8 апреля, в среду шестой седмицы Великого поста, в день отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и собора Архангела Гавриила, митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Литургию Преждеосвященных Даров в церкви благоверного князя Александра Невского в мкрн. Чайка г. Твери. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный II-го тверского округа протоиерей Олег Кульпин, духовенство благочиния.
В архипастырской проповеди митрополит Савва напомнил о значении для христиан Литургии Преждеосвященных Даров, составленной святителем Григорием Двоесловом, папой Римским, который в свое время, взяв восточные традиции, переложил их в письменном виде для Римской церкви.
Для Церкви, для всех верующих эта Преждеосвященная Литургия явилась живоносным источником, поскольку в будние дни поста не совершается литургия святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого, где происходит пресуществление Святых Даров. Церковь Христова не лишила нас Святого причащения Тела и Крови Господних в дни великопостных седмиц. Заранее, на воскресной литургии, заготовленный Агнец предлагается в среду и пятницу или праздничные дни, выпадающие на будни, для причащения верующих.
Это было установлено по особой необходимости, поскольку наш путь в дни Великого поста можно сравнить с путем по пустыне. Хотя наши пасмурные дни могут затмить представление о том, что такое пустыня, где встречаются зыбучие пески, всегда греет солнце и очень жарко. Когда на пути измученного пустынника появляется оазис, в котором он видит воду, то, утолив жажду, путник подкрепляет свои силы и продолжает свой путь. Так и Святая Евхаристия в середине недели — это тот оазис, который дает живительную влагу нашей душе.
Причащаясь Тела и Крови Господних, мы освящаемся, получаем благодатную энергию, дающую нам возможность продолжать свой путь. Вместе с тем, эта сила Святой Евхаристии ограждает нас от совершения греха и от греховных помыслов, а также дает возможность находиться еще долгое время в мирном состоянии духа по отношению к нашим ближним.
***
Шестая седмица ведет православных христиан к двум особенным праздникам – субботе Лазаревой и Неделе ваий. Все это переживается и является в богослужении. Упоминания об этом есть в богослужебных текстах уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы…» – вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники. Таким образом, нас не просто информируют, а вовлекают в ход событий. В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь», – сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается…» – вот уже полагается во гроб. Таким образом, прослеживаются все этапы, предшествующее этому великому чуду. А мы вместе с сестрами Лазаря находимся в ожидании Господа и недоумеваем, почему же Он не приходит. Эта седмица становится путем, ведущим к дню воскрешения Лазаря.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ