19.10.2021 | 

Журналы Священного Синода № 67, 68, 71, 72 от 23-24 сентября 2021 года

ЖУРНАЛ № 67

СЛУШАЛИ:

Рапорты Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, и Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов и текстов акафистов.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб:

а) Собору преподобных отцов, на Валааме просиявших;

б) Собору святых, в земле Казанской просиявших;

в) священномученикам Павлу и Григорию Мокинским;

г) преподобномученикам Гуслицким Серафиму, Иоасафу и Петру;

д) преподобной Марфе Дивеевской.

2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные тексты акафистов:

а) мученикам Гурию, Самону и Авиву;

б) святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому.

3. Одобрить для употребления в домашней молитве предложенные тексты:

а) покаянного канона ко Господу Иисусу Христу, творение иеромонаха Василия (Рослякова);

б) канона умилительного ко Пресвятой Богородице, чтомого женою, погубившею чадо во утробе.

ЖУРНАЛ № 68

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно ходатайства Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Марка о включении имени архимандрита Геннадия (Парфентьева) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Справка:

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских).

Настоятель Яранского Пророчицкого монастыря архимандрит Геннадий (в миру Григорий Сергеевич Парфентьев) родился в 1864 году в Курской губернии в крестьянской семье.

В 1886 году он поступил в Путивльскую Молчанскую Софрониеву пустынь. В 1895 году послушник Григорий поступил в Александро-Невский монастырь, что на Филейке, где в 1896 году принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеродиакона. В 1897 году иеродиакон Геннадий был переведен в Успенский Трифонов монастырь, где был рукоположен в сан иеромонаха в 1900 году.

В 1902 году иеромонах Геннадий был назначен настоятелем Яранского Пророчицкого монастыря. В своем «Дневнике инока» епископ Вениамин (Милов) отмечал мирный, благодатный, богоугодный настрой, сложившейся в Яранском Пророчицком монастыре под руководством игумена Геннадия, который пользовался авторитетом среди местного населения, окормлял насельниц местных женских обителей, принимал участие в создании Покровской женской обители Котельнического уезда. В 1918 отец Геннадий был возведен в сан архимандрита.

По причине высокого авторитета Яранского Пророчицкого монастыря среди местного крестьянского населения советская власть решила разогнать обитель, начав 10 сентября 1918 года с конфискации значительной части монастырского имущества. В ноябре 1918 года отец Геннадий был задержан и отправлен в Вятку, однако уже в январе 1919 года он вернулся в обитель.

Вскоре власти приказали монахам покинуть монастырь в срок до 2 февраля 1919 года. Архимандрит Геннадий старался подготовить все необходимое, чтобы братия смогла продолжить свою иноческую жизнь в новых чрезвычайных условиях. В начале февраля 1919 года была предпринята попытка сохранить монастырский храм, передав его общине верующих, в которую входили прихожане из окрестных деревень.

16 февраля 1919 года отец Геннадий был снова арестован. Во время допроса сотрудники Яранской ЧК пытались узнать у настоятеля о том, где спрятана рожь и монастырские драгоценности. На все вопросы отец Геннадий ответил коротко: «Про рожь и крупчатку показать ничего не могу, а драгоценности монастырские находятся при церкви». В апреле 1919 года, находясь уже в Вятской тюрьме, архимандрит Геннадий был приговорен к расстрелу за то, что, будучи ответственным за весь монастырь, скрывал зерно и крупчатку для совершения церковных обрядов.

Архимандрит Геннадий был расстрелян 10 ноября 1919 года.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Включить имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

2. Память священномученика Геннадия (Парфентьева) совершать 28 октября / 10 ноября в день его кончины.

3. Честные останки священномученика Геннадия (Парфентьева), в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

ЖУРНАЛ № 71

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Истринского Серафима, председателя Синодального отдела по делам молодежи, о развитии Всецерковного православного молодежного движения.

Справка:

В декабре 1990 года Священный Синод принял решение о создании единой молодежной церковной организации и благословил проведение первого съезда православной молодежи. В работе съезда 25 января 1991 года был принят устав Всецерковного православного молодежного движения (ВПМД) и избран председатель. Основной целью ВПМД провозглашалось «объединение православной молодежи в служении Православной Церкви, а также приведение ко Христу тех, кто находится вне спасительной церковной ограды». К началу 1992 года региональные отделения ВПМД были зарегистрированы в Московской, Санкт-Петербургской, Костромской, Новосибирской, Рязанской, Смоленской, Ставропольской, Тульской и других епархиях. К августу 2000 года ВПМД было представлено 41 региональным отделением.

С 1991 года по 2000 год ВПМД занималось социальной, благотворительной и просветительской деятельностью, в том числе изданием православной литературы, организацией детских паломничеств по святым местам и международных молодежных лагерей, оказывающих помощь по восстановлению храмов и монастырей, духовным окормлением и руководством Братства православных следопытов.

Для упорядочения работы с молодежью Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил преобразовать ВПМД в Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви.

В 2018 году было принято решение о возобновлении Всецерковного православного молодежного движения. 25 января 2018 года состоялся съезд Всецерковного православного молодежного движения под наименованием «Переосмысление и развитие молодежной работы». 28 января 2019 года была проведена Международная конференция «Перспективы и возможности развития Всецерковного православного молодежного движения».

В ходе заседания Высшего Церковного Совета 15 июня 2021 года было принято решение вынести на рассмотрение Священного Синода вопрос о развитии ВПМД в содружество церковных молодежных движений, действующих на местах.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Поддержать развитие Всецерковного православного молодежного движения как содружества на добровольных началах разнообразных церковных молодежных движений, действующих в епархиях Русской Православной Церкви с сохранением этими молодежными движениями собственной системы работы и управления.

2. Епархиальным Преосвященным оказать поддержку Синодальному отделу по делам молодежи и епархиальным отделам в объединении православных молодежных сообществ под эгидой Всецерковного православного молодежного движения.

ЖУРНАЛ № 72

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Истринского Серафима, председателя Синодального отдела по делам молодежи, о развитии Братства православных следопытов.

Справка:

Братство православных следопытов — подростковая организация Русской Православной Церкви, начавшая свою деятельность в 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Являясь структурным подразделением Синодального отдела по делам молодежи, Братство находится под руководством председателя отдела.

Братство православных следопытов использует скаутский метод работы с подростками с целями изучения православной веры, истории и традиций Отечества, участия в богослужениях, освоения навыков, необходимых для повседневной жизни и работы в коллективе, социального служения. Деятельность организации способствует вовлечению подростков в церковную жизнь через предложение полезного и интересного досуга. Отделения Братства организуют и проводят общероссийские слеты, образовательные программы для подростков и их наставников, походы разной категории сложности, благотворительные поездки в детские дома и дома престарелых и проч.

Отряды следопытов формируются на приходах, а затем включаются в региональную дружину на епархиальном уровне. Воспитанники воскресных школ становятся участниками Братства, где по мере взросления переходят в статус помощников, а затем инструкторов. Братство является источником пополнения для церковных молодежных организаций, поскольку в наставничестве детей и подростков в основном принимает участие именно молодежь. По данной причине Братство неразрывно связано с приходами и служит важным звеном между приходским и епархиальным уровнем молодежного служения.

На сегодняшний день Братство является составляющей частью попечения Церкви о подрастающем поколении. Братство накопило значительный методический материал, на системной основе занимается повышением квалификации личного состава.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. С целью усиления церковного попечения о подростках рекомендовать открытие отделений Братства православных следопытов во всех митрополиях, а также в тех епархиях, где имеются таковые возможности.

2. Епархиальным Преосвященным оказывать поддержку и отеческое внимание работе имеющихся и вновь открытых отделений Братства православных следопытов.

3. Общецерковное руководство деятельностью Братства православных следопытов возложить на Синодальный отдел по делам молодежи.

Патриархия.ru

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.