15.11.2020 | 

Литургия в Иоанно-Предтеченском храме Твери

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице Православная Церковь обращает внимание верующих на евангельский эпизод об исцелении гадаринского бесноватого (Лк 8:26–39), в котором каждому человеку предлагается сделать выбор между жизнью привычной, комфортной и полной удовольствий, и жизнью, полностью посвящённой Христу. 

15 ноября 2020 года, в день памяти мучеников Акиндина, Пегасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченской церкви Твери.

На Литургии владыке сослужили: благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, настоятель храма протоиерей Вячеслав Дроговоз, протоиерей Вячеслав Булойчик, диаконы Иоанн Зорин и Георгий Шабалов.

В начале богослужения, на проскомидии, митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После чтения Евангелия архипастырь произнёс проповедь, посвящённую толкованию евангельского фрагмента об исцелении гадаринского бесноватого (Лк 8:26–39), в которой обратил внимание на то, что Бог любит нас не за наши недостатки или достоинства, а вопреки им, ибо Он — любящий Отец, Который желает нашего спасения: 

«Господь пришёл в страну Гадаринскую, совершенно отличающуюся от Израиля. В Израиле невозможно было увидеть свиней, ибо это нечистое животное. Этот человек, несчастный бесноватый, изгнанный из общества и живший на кладбище, был словно живым мертвецом. По меркам того времени, особенно для иудея, тот бесноватый существовал на самом дне жизни как в социальном, так и в религиозном аспектах: в нечистой стране, в нечистой местности, нагой, среди языческих мертвецов. И вот этого, последнего из последних, человека Господь исцеляет, говорит с ним, отправляет его с проповедью к своему народу: “Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус” (Лк 8:39).

Но что же делают соплеменники этого человека, возможно, его родственники и бывшие друзья? Они не слишком радуются исцелению их соотечественника. Наоборот, они, скорее всего, расстроенные гибелью большого количества свиней, просят Христа удалиться от них. За исцеление и возвращение к жизни этого человека его общине пришлось заплатить цену, которую они платить были не готовы. Так бывает и с нами, и в светском обществе, и в Церкви, когда мы не готовы ради того, чтобы человек вернулся в общение церковное, поступиться хотя бы чем-то своим. Ведь всегда гораздо проще изгнать подальше с глаз, забыть человека, отстраниться максимально, лишь бы он не наносил душевных неудобств. 


Но не так поступает Бог. И мы, находящиеся в Его Церкви, должны помнить, что Церковь — не наша, а Его. Помнить, что Церковь — это не место, где мы будем успешны, окружены исключительно добрыми людьми, будем получать всё, что нам необходимо для жизни. Люди, находящиеся в Церкви давно, понимают, что чаще всего находиться в ней неудобно. В некоторые времена это может быть сопряжено ещё и с гонениями, насмешками, мучениями и даже смертью. Многие не получают просимого и не находят оправдания своим ожиданиям. Многие встречаются с человеческой греховностью. И никто и никогда не находит в Церкви идеального сообщества. 

И мы всегда должны с огромной благодарностью помнить о том, что не за наши заслуги, не за наш образ жизни, не за наши хорошие качества Бог любит нас. Но только потому, что Он благ, потому, что Он — любящий Отец, Который желает нашего спасения».  


На сугубой ектении были произнесены прошения о прекращении губительного поветрия. После ектении владыка прочитал молитву об избавлении людей от пандемии коронавирусной инфекции.

Ежегодно во всем мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий. Цель Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается в этом году 15 ноября, — почтить память погибших и выразить соболезнования членам их семей, а также обратить внимание людей на необходимость соблюдения правил дорожного движения[*].

В третье воскресенье ноября в храмах Русской Православной Церкви также совершают поминальные службы о погибших в дорожно-транспортных происшествиях и служат молебны о здравии всех участников дорожного движения. На Божественной литургии была произнесена заупокойная ектения о погибших в ДТП. 

По окончании богослужения к правящему архиерею обратился с приветственным словом настоятель церкви протоиерей Вячеслав Дроговоз:

«Этот храм после долгих гонений на веру и после своего возрождения собрал небольшую, но крепкую общину. У нас есть воскресная школа, и Вы видите, что больше причащающихся среди детей, чем среди взрослых. Так дети вырастают во Христе. Также на прихожанах нашего храма лежит послушание совершать переписку с осуждёнными, которые находятся в колониях пожизненно. Это, безусловно, огромный труд. Ещё мы окормляем детский приют.

Мы надеемся, владыка, что Вашими молитвами наш храм приобретёт благолепный вид, который он достоин иметь по молитвам святого Иоанна Предтечи, по молитвам тех, кто за нас молится. И мы надеемся, что под Вашим руководством и Вашим благословением мы будем продолжать вести святую жизнь в радости, благоденствии, утешении Святого Духа». 

В ответном слове владыка поблагодарил отца Вячеслава за тёплый приём и совместные молитвы и обратился к предстоящим людям с архипастырским словом:

«Мне было очень радостно видеть общину, в которой очень много детей, молодых людей. Мне бы хотелось, чтобы не только дети причащались Святых Христовых Тайн, но и взрослые. Взрослые люди должны понимать, что на Божественную литургию мы приходим не для того, чтобы попеть, почитать, постоять, посмотреть и помолиться. Мы приходим прежде всего затем, чтобы соединиться со Христом, а это единение происходит исключительно в Таинстве Святой Евхаристии. 

Когда мы принимаем Его Святые Тело и Кровь, Он пребывает в нас и мы пребываем в Нём. Это потрясающий и необъяснимый дар Господа Иисуса Христа человеку, дар, который никто из нас не вправе отвергать, ибо Христос сказал: “Кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, тот во Мне живёт, и Я в нём” (Ин 6:56). Кто отстраняется от призыва «со страхом Божиим, верою и любовью приступите», оправдываясь каким-то мнимым недостоинством или какими-то иными причинами, поступает неправильно. 

Поэтому не придумывайте себе каких-либо кажущихся причин быть недостойными, потому что мы никогда не будем достойны. Евхаристия преподается нам исключительно по милости Божьей. Мы причащаемся по Его заповеди и повелению, ибо это единственный путь ко спасению, который нам предложил Господь. Он пришёл на землю, родился, воплотился, принял Крестную смерть, страдания и воскрес, чтобы потом нам предложить в “пищу” — Самого Себя. 

Можно увидеть удивительную закономерность в том, что когда община живёт евхаристической жизнью, там и внешне всё начинает расцветать. Это удивительный закон, действие которого невозможно не наблюдать на протяжении многих лет. Я радуюсь тому, о чём Вы рассказали, и сердечно благодарю Вас, и прошу продолжать это доброе дело, потому что это действительно самое главное в нашей жизни — оказывать милость другому человеку, опустившемуся на дно жизни, которого осуждает мир. Господь ждёт от этих людей покаяния и исправления, и Церковь в этом ожидании должна быть со своим Богом».   

После этого в сопровождении настоятеля храма митрополит Амвросий посетил погост на территории Иоанно-Предтеченского храма, где была пропета «Вечная память» покойной супруге настоятеля храма и всем усопшим, погребенным на территории храма. 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация

На богослужении пел хор Иоанно-Предтеченской церкви под управлением регента Т. В. Максимовой.

[*] Во Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (третье воскресенье ноября) в кафедральных соборах епархий совершается лития о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф. Указание включено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 мая 2017 года.



Кладбищенская Иоанно-Предтеченская церковь построена в конце XVIII века на правом берегу Волги на средства горожан всего правобережья Твери.

Выстроенное на крутом берегу Затьмацкой части города традиционной архитектурной композицией «кораблём», здание имело уникальный для Твери вид. Объëмной композицией храма является «восьмерик на четверике» с полукруглой апсидой и колокольня, воздвигнутая по проекту известного Тверского губернского архитектора И.Ф. Львова (1797−1864 гг.).

Центральный престол был освящён в 1809 году во имя святого Иоанна Предтечи, в честь «усекновения главы его». Правый (южный) престол в зимней части храма посвящён святому архистратигу Михаилу и прочим Бесплотным Силам, а левый (северный) — в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского, и святой мученицы Софии.

Кладбище Иоанно-Предтеченской церкви служило местом упокоения духовных лиц, дворян и наиболее крупных местных общественных деятелей купеческого и других сословий. Сохранившиеся документы подтверждают, что на кладбище упокоились многие члены известной в Твери купеческой фамилии Аваевых, потомственных почётных граждан Твери Бобровых и других.

В советское время были разобраны завершения храма и колокольни. В помещении разместилась производственная мастерская реставраторов, в результате деятельности которой храму был нанесён значительный урон. Вместо старинного кладбища появились частные постройки и свалка строительного мусора.

В церкви с 1921 по 1928 годы в сане диакона служил будущий священномученик Николай Павлинов, который впоследствии особым Совещанием при Коллегии ОГПУ за «антисоветскую агитацию» был приговорён сначала к трём годам ссылки, а затем расстрелян. Реабилитирован в 1989 году, а канонизирован как священномученик Русской Православной Церкви в 2001 году.     

В 2014 году храм обогатился фрагментом своей первоначальной росписи. Постепенно появился лик Иисуса Христа, а затем и весь сюжет в обрамлении декоративного орнамента — Спас Нерукотворный на убрусе, несомый ангелами. Расчищенная от покрывавших слоёв шпаклёвок, побелок и прочих наслоений, роспись была восстановлена. Вторая роспись была сохранена при ремонтных работах, проводимых после открытия храма, позже восстановлена. Это фрагмент «Нагорной проповеди», написанный в конце XIX века.

На данный момент написаны и установлены все иконы для царских врат, иконы праздничного ряда, икона «Тайная вечеря» и другие. Продолжаются работы по написанию и установке икон. В главной части храма демонтированы двутавровые балки, которые остались после разбора второго этажа от птицефабрики.

В северном приделе произведен демонтаж санитарно-технического оборудования и многочисленных перегородок. Сейчас там оборудовали помещение для воскресной школы.

Особо чтимые святыни храма: образ Божией Матери «Всецарица», перед которым еженедельно совершается молебен об исцелении болящих, и икона священномученика Николая Павлинова.

Приход сотрудничает с Областным социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних. Настоятель и прихожане регулярно посещают детей в приюте, где проводятся беседы с воспитанниками, совершается Таинство Крещения. Ребята имеют возможность посещать храм, школьникам оказывается помощь в учёбе.

При храме действует отделение детской православной военно-спортивной организации НОРД «Русь». 

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.