170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

День памяти Селигерского подвижника на острове Столобном

День памяти Селигерского подвижника на острове Столобном

Преподобный Нил Столобенский преставился ко Господу 20 декабря 1554 года. В память об этом событии установлено празднование. День преставления преподобного Нила совпал сегодня с 28-й Неделей по Пятидесятнице, когда Церковь предложила для чтения Евангельский отрывок об исцелении Спасителем десяти прокажëнных (Лк 7:12–19). Евангельский текст обратил внимание на тему правильных взаимоотношений человека с Богом.

20 декабря, в день памяти преподобного Нила Столобенского, в Нило-Столобенской пустыни Божественную литургию совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, священноархимандрит Селигерской обители. Владыке сослужило монашествующее духовенство монастыря, священнослужители Тверской и Рыбинской  епархий.

На проскомидии архиерей помянул о здравии и упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Во время малого входа митрополит Амвросий наградил насельника Нило-Столобенского мужского монастыря иеродиакона Афанасия (Господарева) правом ношения двойного ораря. 

После чтения Евангелия архипастырь обратился к предстоящим людям с проповедью, посвящённой Евангельскому отрывку об исцелении Иисусом Христом десяти прокажëнных:

Проказа — это образ наших грехов, которые отдаляют нас от Бога и людей, которые не дают нам жить в мире с ближними, которые заставляют нас скитаться. И Господь исцеляет нас от этой духовной проказы: Он отпускает нам грехи, Он дарует нам возможность участвовать в Таинствах Церкви, Он нас исцеляет. Но не случается ли так, что и мы принимаем Божественную милость как должное, не спеша благодарить Его за исцеления? И не случается ли, что мы бываем неблагодарны по отношению к людям, которые любят нас и делают нам добро? Спешим ли мы после благодеяния вернуться, для того чтобы поблагодарить от всего сердца, или, как те девять прокажëнных, — возвращаемся к будничной жизни?

Благодарность, способность благодарить Бога и людей — важное качество. Благодарность важна в первую очередь не для Господа, не для тех людей, которые делают нам добро, — она важна для нас самих. Когда мы учимся быть благодарными, то становимся словно выше собственного роста. Человек благодарный уже не будет размениваться на мелочное злословие, на поиск проблем, на зависть. Благодарность придаёт жизни множество новых красок.

На сугубой ектении диакон произнёс особые прошения о прекращении губительного поветрия, а после архиерей прочитал молитву об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.

По заамвонной молитве архипастырь в сослужении духовенства совершил славление и вознёс молитву преподобному Нилу у раки со святыми мощами Селигерского подвижника. Во время славления владыка совершил освящение колива в честь дня кончины преподобного Нила Столобенского. 

По окончании богослужения митрополит Амвросий поблагодарил всех молившихся на Литургии за совместные молитвы, а также поздравил духовенство и гостей монастыря с главным праздником обители — днём чествования преподобного Нила, святого отшельника, благодаря которому на острове Столобном возникла монашеская жизнь:

Сердечно поздравляю вас с воскресным днём, с праздником чтимой иконы Божией Матери, которая находилась в келье преподобного Нила Столобенского, и с праздником преподобного Нила, которого мы сегодня молитвенно и торжественно почитаем.

Когда мы приходим в какую-то обитель, прибегаем к молитвенному предстательству того или иного святого небесного покровителя, прославившегося в этой обители, мы прежде всего обращаемся к нему с молитвой о том, чтобы он ходатайствовал о нашем спасении.

Почитание святого заключается не только в пении ему стихир и величания. Оно заключается и в восприятии примера, который каждый святой угодник Божий может подать живущему на земле человеку. Тогда это почитание будет полным, нелицемерным и спасительным. И всякий раз, когда приходим к святому, мы пытаемся разглядеть в нём те черты характера или особенности его земного подвига, которые и мы бы могли воспринять в своей жизни. Но мы прекрасно понимаем, что жизнь человека даже в малой степени повторить невозможно. Каждый человек индивидуален. Такими нас создал Господь, и у каждого свой путь, своя харизма, свой дар. Однако каждый из нас способен учиться добру, добродетелям и качествам, которые ведут нас в жизнь будущего века. 

А что такое прошлое, настоящее и будущее? Сегодняшний человек, живущий в XXI веке, наверняка хорошо понимает это. Разве это спорный вопрос? Прошлое — это то, что уже было. И даже только что произнесëнные слова относятся уже не к настоящему, а к прошлому. Так проходят секунды, минуты и часы. Настоящее почти неуловимо. Ну а что же такое будущее? Мы воспринимаем будущее как завтрашний день или следующий за ним, и так далее. Однако люди, жившие в древние времена, мыслили будущее не совсем так, как мыслим его мы. Они понимали будущее в контексте того, что произойдёт с человеком за вратами, открытыми из времени в вечность. Такие люди, как преподобный Нил Столобенский, преподобный Сергий Радонежский и иные святые угодники Божии, мыслили по-другому, думали иначе и, соответственно, жили по-другому. Будущим для них был не завтрашний день, но область, которая находилась за пределами временной жизни, — жизнь будущего века. В их понимании будущее было неотделимо от настоящего, а настоящее — это тот самый этап, который человек проходит по мере своих сил. Как сказано в Писании, в течение семидесяти, а если позволяют силы, восьмидесяти лет. Исходя из того, что будущее для этих людей находилось за гробом, они в настоящей, временной жизни жили так, чтобы подготовить себя к этому будущему. Будущее не входило в рамки земной жизни, оно простиралось за её пределами, но, одновременно, оно также было неотъемлемой частью жизни человека уже сегодня, сейчас. Именно поэтому люди брали на себя такие подвиги, как пост, молитва, особенные труды, которые были присущи и преподобному Нилу. 

Конечно, мы не можем повторить многие подвиги по немощи своей, по нежеланию своему. У нас даже может возникнуть вопрос: а зачем всё это надо, если мы и так спасаемся? Мы по-другому устроены, мы иначе думаем, по-другому рассуждаем. Мы качественно отличаемся от людей, которые были прежде. Но это не значит, что Бог закрыл для нас врата ко спасению. Это значит, что у святых, прежде живших, есть чему нам поучиться. У преподобного Нила Столобенского как раз такое есть. Он мысль свою простирал в будущее, которое находилось за пределами времени, и он жил ради этого будущего, а не ради завтрашнего, земного дня.

Наверное, в жизни некоторым из нас довелось увидеть несколько десятков лет тому назад людей, которые по простоте своей верили в Бога и совершали молитвы. Они жили очень скромно, в деревянных жилищах, но рассуждали так же, как угодники Божии, не разрывая в своём сознании эти части, которые на самом деле для нас, людей, сотворëнных для вечности, являются целым и неделимым. Пусть именно это сознание того, ради чего мы живем и к какому будущему мы стремимся, будет для нас уроком, который доносит до нас преподобный Нил Столобенский.

Я сердечно благодарю всех вас, дорогие отцы, за служение, хор, прибывший из Москвы, за молитву и божественное пение, вас, дорогие братья и сёстры, за то, что вы прибыли в обитель, помолились преподобному Нилу, причастились Святых Христовых Таин и не смутились трудностей и страхов, которые сегодня чрезмерно заполняют всю нашу жизнь. Так и должно быть, ведь без молитвы, без нашего устремления и трудов ничего хорошего в жизни не будет. Если мы забудем о храме из-за страха или по каким-то другим причинам, и если тропа к храму зарастёт, то ничего хорошего нас не ожидает. Но сегодня мы особенно усердно, трепетно и с покаянием должны молиться о том, чтобы Господь удалил от человечества смертоносное, но наверняка промыслительное поветрие, которое сегодня поразило все общества и все народы.


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация

На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Амфилохий (Желябовский), протоиерей Сергий Желябовский, иеромонах Дамаскин (Леонов), иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Вадим Желябовский, протоиерей Димитрий Марковский, диаконы Иоанн Зорин, Георгий Шабалов и духовенство Нило-Столобенского мужского монастыря. 

Богослужебные песнопения исполнял хор Нило-Столобенской пустыни под руководством Сергея Витальевича Комиссарова. 

Монастырь расположен на одном из островов Селигерского озера — Столобном, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова.

В 1528 году на острове поселился отшельник Нил. До этого в течение тринадцати лет он жил в дремучем лесу на берегу реки Серемхи, но там не смог спрятаться от людской славы. В первый год жизни на острове он выкопал в горе небольшую пещеру, где провëл зиму. В 1529 году он построил на острове келью и часовню. 7 декабря 1554 года преподобный Нил скончался.

В 1591 году на остров пришëл иеромонах Герман. Он в течение нескольких лет и при помощи нескольких человек возводил на острове деревянную церковь в честь Богоявления Господня с приделом во имя святого Василия Блаженного.

В 1594 году насельники получили благословенную грамоту Патриарха Московского и всея Руси Иова на открытие монастыря Нилова пустынь, этот год стал годом основания монастыря.

В 1610 году монастырь был разорëн в результате литовского нашествия. Спустя 12 лет обитель стала отстраиваться заново, постройки были деревянными. После пожара, который уничтожил во второй половине XVII века все монастырские строения, в 1671 году завершилось возведение первого каменного Богоявленского собора, и в него перенесли святые мощи преподобного Нила. Наиболее интенсивное строительство велось в монастыре в XVIII веке.

К началу XX века Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленский собор, архиерейские кельи, а также протяжëнная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединëнный живописный облик и стала более походить на петербургскую городскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высокой гранитной набережной. Эта протяжëнная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архиерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию острова. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистических особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уникальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня.


Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку