170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Благовещение Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе Твери

Благовещение Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе Твери

7 апреля Святая Церковь вспоминает событие Благовещения Пресвятой Богородицы. Установление праздника Благовещения принадлежит самой глубокой древности. Святой Афанасий (IV в.) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. В V и VI вв. по причине ересей, унижавших лице Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника, за это время торжество праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство Воплощения Сына Божия и величие Богоматери.


В седмицу 4-ю Великого поста, день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничную службу в Воскресенском кафедральном соборе Твери: часы, изобразительны, вечерню в соединении с Литургией святителя Иоанна Златоуста. 

На Литургии в этот день читался Евангельский текст о явлении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии и благовестии рождения от Неё Спасителя мира. После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью:

«Торжество и трагедия сплетаются воедино с самого начала Нового Завета и остаются таковыми и в самые кульминационные моменты земной жизни Господа, и в нашей с вами христианской истории. Один и тот же день становится днём великой радости о Рождении Спасителя и днём великой скорби о Его уничижении и распятии. Сколько торжеств церковных посвящены памяти мучеников, памяти дней трагических, но освещённых изнутри Невечерним Светом.

Этот самый Невечерний Свет должен быть и в нас, подобно Пресвятой Деве, отвечающей Архангелу: “Да будет”, и мы да подвигнем себя отвечать: “Да будет” — на всякое призвание от Бога, каким бы оно ни было. Радостным и приятным — да примем его без тени сомнения, трагическим и тяжким — да примем и его с мудростью и смирением. Позволим Свету Христову наполнить и преисполнить наши сердца, чтобы он преизливался из нас, привлекая всех, так чтобы мы могли одарить любовью всякого нашего со-человека, как это делал и Сама Пресвятая Богородица».

Глава митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. 


По окончании богослужения правящий архипастырь сердечно поздравил с праздником Благовещения Пресвятой Девы Марии боголюбивую паству, пожелал всем помощи Божией и молитвенного предстательства Царицы Небесной:

«Если представить себе ситуацию, в которой оказалась Святая Отроковица, когда к Ней явился Архангел Гавриил и возвестил о том, что Она зачнëт во чреве и родит Сына, — можно лишь только ужаснуться от того состояния, которое испытала Пресвятая Богородица. Она ответила ему: “Как же это будет, ибо я мужа не знаю?” — “Дух Святой найдёт на тебя и сила Вышнего осенит тебя”, — отвечал Ей Архангел. Представим себе такую ситуацию. Девушка соглашается на то, что вызовет обязательно непонимание, осуждение, а может быть, даже и позор в обществе, ведь Она, безмужняя Отроковица, вдруг родит. Но Она принимает эту волю Божию, несмотря на грядущие сомнения, несмотря на очевидно грядущие стыд и непонимание общества. Она принимает эту волю Божию и говорит: “Се Раба Господня, да будет мне по глаголу твоему”. 

Нынешний праздник — это праздник доверия Богу; доверия в любых обстоятельствах, кажущихся нам неудобными, неправильными, иногда даже странными. Доверие тогда, когда Сам Бог призывает следовать за Ним в этих стеснённых, неудобных и подчас кажущихся нам нелогичными, несправедливыми  обстоятельствах. Нужно научиться доверять Богу, доверять Его Всеблагому Промыслу о нас, потому что в конечном итоге этот Промысел ведёт нас к главному — к единению с Богом в вечности и к вечному спасению. Я желаю, чтобы в нынешний день мы сподобились этого великого дара — дара доверять Богу, что́ бы Он ни предлагал на путях нашей жизни — радостное или скорбное, кажущееся нам плохим или хорошим, тяжёлое или легкое, то, что мы не хотим, или то, что мы желаем, — за всё нужно сказать: “Слава Богу! Да будет воля Господня! Да будет мне по глаголу Его”.

Мы знаем о том, что Божия Матерь была введена в Иерусалимский Храм, посвящена Богу и оставалась несколько лет при Храме. Она молилась, слушала Священное Писание, наставления, Она трудилась в нём, возможно, занималась уборкой и училась жизни в Боге. Всё это принесло Ей мирное состояние.


Мне хотелось бы сегодня обратиться к родителям, которые приводят детей своих в храм. Некоторые сегодня их привели, причастили и уже увели, их уже здесь нет.  Не должно быть магического отношения к Таинству — любыми способами заставить своего ребёнка причаститься, а потом увести. Необходимо подготовить его к Святому Причащению, подготовить своей молитвой, а главное, собственной жизнью, которая должна быть наполнена мирным состоянием и очень большими усилиями по воспитанию детей. Всегда радостно видеть детей, которые, возможно, и не понимают смысла песнопений и богослужения, но очень внимательно, с любопытством, а главное, с какой-то неземной радостью и тишиной находятся в храме, рассматривают в нём всех и вся. И в этом чувствуется работа родителей, которые привели их к этому мирному состоянию. К сожалению, есть родители, которые не заботятся о том,  чтобы воспитать своих детей, для которых их неправильное поведение в храме, крики, толкание друг друга являются чем-то нормальным, и потом родители, как ни в чем ни бывало, подводят своих детей ко Причастию и считают, что оно во спасение и им и родителям. Но ведь это не так. Невероятный труд должны совершить родители для того, чтобы дети их даже в самом маленьком возрасте попытались понять святость места, а не вести себя так, как они ведут себя на улице. Если это не происходит в силу возраста и непонимания, не стоит заставлять их проводить несколько часов в храме в то время, когда все молятся, и где всё должно быть благообразно и чинно. С ними можно погулять, поиграть, чем-то занять, отвлечь, помолиться о них без них, а потом, в какой-то момент, подвести к Причастию Святых Христовых Тайн. Богослужение не должно превращаться в то, что приносит  смущение и уводит от благочестивого понимания святости того места, где мы находимся. Родители, которые этого не понимают, к сожалению, уже ушли и не слышат этих слов, но мне бы хотелось, чтобы они о них узнали и впредь поступали не как неразумные, но как разумные люди. Для этого Господь и дал разум человеку».

После Литургии на паперти храма, по традиции на Благовещение, митрополит Амвросий с детьми выпустили белых голубей как символ праздника. 


Губернатор Тверской области Игорь Руденя направил митрополиту Амвросию и верующим Тверской епархии поздравление с праздником Благовещения:

«Это особое событие, положившее начало Евангельской истории, открывшее путь к нашему спасению. Пусть по молитвам Пресвятой Богородицы, услышавшей в этот день Благую весть для всего человечества, приумножаются наши силы для дел добра, созидания, возрастания духовного».

Накануне праздника глава митрополии направил своё поздравление руководителям области и муниципальных образований. В день праздника митрополит Амвросий имел онлайн-общение с архиепископом Подольским Тихоном (Зайцевым), управляющим Берлинской епархией, и поздравил его с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и с днём тезоименитства. 


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Справочная информация:

На Литургии митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), иеромонах Марк (Святогоров), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Димитрий Немчанинов. 

На богослужении пел смешанный хор кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

Благовещение Пресвятой Богородицы. Двунадесятый праздник Православной Церкви. Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всём мире людском Дева, так верящая Богу, так глубоко способная к послушанию и доверию, что от Неë мог родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с тем воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была — приветствие ангела: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего». В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: «Пролей кровь, и примешь дух...». Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней. 

В этот день состоялось преставление святителя Тихона, Патриарха Московского (1925). Последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя её, чистота подвига её чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление её на предлежащие времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря в Москве.

Пресс-служба Тверской епархии

Возврат к списку