29.11.2020 | 

Иерейская хиротония клирика Клобукова монастыря

Каждый человек — творение Божие, и каждый из нас создан для вечной жизни. Это значит, что мы призваны к христианской любви и милосердию по примеру Самого Спасителя. В Неделю 25-ю по Пятидесятнице Церковь предлагает нашему вниманию Евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк 10:25–37), в которой через образ сострадания к ближнему Господь призывает верующих к подлинной любви. Потому что возможность проявить свою любовь по отношению к конкретному человеку предоставляется в нашей жизни ежедневно. 

29 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, в день памяти Кимрских новомучеников, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе города Кимры, где особенно почитается память молитвенников и заступников Кимрской земли. На Литургии владыке сослужили благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин, клирики благочиния и епархии.


Во время проскомидии правящий архиерей помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Молитвенное участие в богослужении приняли православные жители Кимр, а также почётные гости: глава города Кимры И. М. Балковая, В. М. Белоусов, Б. В. Совалин, председатель фонда строительства храма Пророка Иоанна Предтечи А. А. Каленова.


После чтения Евангелия о милосердном самарянине митрополит Амвросий обратился к присутствующим с архипастырским словом. В своей проповеди владыка обратил внимание на тот факт, что нередко Христос учит нас любить людей вопреки нашим дискомфорту и боли, потому что без искренней любви и сострадания к конкретному человеку любовь и вера в Бога навсегда останутся абстракцией:  

«Законник спросил у Господа: “Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” (Лк 10:25). И ответил Господь: “В законе что написано?” (Лк 10:26). Потому что законник, конечно, знал закон лучше других. Он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” (Лк 10:27). Господь сказал ему, что это правильно, и если он будет это соблюдать, то будет жить. Но законник задал ещё один вопрос: “Господи, а кто мой ближний?” (Лк 10:29).


Господь отвечает законнику на вопрос о любви притчей о самарянине. Но Христос не отвечает на вопрос “кого любить”, Он объясняет “как любить”. Потому что ты не в силах выбрать, кого любить, но ты в силах делать дела любви для каждого, кто в них нуждается. И когда ты делаешь эти дела — ты его любишь. Значит, каждый, для кого ты делаешь добро, — твой ближний. Потому что в формулировке “кого любить” важно не местоимение “кого”, а глагол “любить”. Круг твоих ближних ровно таков, на сколько хватает широты твоего сердца. 

Ещё одно очень важное замечание — любви не может быть без дел и веры не может быть без дел. “Вера без дел мертва” (Иак 2:26), — пишет святой апостол Иаков. Нельзя просто верить, сложа руки. Нельзя верить и не делать дел любви. Самарянин — это то, каким должен быть христианин. Потому что христианин должен всегда ставить себя на место другого, кем бы тот ни был: другом или врагом, знакомым или незнакомым, верующим или безбожником, добрым или злым. Ставить себя на место другого человека и сострадать ему.


Наш ближний — каждый, кто нуждается в помощи. Причем не абстрактный каждый, а конкретный, тот, кого мы видим здесь в храме и знаем о его нужде. Тот, кого мы увидим, когда выйдем из храма. Тот, кто встретится на нашей дороге, когда мы будем спешить по своим делам, несомненно, очень важным и неотложным. Наш ближний — это тот человек, которого Господь посылает на пути. И любить его — это не абстрактное “любить”, а конкретное действие — подойти, помочь, поговорить, уделить время, поделиться тем, что имеем.

Чаще всего это неприятно. Потому что действенно любить другого — больно, некомфортно, страшно. Страшно разделять боль другого, нужду и горе другого. Страшно разделять жизнь другого. Но без этого невозможна действенная любовь. Христос учит нас любить через боль, любить не тех, кого хотелось бы любить. Любить некрасивых, больных, увечных, нуждающихся, неуместных, неприятных. Ибо все они — наши ближние.


Мы живём в таком обществе, которое воспитывается успешностью телевизионных героев и давлением призывов в интернете, где человек обязан быть успешным во всём, где он просто не может позволить себе стать неудачником в глазах общества. В обществе, где нуждой другого можно поступиться, если на кону стоит та самая “успешность”. Иначе говоря, мы живём в обществе, где всё ещё полным-полно разбойников, готовых использовать и бросить. 

И кем мы окажемся в таком обществе — разбойниками, соблюдающими закон священником или левитом? Или мы станем самарянином, человеком, с точки зрения правильной веры, может быть, и не самым лучшим, но способным остановиться и разделить боль другого человека? “Как поступим мы?” — это и есть вопрос, который сегодня задаёт нам Христос в ответ на наше вопрошание: “Господи, как нам спастись?”. И Спаситель же нам отвечает: “Иди, и ты поступай так же” (Лк 10:37)».

На сугубой ектении диакон произнёс особые прошения о прекращении губительного поветрия, после чего архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.


На заупокойной ектении были помянуты приснопамятные архимандрит Матфей (Мормыль), почивший многолетний настоятель Преображенского собора и воспитатель целой плеяды священников Кимрского благочиния протоиерей Иоанн Басюк, а также архитектор собора Феодор Рыбинский.  

После великого входа была совершена иерейская хиротония клирика Николаевского Клобукова монастыря диакона Андрея Иванчина.  

По окончании Литургии было совершено краткое молебное пение перед иконой святых новомучеников Кимрских: священномученика Феодора Колерова, мучеников Анании и Михаила.


Затем настоятель Преображенского собора протоиерей Евгений Морковин поблагодарил митрополита Амвросия за совместное богослужение и отметил, что нынешний день очень важен как для данного храма и Кимрского благочиния, так и для всей Русской Православной Церкви, поскольку в лице новомучеников Церковь призывает нас к подвигам во славу Христа Бога и на благо нашего Отечества. 

В ответном слове архипастырь поздравил духовенство, прихожан и гостей с особо памятным для Кимрской и всей Тверской земли днём:

«Поздравляю вас с воскресным днём и днём памяти священномученика Феодора и убиенных с ним мучеников Анании и Михаила. В 2000 году был прославлен целый Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, это прославление состоялось во вновь освящённом Храме Христа Спасителя в Москве, который некогда тоже был разрушен и поруган, а затем воссоздан. 

Помню, как мы несколько месяцев готовились к этому торжественному событию в хоре архимандрита Матфея (Мормыля), который сегодня является именинником. Мы разучивали песнопения, написанные им на подобны и на его собственную музыку, которые были составлены богослужебной комиссией нашей Церкви, и в составлении которых он принимал непосредственное участие. Через эти песнопения мы прониклись темой новомучеников, потому что так, как он мог выразить в музыке слово, никто не мог, и, наверное, до сих пор не может этого сделать. Это было подлинное богословие, это было настоящее созерцание, это было не на словах, а на деле — воспитание любви к Церкви и богослужению. Это воспитание проходило через призму текстов, посвящённых памяти новомучеников и исповедников нашей Церкви XX века. Если бы мы более внимательно слушали богослужебные тексты, то понимали бы, насколько отзывается наше сердце.

Священномученик Феодор, пострадавшие с ним мученики Анания и Михаил являются покровителями этого храма, людьми, которые отстаивали этот храм, чтобы его не закрыли. Это великая милость, великий дар и для священнослужителей, и для тех, кто ходит сюда, потому что они на небесах ныне предстоят Агнцу Божию, и невидимо присутствуют среди нас, и радуются тому, что их подвиг не был напрасным. Хотя они и не увидели нынешнего рассвета, но они видят его сейчас в мире горнем, видят, как люди наполняют этот храм, и молятся, и радуются. 

Мы, дорогие отцы, братья и сёстры, должны ценить это время, потому что наше время, несмотря на кажущуюся свободу, очень лукаво, и враг рода человеческого “ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Пет 5:8), со всех сторон пытаясь уязвить, умалить и опорочить Святую Христову Церковь. Наша Церковь, конечно же, слаба из-за наших недостатков и грехов, но она сильна силой Божией и благодатью Святого Духа, и поэтому главное, что сегодня мы должны помнить и знать, — не поддаваться никаким провокациям, никаким слухам, никаким сплетням, но сохранять единство. Даже если мы все разные, даже если мы в чём-то с друг другом не согласны, мы должны хранить единство во Христе, то единство, о котором Христос молился Своему Небесному Отцу в Гефсиманском саду. 

Очень рад, что в общине Преображенского собора города Кимры, как и в Кимрском благочинии, явно запечатлён знак этого единства. Храните его, берегите и уважайте. Мы не должны рассчитывать на свои подвиги и силы, но лишь на милость Христа, Который пришел в этот мир ради нас, ради нашего спасения, чтобы воплотиться, быть преданым, уязвленным, пострадать на Кресте, воскреснуть в третий день, и предложить Себя в Своих Теле и Крови — нам, живущим во времени, как Божественную пищу. Никогда не лишайте себя этого самого величайшего Дара на земле».

После ответного слова правящий архиерей наградил в знак признательности за многолетний труд на благо Святой Церкви благочинного Кимрского округа и настоятеля Преображенского собора протоиерея Евгения Морковина — архиерейской благословенной грамотой, а его супругу И. А. Морковину — медалью святителя Симеона, первого епископа Тверского, III степени.


Также владыка обратился со словами поздравления к ныне рукоположенному священнику Андрею: 

«Дорогой отец Андрей, сегодня благодать Святого Духа в изобилии излилась на тебя и возвела тебя в иерея Христовой Церкви. Помни всегда о той присяге, которую ты произнёс перед своим рукоположением, и никогда не дерзай нарушать её. Служи Богу с чистой совестью и не думай, что всё уже достигнуто, в духовной жизни нет предела совершенству. 

Учись молиться. Важны молитвы как церковные, так и домашние. Никогда не жалей о времени, отведённом на молитву. Когда мы молимся, мы не теряем время, а приобретаем его. Часто исповедуйся, ведь без очищения совести и без покаяния нет возможности исцеления и изменения. Без него не будет и главного фундамента — смирения, без которого невозможно и спасение. Желаю тебе быть всецело приобщённым этой духовной жизни. 

Рукоположение не делает человека более совершенным или более умным. Трудись над своим сердцем и умом, не забывай о необходимости постоянного интеллектуального роста. Читай святых отцов и новинки духовной литературы, книги по богословию и библеистике, размышляй, советуйся с образованными людьми, умными и по-настоящему церковными.

Господь ждёт от тебя многих трудов. Благодать Святого Духа будет действовать в ответ на твои усердие, молитву и пост. Будь священником настоящим всегда и во всём, в храме, дома, в обществе и когда остаёшься наедине с Богом и самим собой. Бог мира и любви всегда да пребудет с тобой».


После этого владыка благословил прихожан и подарил им произведения духовной литературы на молитвенную память.

В полдень митрополит Амвросий освятил мемориальную доску, установленную на стене Преображенского собора и посвящённую его архитектору Ф. В. Рыбинскому.


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация

На Литургии митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию также сослужили: протоиереи Алексий Шевчук, Борис Колышкин, Алексий Фролов, священник Андрей Иванчин; диаконы Иоанн Зорин и Алексий Хомутов.

На богослужении пел хор Преображенского собора под управлением Н. В. Степановой. 

Преображенский собор в Кимрах

Проект Преображенского храма в Кимрах на 1000 мест был составлен архитектором Ф. В. Рыбинским в 1901 году. 21 июля 1902 года состоялась торжественная закладка. Местом постройки был избран целебный источник в конце улицы Ильинской (на начало XXI века — улица Урицкого), освященный во имя святого пророка Илии, и, видимо, именно поэтому один из трех престолов нового храма, находившийся, по преданию, прямо над источником, был освящен в честь святого пророка.

Храм был трехпрестольный — в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале, высотой более трех метров, была установлена калориферная печь для обогрева здания. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов.

После революции местные власти запретили достраивать каменную колокольню Преображенского храма, которая была необходима. В 1927 году Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при этом на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Узнав о решении закрыть храм, прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Вскоре милиция арестовала большую группу лиц, подозревавшихся как зачинщиков беспорядка.

После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. 27 октября 1929 года суд приговорил к высшей мере священника Колерова, А. Бойкова и Болдакова. Преображенский храм был закрыт и за считанные месяцы переоборудован под культурный очаг — клуб кустарей, позже зерновой склад. Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта. В 1947 году в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В этом же году купола вновь увенчали православные кресты. В 1948 году по приглашению иеродиакона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен, в дальнейшем ставший Патриархом всея Руси.

В 1973 году жизнь храма активизировалась, он стал центром благочиния. В середине 80-х годов по благословению архиепископа Алексия храм приобрел статус собора.

Более 20 лет настоятелем храма был протоиерей Иоанн Басюк (1940–1995). Имя этого видного и авторитетного священнослужителя было широко известно и почитаемо среди верующих. Неслучайно после скоропостижной кончины проститься с ним пришли тысячи горожан — с выражением скорби и уважения к человеку, много сделавшему во имя Православной Церкви, самих верующих, возрождения храмов на Кимрской земле. Похоронен протоиерей Иоанн Басюк у алтаря Преображенского собора.

Восстановлением храма занимался приход совместно с  благотворительным фондом «Преображение». В результате восстановительных работ храм не только приобрел свой первоначальный облик, но и стал выше, величественнее. Собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.