170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на старый сайтПодать записку

Антипасха

Антипасха

Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин. 20:25).

В Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха),  апостола Фомы, митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил Божественную литургию иерейским чином в Екатерининском женском монастыре г. Твери в сослужении клириков обители.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о прекращении вредоносного поветрия, утвержденную Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

После литургии состоялся пасхальный крестный ход вокруг храма.

В архипастырском слове митрополит Савва отметил два главных аспекта сегодняшнего евангельского повествования.

Сегодня мы вспоминаем самое интересное евангельское повествование – уверение Фомы, - сказал владыка. - Это трогательное событие совершилось после воскресения Иисуса Христа, когда Сам Господь явился «Дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрании» (Ин. 20:19) и сказал ученикам и апостолам «Мир Вам…. Примите Дух Свят, им же отпустите грехи, отпустятся, им же удержите – удержатся» (Ин. 20:22-23). Это самые важные слова, сказанные в то время святым апостолам, поскольку они тогда все находились в своих укромных жилищах, убоявшиеся страха ради иудейска. С этими словами и делом, когда на них сошел Дух Святый еще до события Пятидесятницы, они обрели возможность не иметь страха, а идти с уверенностью и проповедовать Слово Божие – слово о воскресшем Иисусе Христе.

Второй важный момент сегодняшнего евангельского повествования – это само уверение Фомы. Господь также явился дверем затворенным и сказал те же слова: «Мир Вам» святым ученикам и апостолам, а также и Фоме, который говорил, что пока он не увидит ран на руках, ногах и ребре Его, то не будет иметь никакой веры. Тогда Христос сказал: приди и виждь, осяжи руки Мои и ноги Мои и вложи перст в ребра Моя (Ин. 20:27). Святой апостол Фома возгласил: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28). Фома не был совсем неверующим, это было некое проявление радости о воскресшем Христе. Подобно тому, как апостол Петр не мог и не знал, что сказать тогда на Горе Фавор, так и святой апостол Фома от радости возгласил эти слова, поскольку его сердце было наполнено не сомнением, а радостью о том Учителе, с которым он недавно расстался, смерть и распятие Которого видел. Он пребывал в унынии после того, как лишился своего Учителя. После явления Спасителя Фома понял, что время, проведенное подле Христа во время Его земной жизни, было не напрасным.

Фома был одним из немногих апостолов, который дошел до Индии, ушел в далекие пределы, где проповедовал Слово Божие. Это свидетельствует о том, что душа апостола Фомы действительно была наполнена Духом Святым, Которого даровал Христос Своим ученикам.

Для нас сегодняшнее евангельское повествование говорит о том, что мы должны иметь крепкую веру, поскольку наше неверие порой заключается в том, что мы не совершенствуемся духовно. Оставляем чтение Слова Божия и творений святых отцов, что для души, стремящейся к Богу, очень важно. Незнающему путь в Царство Небесное, как по нему идти? Священное Писание и Предание - это тот компас, который нас направляет в нужное русло, на правый путь.

Крепкую веру необходимо подтверждать делами. Не только устами своими чтить Бога, не только чтением Писания и Предания, но и добрыми поступками, которые будут свидетельствовать о нашей уверенности в Боге. Дай Бог, чтобы молитвами святого апостола Фомы Господь воскресший даровал нам светлый разум, а самое главное - сердце сокрушенное и смиренное, которое Господь не уничижит.

В завершение владыка вручил Архиерейскую грамоту настоятельнице монастыря игумении Иулиании (Ритониеми) за просветительскую деятельность среди ветеранов войны и труда Тверской области.

***

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие...». Начиная с Недели о Фоме в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания.

 Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

 

 

 

Возврат к списку