иначе, чем по вмешательству Бога. Ведь так или иначе, всё, что мы просим у Бога, — это просьба чуда, просьба неосуществимое сделать осуществимым, просьба нарушить порядок вещей и повернуть события вспять. И Он делает это, когда просит человек».


На сугубой ектении диакон произнёс прошения о прекращении губительного поветрия, о прекращении вражды и средостений среди людей, о мире и любви. Затем архипастырь прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции. 

Во время пения Херувимской песни на Литургии митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

По окончании богослужения  митрополита Амвросия приветствовал настоятель храма протоиерей Геннадий Подгорный. Владыка поздравил прихожан с совершением Божественной литургии:

«Православная община, христианская община — это всегда евхаристическая община. Она собирается всегда вокруг Христа. Когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, мы становимся подлинными людьми, мы становимся настоящими христианами, и поэтому я радуюсь тому, что дух вашей общины таков, что вы стремитесь к тому, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн.


В этом году планы многих нарушились. Это говорит о том, что хотя мы и можем о чём-то мечтать, но полагаться нужно всегда на волю Божию и понимать, что всё, что происходит в нашей жизни, происходит только по всеблагому и спасительному Промыслу Божию. Его действие сразу распознать, бывает, невозможно, но со временем смысл того, что происходит с каждым из нас, со всеми нами и со всем человечеством, обязательно откроется. 

И вот пандемия, которая многое изменила в этом мире, разрушила планы не только отдельных людей, но и всего человечества, и показала нам, что мы должны научиться доверять Богу и жить сегодняшним днём. Не нужно строить много грандиозных планов, особенно замешанных на чувстве собственной значимости или гордыне, потому что такие планы Бог посрамит. Но всë, что совершается со смирением, имеет ценность и для нас, людей, и для нашего спасения и обязательно получит Божие благословение. 

Я очень рад находиться в этом небольшом и очень уютном и тёплом храме в честь преподобного Серафима Саровского, где прихожане, верю, действительно обретают чувство радости и счастья, которое люди находили при соприкосновении, в общении с преподобным старцем Серафимом. Для меня это особо значимо, потому что мы с ним земляки, и в юности я часто молился в храме, который построили его родители, в Казанском кафедральном соборе города Курска, с колокольни которого отрок Прохор падал и по милости Божией остался невредим. Пусть радость преподобного Серафима Саровского всегда пребывает со всеми вами».

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

За Литургией митрополиту Амвросию сослужили: благочинный II-го церковного округа протоиерей Олег Кульпин, протоиерей Георгий Подгорный, диакон Иоанн Зорин. 

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор церкви под управлением Марии Цалетовой. 

*** 

В 2003 году, когда Русская Православная Церковь отмечала столетний юбилей прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, было получено благословение на  строительство храма в честь этого святого в районе Волынского кладбища города Твери. Волынское кладбище стало основным местом погребения усопших жителей Заволжского посада на рубеже XVII–XVIII столетий и было приписано к приходу храма Благовещения Пресвятой Богородицы (ныне не сохранившегося).

27 сентября 2003 года, в праздник Крестовоздвижения, на месте предполагаемого храма был установлен поклонный крест. Проект храма выполнил архитектор Валерий Курочкин на основе датированных 1671 годом обмерных чертежей деревянной церкви, которая стояла в погосте Нектарьево, близ Твери, на реке Тьме. 27 октября 2003 года был совершён чин закладки храма.

История строительства храма имеет немало драматических страниц: крест неоднократно ломали, были попытки поджога строящегося храма. При восстановлении храма после пожара было решено вернуться к первоначальному проекту и завершить общее возведение храма Серафима Саровского со стройной колокольней в формах XVII века.

14 июня 2005 года, при устройстве нового фундамента трапезной части, при работе экскаватора, на глубине 1,5–2 метров были обнаружены останки более семи десятков человек. Плотность захоронения оказалась очень велика, так как они покоились всего в 4 кубометрах земли. Хорошо сохранились не только кости, но даже фрагменты обуви (кирза, галоши кустарного производства) и одежды. Прокуратура Заволжского района Твери возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство). Специалистами судебно-медицинской экспертизы после исследования вещественных доказательств было дано заключение, в котором останки идентифицированы как принадлежащие людям, погибшим насильственной смертью в результате пулевого ранения в голову. Время их нахождения в земле составило 50–70 лет, что указывало на их происхождение в период массовых политических репрессий XX века.

30 октября 2005 года в храме преподобного Серафима Саровского состоялось отпевание пострадавших, а на западной стене храма была открыта мемориальная плита в память о безвинно убиенных в 30–50-х годах XX века.

4 ноября 2005 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Твери состоялся общегородской крестный ход. В этот день Казанская (Волынская) икона Пресвятой Богородицы была перенесена из Воскресенского кафедрального собора в храм преподобного Серафима Саровского. Эта икона ранее пребывала в храме Успения Пресвятой Богородицы на Соминке, вплоть до момента его разрушения. Перед взрывом почитаемый образ Богородицы передали в калининскую соборную церковь «Белая Троица», что позволило сохранить святыню до настоящего времени. Была проведена реставрация иконы, завершившаяся в июле 2006 году. Торжокскими золотошвеями была выполнена новая риза, икона была помещена в новый киот. Теперь она постоянная главная участница общегородского крестного хода, который проходит в Твери 4 ноября.

Приход церкви принимает активное участие в работе по восстановлению Волынского кладбища (уборка территории, выпиловка растительности, установка старинных надгробий). Проводятся экскурсии, посвящённые тверским новомученикам.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку