170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Канун Недели о мытаре и фарисее

Канун Недели о мытаре и фарисее

Церковь начала готовить верующих к Великому посту. Воскресный день 21 февраля посвящён евангельской притче о мытаре и фарисее. С этой Недели начинаются богослужения по Постной Триоди. Триодь содержит службы подготовительного периода к Великому посту, Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая служба по Постной Триоди назначается в воскресный день, называемый «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи мытаря и фарисея».

Накануне Недели о мытаре и фарисее, 20 февраля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил первое всенощное бдение подготовительного к посту периода в тверском кафедральном соборе Воскресения Христова. Владыке сослужило духовенство собора. 


На вечерне митрополит Амвросий с хором духовенства исполнили песнопения: стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры на стиховне из Постной Триоди, «Богородице Дево» и тропарь Сретения Господня. На утрене — «Честнейшую» и стихиру на хвалитех. 

На воскресной утрене (вечер субботы) подготовительных к посту дней исполнялось песнопение, которое звучит только в подготовительный период и во время Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...».


В храме погасили все светильники, и верующие, преклонив колени, в полумраке слушали слова молитвы, настраивающей душу на покаяние.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». 

20 февраля 2017 года скончался архимандрит Кирилл (Павлов). По окончании утрени митрополит Амвросий совершил заупокойную литию, перед которой обратился к прихожанам:

«В нынешний день, вечером, 4 года тому назад отошёл ко Господу один из наиболее известных старцев нашей Церкви — архимандрит Кирилл (Павлов). Он не был церковным человеком с самой юности, но стал им немного позже, когда во время Великой Отечественной войны на дымящихся развалинах Сталинграда нашёл Евангелие, открыл его, стал читать, и Бог вошёл в его сердце. А затем, после войны, он посвятил себя монашескому подвигу, и пришел в обитель преподобного Сергия, и остался там на всю жизнь. 

Сначала он был казначеем обители, потом духовником, а затем известным старцем, у которого окормлялись несколько Патриархов, множество архиереев, духовенство, монашествующие и студенты многих поколений Московской духовной академии. Будучи студентом Московской духовной академии, я тоже застал отца Кирилла. Часто мы с нашим хором пели у него на службах, и у нас была возможность с ним общаться. Находясь с этим человеком, не нужно было даже задавать какие-то вопросы или получать наставление словом, потому что сам пример его молитвы, его удивительного терпения, смирения, доброты, какой-то тишины воспринимался намного более сильнее и оказывал намного более важное  влияние, нежели слова. 


Неслучайно известная древняя пословица говорит о том, что слова назидают, а примеры побуждают. Наверное, на отце Кирилле ещё раз исполнилась загадка бытия — почему праведники страдают, а грешники часто благоденствуют. Ведь он действительно был праведной жизни человек, пережил войну, много испытал в свой жизни, ему достаточно много нужно было терпения на должности духовника обители, много нужно было смирения и духовных сил, но в конце жизни своей он воспринял ещё один крест — несколько лет лежал неподвижно и практически незаметно для постороннего глаза совершал какую-то свою, внутреннюю жизнь, о которой можно было только догадываться, понимая по каким-то моментам, что эта жизнь в нём присутствовала. Иногда как будто прорывалась эта жизнь в наш реальный мир, а потом опять погружалась в ту реальность, которая недоступна обычному земному человеку. 

И вот, пройдя через эти страдания и испытания, он четыре года назад закончил свой жизненный путь. И в нынешний вечер мы совершим молитву о упокоении души усопшего раба Божия приснопоминаемого архимандрита Кирилла и попросим у Господа ему милости Божией, Царства Небесного, а сами вздохнëм о том, что сегодня среди нас, к сожалению, нет уже таких духовно облагодатствованных людей, по крайней мере, они нам неизвестны. Но будем верить тому, что в Небесном Отечестве он взаимно, в ответ на наши сегодняшние молитвы, утешит нас ведомыми Богу судьбами и примет участие в жизни каждого из нас своим предстательством перед престолом Вечного Бога.

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация:

На всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Михаил Беляев, иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Георгий Белодуров, протоиерей Михаил Королёв, священник Сергий Гатауллин, священник Андрей Гришаенко, священник Сергий Будков, священник Антоний Пласичук, протодиакон Роман Соколов, диакон Иоанн Зорин, диакон Димитрий Немчанинов. 

Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Если мы обратимся к богослужебным текстам Недели о мытаре и фарисее, то будем поражены однообразием их содержания. Эта тема бесконечно обыгрывается с разных сторон, никаких новых «сюжетов» здесь нет, всё время говорится только об одном: «Мытаря и фарисея различие разумевши, душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве и возопий: “Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя”». «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: “Спасе мира, очисти рабы Твоя”». Все тексты посвящены только одной теме. С одной стороны, можно поражаться искусству гимнографов, сумевших так много раз и так по-разному сказать об одном и том же. А можно подумать о том, что Святая Церковь стремится всё глубже и твёрже запечатлеть в нашем сознании, в нашем сердце смысл этой притчи, бесконечно повторяя и повторяя его.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку