12.08.2019 | 

«Служение архиерея – быть слугой народа», первое интервью в августе 2018 г.

Интервью с митрополитом Тверским и Кашинским Саввой (Михеевым) для газеты «Верхневолжье Православное»

– Ваше Высокопреосвященство, решением Святейшего Синода Вы недавно были назначены Главой Тверской митрополии. Каковы Ваши первые впечатления от знакомства с церковной жизнью Верхневолжья?

– Вопрос весьма трудный, но должен отметить, что впечатления, которые еще формируются, весьма положительные. Первое, что, несомненно, важно, – живое участие прихожан в жизни приходов, действенная помощь в реставрации храмов, а главное – заинтересованность в том, чтобы церковная жизнь Тверской епархии совершенствовалась и двигалась дальше.

Поэтому я выражаю искреннюю благодарность жителям Твери и Тверской области за то, что они прикладывают усилия к сохранению наследия, которое получено от наших предков, ведь именно в этом причина того, что мы видим замечательные храмы, памятники архитектуры, которые в большинстве своем восстановлены. Есть и те, которые еще предстоит восстановить, поскольку они являются символами крепкой веры, жертвенного служения и любви к Богу. Наша задача как правопреемников и наследников – с любовью отнестись к полученному достоянию и способствовать восстановлению когда-то утраченных святынь, обретая для них «новую жизнь».

Очень запоминающейся и теплой оказалась встреча в Воскресенском кафедральном соборе. Священнослужители, которые пришли на первую службу, прихожане, задавшие свои волнующие вопросы, – многие сказали добрые слова и выразили благопожелания на дальнейшее служение – все это в целом и показывает жизнь в епархии, человечность, стремление к Богу через посещение богослужений, через общение с другими людьми, и отрадно видеть, что Церковь «живет» в сердцах этих людей.

Мне также отрадно знать, что митрополит Виктор, который три десятилетия осуществлял свое пастырское служение на Тверской земле, остается в нашей епархии. Для меня это в некотором смысле «опора», поскольку есть возможность общаться с владыкой и обратиться за советом в волнующих или острых вопросах. Он имеет большой опыт, знает каждого священнослужителя, многих прихожан. Поэтому я хочу призвать и паству Тверской митрополии, чтобы она возносила свои молитвы о здравии митрополита Виктора и также воздавала ему почет и уважение.

Думаю, что Божьей милостью, заручившись молитвенной поддержкой, добрыми словами, да и просто вниманием всех прихожан и священнослужителей, мы будем дальше совершенствовать церковную жизнь на Тверской земле.

– Какие первоочередные задачи стоят перед священниками, прихожанами тверских храмов?

– На данный момент этот перечень еще в стадии формирования, ведь сейчас я знакомлюсь лично с каждым священником Тверской епархии, потому что хочу уделить внимание тем пастырям, которые занимаются возрождением духовной жизни своей паствы.

Уровень духовенства города меня впечатлил: я нашел священнослужителей, имеющих высшее светское образование, ученые степени, – людей очень вдумчивых и делающих хорошие предложения по оптимизации не только деятельности управляющего Тверской епархией, но и в целом церковной жизни в Твери и Тверской области.

На данном этапе мне видится первоочередным для священнослужителя повышение образовательного уровня, что отнюдь не означает, что он низкий. В жизни Церкви происходит много преобразований, появляется много новых правил, положений, с которыми наше каноническое право совершенствуется. Священнослужитель должен ориентироваться в документах, которые принимаются Высшим Церковным Советом, утверждаются Священным Синодом, помогают в налаживании приходской жизни, в какой-либо конкретной деятельности того или иного прихода.

Особо значимым считаю для себя – и, думаю, для священнослужителей это также очень актуальный вопрос – ориентацию в законодательных актах, которые принимает наше государство.

Священнослужители должны постоянно и неустанно обновлять знания в отношении сект, которые плодятся во множестве, ориентироваться в способах миссионерского воздействия, иметь определенные и глубокие знания в этом направлении. При этом хочу отметить и подчеркнуть, что повышение квалификации священнослужителей не означает повторение программы семинарии, но означает получение знаний в направлениях, на которых священнослужитель обязан заострить свое внимание.

Для нас важно сохранить культурное наследие. Сейчас в духовных школах не обучают подобным вопросам, но в практической деятельности священники постоянно сталкиваются с ними: элементарные принципы реставрации храмов, отношение к объектам культурного наследия и многое другое. У нас есть замечательные древние иконы, которые также должны сохраняться священнослужителями, настоятелями приходов в целости и сохранности, дабы их могли передать следующему поколению.

В отношении прихожан хочу лишь призвать к активности в приходской жизни. Например, большое поле для деятельности – социальное служение, особенно помощь малообеспеченным, неблагополучным семьям. Надеюсь, что прихожане последуют словам апостола Павла «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2) и будут помогать друг другу, исполняя главный закон Христов – «любить ближнего», потому что Церковь не означает только священнослужителей и иерархию, но также и всех входящих в храм Божий.

Кстати, и прихожане не должны отставать, но должны совершенствовать свое образование и знание закона Божия, его основных, фундаментальных постулатов. Это позволит быть духовно грамотными и не поддаваться тем веяниям, которые возникают среди церковных людей из-за непонимания или ограниченности. Тому хороший пример – в Екатерининском монастыре, в котором сейчас пребываю, по просьбе прихожан игумения и сестры создали образовательные курсы. Это говорит о том, что люди не равнодушны к своему духовному образованию и поэтому совершенствуются, идут дальше.

– Вы  80-й тверской архиерей. Каким Вы видите свое служение в этой череде на нашей древней земле? Каков, на Ваш взгляд, современный верующий человек, что роднит его с прошлым, что отличает?

– Полагаю, современный архиерей – это человек, который должен быть действительно «народным» архиереем, то есть находиться в постоянном общении с людьми, знать их проблемы, принимать самое активное участие в их жизни. Сейчас служение архиерея в роли «князя Церкви», как иногда его именуют, уже просто немыслимо. Священное Писание определяет, если хочешь быть начальствующим, то будь всем слугой, поэтому служение архиерея – это не что иное, как быть слугой народа. В первую очередь, радеть о его духовно-нравственном состоянии, справедливо и беспристрастно обличать пороки и одновременно создавать условия, чтобы люди могли и хотели спасаться для вечной жизни. С другой стороны, важно знать нужды своей паствы, помогать ей. По сути – это и отцовская опека в некотором смысле.

Есть сегодня часть паствы, которая много и интенсивно пытается обличать пороки, недостатки священнослужителей, часто не видя испорченности в себе. Каждый священнослужитель, в том числе и архиерей, – это часть общества. Как известно, чем «болеет» паства, тем «болеют» и священнослужители. Но нужно помнить, что пастырь идет на несколько шагов выше – по своему духовному устроению, образовательному уровню. И если видишь пороки в священниках, иерархах, то правильнее задать вопрос сначала самому себе: «А что же тогда во мне осталось святого? Может, и я страдаю какими-то духовными недугами, которые на фоне духовных недугов священнослужителя будут более значимы перед Лицом Божиим?», и вероятно, со временем люди начнут иначе относиться к этой проблеме, заглядывая первоочередно вглубь себя, а там, глядишь, и вся Церковь «излечится». Ведь, как говорится, «все видят, как поп грешит, да не видят, как он кается». Хочется, чтобы паства, наоборот, помогала священнику, пусть он имеет недостатки, но это тот же священник, который молится за свою паству, помогает ей.

Тем не менее, нельзя отрицать, что случаи бывают разные, и здесь хочу отметить, что я как ответственное лицо должен быть информирован о подобных ситуациях, невзирая на положение «нарушителей». Поэтому прихожане не должны бояться рассказать мне и попросить помощи, если она потребуется. Тогда вместе, сообща и с Божией помощью мы сможем содействовать исправлению негативных процессов на нашей Тверской земле.

Уповаю на то, что паства в первую очередь будет заниматься спасением души, совместной молитвой, посещением богослужений, где мы все объединяемся вокруг Христа и Он – посреди нас, не осуждая, а помогая друг другу и проявляя любовь, которая «не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:6-7).

– Вы заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), целью которого является объединение всех русских людей, независимо от страны проживания и политических взглядов. Насколько реально достижение единства, общности народа в нынешней политической, социальной, экономической обстановке?

– Во все времена единство всегда давало силу, сплоченность, если мы объединяемся вокруг общего горя, против врага, наступающего на Отечество. А объединение вокруг Святого Православия, веры Христовой, в храме – это единство, которое позволило бы преодолеть все невзгоды, как во внешнем, так и внутриполитическом плане. Задачей Всемирного Русского Народного Собора является объединение всех людей, которые любят наше Отечество, особенно тех, которые в нынешней обстановке, живя за рубежом, всей душой стремятся быть здесь.

Практическая цель здесь в том, чтобы люди чувствовали надежную опору и в свою очередь могли оказать помощь друг другу, объединившись для того, чтобы каждый человек, который любит Православие, Святую Русь, Русский Мир, получил возможность быть понятым, услышанным, пусть даже на уровне философских размышлений, которые эхом дойдут до читателя и его души, так жаждущей этого ответа. В нашем мире зачастую мы не слышим, не замечаем ближнего – что уж говорить о тех, кто находится далеко от Родины. Поэтому главное – это дать отклик, ощущение «не-одиночества» тем, кто так в этом нуждается, но находится в обстоятельствах, при которых не имеет возможности быть в родной стране.

В материальном плане ресурсы Собора, разумеется, ограничены. Но ведь самое важное, что украшает наше Отечество и Русь, именуемую Святой, – это православная вера. Не будет ее – не будет и того стержня, который объединяет нас не только с соотечественниками, но и с другими людьми.

С другой стороны, Всемирный Русский Народный Собор – это общественная организация, где присутствуют представители разных религий, в первую очередь, традиционных: мусульмане, католики, иудеи и частично буддисты. Это пример того, что среди других конфессий, находящихся на территории России, также есть это святое чувство любви к нашей Родине, Святой Руси. И здесь нет экуменизма. Здесь речь о простом человеческом общении, диалоге, который способствовал бы урегулированию ситуации в нашей стране, воплощению государственных реформ – возможности общей продуктивной коммуникации. Конечно, никакая общность вероучительных убеждений, догматов здесь не может рассматриваться. Мы собираемся для того, чтобы мысли, которые высказываются на Соборе, доклады и резолюции помогали в том числе власть имущим услышать голос простых людей, живущих не только на Родине, но и за ее пределами, при этом не меньше любящих нашу Родину.

Дай Бог, чтобы эта деятельность получила дальнейшее развитие и более серьезный масштаб. Ведь русские люди присутствуют почти на всех континентах.

Конечно, это непростая задача – объединить всех вокруг идей, связанных с сохранением наших традиционных устоев, нравственных воззрений. Не хотелось бы, чтобы наше общество уподобилось западному в возведении на пьедестал нетрадиционных ценностей либерализма. Наоборот, важно, чтобы семья, любовь и верность всегда являлись основополагающими, были незыблемой здоровой основой для жизни и будущего. Иногда я думаю, что Господь посылает скорби нашему Отечеству для того, чтобы мы помнили более о небесном, нежели о земном, потому что в трудной ситуации человек скорее обращается к Богу, чем к неким благам, которые в момент скорби не имеют никакой ценности, тогда как ценностью является только духовное.

Русский – это не только этническая принадлежность, это и человек, который глубоко любит наше сложное и многонациональное Отечество. Тот, кто бережно хранит традиционные ценности в своем мировоззрении, как свои принимает скорби и проблемы нашей страны.

Дай Бог, не имея вражды друг к другу, объединиться во благо нашего Отечества. Тогда не будет над нами пустого страха, ведь страх там, где неизвестность и опасность, а где Господь – там любовь.

– Владыка, расскажите немного о себе: как Вы пришли к вере, какими были Ваши духовные наставники.

– К вере пришел благодаря бабушке Валентине Федоровне, которая меня крестила в пятилетнем, практически сознательном возрасте. Первое посещение храма, это был храм святителя Николая Чудотворца в городе Касимове Рязанской области, очень меня впечатлило. И это впечатление «живет» во мне до сих пор. Благодаря бабушке я стал ходить в храм. Тогда был 1985 год, весьма непростое время. Тем не менее, мы с бабушкой посещали храм по мере возможности. И почему-то это волеизъявление было всегда с моей стороны.

Если говорить о духовных наставниках, большую роль в моей жизни сыграл митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков). Мне нравилось в его характере всегда мирное состояние – искренняя кротость, смирение, скромность в быту, миролюбие: он всегда говорил шепотом и тихо себя вел. Его службы и проповеди стали переворотными для меня, служение явилось примером, который пытаюсь воплощать, воспитывая в себе с помощью Божией те же качества.

Митрополит Симон сыграл определяющую роль в принятии мною монашества, рукоположении в дьяконы, а затем в священники. Он помогал мне совершать первые шаги как священнослужителю, учил всегда внимательно слушать людей и помогать теми словами, которых им не хватает. С большой благодарностью и теплотой я вспоминаю этого человека, который так много для меня сделал.

– Владыка, есть ли у Вас свободное время, и как Вы его проводите? Любите ли природу?

– Если говорить о свободном времени, оно бывает, но, как понимаете, редко. Как правило, ничего не удается сделать, так как «отходишь» от переизбытка информации и общения с людьми. Переосмысливаешь, анализируешь, и это занимает продолжительное время. Каждый человек, особенно руководитель, должен распределять свое время так, чтобы у него был период, отведенный и на работу, и на восстановление сил, иначе есть риск потерять здоровье, не сумев реализовать то, для чего призван. Однако в то же время моя «работа» не имеет такого четкого графика, как у мирского человека, и периоды отдыха и свободного времени бывают не так часто.

Я люблю много ходить. Мне удается иногда читать книги, пускай не так много. Недавно прочитал книгу архиепископа Варлаама Ряшенцева «Господь не осудит смиренного». Она мне показалась довольно полезной как человеку монашествующему, но я также рекомендую ее и семейным людям, там есть наставления даже по воспитанию детей.

Очень люблю природу: гулять по лесу, собирать грибы – с детства это было очень интересным для меня занятием, поскольку вырос в сельской местности, мы с бабушкой собирали по несколько ведер земляники и других ягод.

Но конечно, не хватает времени, так как главное в нашем призвании – это служение Матери-Церкви и народу Божиему.

Беседовал протоиерей Александр Душенков

Редакция газеты «Верхневолжье Православное»

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.