20.03.2020 | 

«Господи и Владыко живота моего…»

20 марта, в пятницу Третьей седмицы Великого поста, митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Михайло-Архангельской церкви г. Торжка. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Торжокского округа протоиерей Николай Алексеев, и.о. наместника Борисоглебского мужского монастыря г. Торжка архимандрит Амфилохий (Желябовский), духовенство благочиния.

По окончании литургии митрополит Савва обратился к верующим с архипастырской проповедью о грехах и добродетелях, перечисленных в молитве преподобного Ефрема Сирина.

В течение всего Великого поста за богослужением очень часто произносится покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина – учителя покаяния, святого отца Церкви, оставившего нам замечательные творения, в которых мы слышим призыв самого Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Преподобный Ефрем известен как автор молитвословий, многие из которых — это собственно его рассуждения-обращения к Богу. Одним из них является покаянная молитва, которую мы совершаем Великим постом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…»

Почему перечисляются именно эти грехи и пороки? Когда человек пребывает в безделье, т.е. в праздности, он не знает чем себя занять, и его начинают посещать разные мысли, в большей степени развлекательного характера. Например, многие люди, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью, игроманией, зависимые от интернета, – находятся, по сути, в праздности. Очень сложно понять, что в это время происходит в их душе. Дух праздности отнимает у человека время, которое мы должны потратить на молитву и творение добрых дел. В это время дух праздности все больше и больше запутывает человек в свои сети, и мы становимся заложниками диавола. Мы не читаем творения святых и Священное Писание, и в разуме водворяется «пустота».

Полезное чтение развивает наше мышление, повышает интеллектуальный уровень, благотворно воздействует на душу. Зависимый, например, от интернета человек постоянно заполняет себя какой-то лишней информацией, и воспоминание о Боге у него отсутствует вообще.

Грех любоначалия – это желание человека быть начальником, желание властвовать над людьми, предпринимая к достижению поставленной цели всё возможное, или так называемая жажда карьерного роста, не ради какого-то благого предприятия, а ради собственного превосходства и унижения другого.

Любоначалие проявляется и в семье, когда кто-то из ее членов намеренно подчеркивает свою власть – на кухне, на диване или у телевизора… Конечно у всех свое распределение обязанностей, но когда что-то происходит «не так», любоначалие в нас кипит, мы начинаем горделиво кричать, подчеркивая собственную значимость. Любоначалие не приносит должного плода.

Есть начальники, которые вынужденно принимают на себя эту роль, и в большинстве своем это весьма талантливые люди. Бог дарует им талант – умение управлять людьми во благо, такое управление приносит плоды, положительные результаты. Хорошим начальствованием пользуются все.

Еще один очень важный грех, перечисляемый в молитве преподобного Ефрема Сирина, – это празднословие. Он близок праздности. Это болтливость, праздные рассказы и разговоры, бессмыслицы. Людская болтовня делает человека неудержимым в желании кого-либо осудить, так один грех влечет за собой другой.

Святой Ефрем Сирин приводит в своей молитве в противовес грехам также и добродетели: «Дух же целомудрия и смиренномудрия… даждь ми». Целомудрие – это очень важная добродетель, ныне забытая. Современный школьник, к сожалению, не ответит сейчас на вопрос: что такое целомудренная жизнь. В нашем лексиконе это слово практически отсутствует, поскольку целомудрие стало чем-то чуждым нашему обществу. А ведь совсем недавно целомудрие было особенно значимой добродетелью при выборе невесты, избранницы. Этим подчеркивалась чистота и душевная, и телесная. Мужчины подчас не имеют в себе никакого мужского начала, ни в характере, ни в поведении… Это говорит о том, что душа человека стала блудлива, прелюбодейна, нет в ней целости, мудрости, чтобы сохранить свое девство, ради жертвы Богу, или будущему супругу.

В завершение владыка призвал верующих более серьезно и осмысленно относиться к тем грехам и добродетелям, которые перечисляет преподобный Ефрем Сирин в своей одноименной молитве, начинающейся словами «Господи и Владыко живота моего».

После богослужения митрополит Савва пообщался с духовенством Торжокского благочиния за трапезой, ответив на вопросы священнослужителей.

Фотогалерея

Фото диакона Евгения Некрасова


Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.