170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Литургия в Неделю о Страшном Суде в Селихово

Литургия в Неделю о Страшном Суде в Селихово

И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46)

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, так как на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25:31–46). Напоминая о последнем и Страшном Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Его суд — праведным и неподкупным испытанием. Все будут равны перед праведным судом Божиим.


7 марта глава Тверской митрополии впервые посетил Ильинский приход села Селихово в Конаковском районе. Архипастыря тепло встретили хлебом-солью ребята из детско-юношеского центра «Новая Корчева», созданного при храме.

В Неделю мясопустную, о Страшном Суде, и день памяти мучеников, иже во Евгении, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Ильинской церкви. Владыке сослужили благочинный Конаковского округа протоиерей Пётр Дубяго, настоятель храма протоиерей Виктор Гуров, клирики благочиния.

На богослужении молились прихожане, педагоги и ученики детско-юношеского центра «Новая Корчева», а также гости прихода: глава Конаковского района О.В. Лобановский,  заместитель главы Конаковского района по социальной политике А.А. Бородина, начальник управления образования администрации Конаковского района М.С. Кожехов. 


В этот день в Церкви читался Евангельский текст о Страшном Суде, который ожидает все народы, всех когда-либо живших людей, в конце времен (Мф. 25:31–46). После Евангелия митрополит Амвросий произнёс проповедь, посвящённую Неделе о Страшном Суде:

«В мире, наполненном гораздо более серьёзным злом, кровью, воровством, войнами, жестокостью, Господь берёт и показывает нам не таких уж злых людей, но разделяет их на два лагеря. Скорее по принципу “более хорошие” и “менее хорошие”. Хорошие поступали так, как стоит поступать. Но и плохие ничего такого уж плохого не сделали. Но, видимо, главное, по мысли Господа, тут то, что, не сделав ничего плохого, они не сделали и ничего хорошего. Ничего выдающегося, что могло бы стать оправданием на нелицеприятном Суде Божием.

Господь не говорит на Суде тем, кого определил по левую сторону: “Вместо того, чтобы напоить Меня, — вы Меня истязали, вместо того, чтобы накормить Меня, — морили голодом, вместо того, чтобы посетить в темнице, — бросили в эту темницу”. Не говорит, хотя в Его земной жизни всё было именно так. Он сосредотачивает наше внимание не на противопоставлении злого и доброго, но на противопоставлении добра бездеятельного и добра, действующего в этом мире».


За богослужением возносились молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных, о мире и любви среди людей.

Во время пения Херувимской песни  архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Митрополит Амвросий наградил архиерейской благодарностью диакона Георгия Шабалова за добросовестное исполнение послушания старшего иподиакона митрополита Тверского и Кашинского. Гостям и прихожанам храма архиерей подарил духовные книги на молитвенную память. 

Для гостей была организована выставка творческих работ детско-юношеского центра. Творческие детские коллективы подготовили небольшой концерт.


Владыка познакомился с деятельностью центра детско-юношеского творчества «Новая Корчева», вручил детям по книге жития Иосифа Исихаста и благословил на дальнейшее развитие творчества. 


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: благочинный Конаковского округа протоиерей Пётр Дубяго, протоиерей Виктор Гуров, иеромонах Августин (Пирогов), священник Сергий Гонцов, священник Николай Березин, диакон Иоанн Зорин, диакон Георгий Шабалов. 

За богослужением пел хор детско-юношеского центра «Новая Корчева».

***

Старинное село Селихово расположено в 1 километре от южной границы г. Конаково.  Историки насчитывают селу свыше 520 лет.  С незапамятных времён оно именовалось как Ильинское — по Ильинской церкви. С XVI века село принадлежало князьям Селиховским. Последний из них — Иван Андреевич Селиховский — завещал после своей смерти принадлежавшие ему сёла и землю Троице-Сергиеву монастырю. И до 1861 года храм оставался подворьем Троице-Сергиевой лавры. На этот счёт существует духовная грамота от 1559 года.

Во второй половине XVIII века в Селихово действовала деревянная церковь с двумя престолами — Илии Пророка и Николая Чудотворца. В начале XIX века численность населения стала увеличиваться, и по просьбе прихожан епископ Тверской и Кашинский Серафим благословил построить рядом новую каменную церковь.

Авторы проекта — архитекторы И. Шарлеман и К. Трофимов. Здание храма представляет собой классическую постройку первой половины XIX века. Храм пятикупольный, с алтарной апсидой, приделом и колокольней (1833 год), которая завершается высоким шпилем с крестом.

Большое впечатление производит убранство храма. В его интерьере — семиярусный резной иконостас. В храме много отдельно стоящих икон в красивых, высоких, с резными золочëными колоннами и богато украшенных рельефной резьбой киотах. В середине XIX века был расписан весь храм. К росписи храма привлекались лучшие иконописцы и живописцы Русской Православной Церкви и Академии художеств (по мнению современных специалистов, школы Васнецова).

Фрески основной части храма представляют собой сюжеты из жития Пророка Божьего Илии. Далее расположены фрески, раскрывающие смысловое содержание молитвы «Символ веры», а также образы избранных святых и мучеников. В боковых сводах основной части храма написаны изображения четырех евангелистов. На подкупольном своде находятся небесные образы Святой Троицы и Божьей Матери в окружении сонма ангелов, также по кругу располагаются чины Ангелов, Архангелов и всех Небесных Сил бесплотных.

С 1903 по 1932 год настоятелем Ильинского храма был священник Арсений Троицкий, с отличием окончивший Тверскую духовную семинарию, который очень много сделал для воцерковления малограмотного населения прихода, первым начал проводить катехизацию среди сельчан. Он много помогал раненым, возвращавшимся с фронтов во время Первой мировой войны. Во время гонения на Православную Церковь отец Арсений отстаивал право исполнять богослужения в традициях Русской Православной Церкви, дал отпор обновленцам. Он трижды арестовывался: с 1926 по 1929 год провёл в Соловецком лагере для политзаключенных, в 1932 году был сослан в Казахстан, а в 1937 году, по приговору тройки ОГПУ, расстрелян на полигоне в Бутово. В 2001 году протоиерей Арсений причислен к лику новомучеников  Российских.

Также в 1937 году были арестованы священники Ильинской церкви: настоятель Вениамин Голосов и Пётр Титов. Протоиерей Вениамин Голосов был сослан в Казахстан. Священник Пётр Титов в Ильинской церкви прослужил несколько месяцев. Он расстрелян в Твери (в 2001 году причислен к лику новомучеников  Российских).

В 1936 году часть церковных ценностей (иконы, оклады, богослужебная утварь) были насильственно изъяты представителями власти и вывезены из храма. В 1937 и в 1941 году были сброшены колокола с колокольни, уничтожена звонница. Ярые богоборцы предлагали закрыть и даже взорвать храм, но Господь уберёг его от разрушения. Ильинский храм никогда не закрывался. Его отстояли  прихожане, не побоявшись гонений.

К пятидесятым годам XX века Ильинский храм в значительной степени обветшал, фрески в Ильинском приделе очень сильно пострадали, пострадали также иконы в иконостасе. С 1961 по 1984 год настоятелем Ильинской церкви был священник Михаил Фёдоров. Протоиерей Михаил Фёдоров сделал очень многое для восстановления Ильинского придела в его изначальном великолепии. Реставрационные работы проводила бригада иконописцев из Риги.

После кончины протоиерея Михаила настоятелем храма в 1984 году стал протоиерей Борис Ничипоров. Он продолжил работы по благоустройству церкви, начал работу с детьми и молодежью, создал детско-юношеский центр «Новая Корчева». Детско-юношеский центр стал известен во всей России и во многих странах мира. После кончины в 2003 году протоиерей Борис был погребён на территории Ильинского храма.

Продолжил начатую им работу в приходе и в Детско-юношеском центре священник Виктор Гуров, прослуживший с отцом Борисом к тому времени 10 лет. Продолжились ремонтные, реставрационные и восстановительные работы. 1 августа  2014 года благодаря жертвователям и благотворителям была восстановлена звонница (уничтоженная в 30-е годы ХХ века) и отремонтирована колокольня.

В последние годы на территории Ильинского храма построены новые помещения для обучения учащихся ДЮЦ «Новая Корчева» художественному и прикладным направлениям: иконописи, фаянсовому делу, керамике, ручной и машинной вышивке, росписи по дереву, резьбе по дереву, бисероплетению, мягкой игрушке, ковроткачеству. Стали проводиться выставки и конкурсы детских работ; а также семинары для педагогов и мастеров, на которые приглашаются желающие из района и области.

Продолжает развиваться детская хоровая школа-студия и детский музыкальный театр. Ведущие коллективы центра: хор девушек «Глория», юношеский казачий хор «Станица», ансамбль скрипачей «Элегия» и отдельные исполнители инструменталисты — неоднократные победители и призёры Всероссийских и Международных конкурсов, фестивалей и выставок в России и в других странах. Благодаря взаимодействию Центра с Ильинским приходом происходит воцерковление детей и педагогов.

Учащиеся и педагоги награждались архиерейскими грамотами и грамотами Святейшего Патриарха.

Традиции сами по себе не сохраняются, если им не следуют люди. Господь нас вразумляет жить в любви, помогать друг другу и молиться друг за друга.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку