09.08.2019 | 

Собор в честь Вознесения Господня г. Осташков

Местная религиозная организация православный Приход Вознесенский собор г. Осташкова Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

4 мая 1673 года Осташковские старицы обратились к царю Алексею Михайловичу с прошением о дозволении устрить девичий монастырь, и в нем — церковь в честь Знамения Божией Матери с приделом во имя Святого пророка Илии. 12 июня 1673 года была получена грамота от Государя с соизволением на построение женского монастыря. Вместе с Государевой грамотой была получена благословенная святительская грамота на построение церкви в будущем монастыре. Грамота эта, за смертью прежнего патриарха Питирима и за неимением еще на его месте нового, дана была того же 12 июня от управлявшего тогда патриаршими делами преосвященнейшего Павла, митрополита Сарского и Подонского.

Через три месяца по получении грамот, 25 сентября 1673 года, Осташковским воеводой Иваном Ивановичем Евреевым была отведена земля под строительство монастыря и церкви.

Долго-ли строилась эта церковь, когда строение её кончилось, когда она и кем освящена, — по недостатку в монастыре сохранившихся от того времени рукописей и по неимению указаний на этот предмет — ни в старинных, ни в позднейших письменных документах монастыря, остается неизвстным. Можно предположить, что, для ускорения дела, церковь была построена на первое время из какой нибудь готовой деревянной церкви, или даже часовни, с надстройкой над ней верха и пристройкой алтаря и паперти, как это нередко делалось в прежние времена.

Спустя не более 12 лет от основания монастыря, по благословенной грамоте патриарха Иоакима от 5 марта, 1686 года, взамен прежней деревянной церкви в честь Знамения Божией Матери с придлом Св. Пророка Илии, тесной и приходившей в ветхость, построена новая деревянная же более вместительная и благолепная церковь в честь Вознесения Господня с приделом в честь Знамения Божией Матери.

По причине снятия в 1729 году лежавшего на всем государстве съ 1714 года запрета строить где бы то ни было, кроме Санкт-Петербурга, каменные здания, отчасти по причине обнадеживания от разных усердных вкладчиков помощи, в душе игумении Евфимии родилась в 1730 году мысль начать в монастыре строение каменной церкви вместо прежней деревянной. Предприятие это было, правда, очень смелое; но при помощи Божией и при пособиях усердных вкладчиков и разных доброхотных дателей, приделы этого вновь проектированного каменного храма в 1734 году были отстроены и в конце того же 1734 года освящены игуменом Ниловой Пустыни Аврамием. Приделы эти были один в честь Знамения Божией Матери, другой в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. Разрешение на построение их дано от Синодального Казенного Приказа 11 февраля, 1731 года, а прошение о разршении строить подано было в оный же Приказ годом раньше, именно 4 февраля, 1730 года. Между пособиями на построение этих приделов самым главным была пожалованная от Императрицы Анны Иоанновны сумма 300 рублей. Эта сумма была пожалована от Императрицы 1 сентября, 1734 года уже на достройку этих приделов. Теперь следовало приступить к постройке главного храма Вознесения Господня, и на эту постройку было испрошено также разршение в Синодальном Казенном Приказе в помянутом выше 1734 году; но обстоятельства после 1734 года опять изменились на худшее; и уже с 1742 года, при благополучном царствовании Императрицы Елисаветы Петровны дело строения пошло успешнее. При пособиях благотворителей, из коих главными были в это время во первых сама Императрица, потом жена фельдмаршала Апраксина, Аграфена Леонтьевна и генеральша Пелагея Андреевна Соймонова и на подаяния разных доброхотнодателей, храм Вознесения Господня к 1748 году был совершенно отстроен, и указом Тверской Духовной Консистории от 8 марта, 1748 года предписано было освятить его Ниловой Пустыни — игумену Михаилу. Впрочем, освящение храма почему-то замедлилось и освятил его преосвященный Митрофан, архиепископ Тверской 2 июля, 1748 г. Новопостроенный храм, в 1750 году, украшен был новым резным вызолоченным иконостасом, с новыми искусного писания иконами. В 1748 году над западным входом в церховь построена новая каменная колокольня.

Новопостроенная церковь была об одной главе. И церковь и приделы были крыты тесом, полы были деревянные. Колокольня была с шатровым верхом; колоколов на ней было шесть. Около церкви и приделов были устроены в четырех местах паперти, или крыльца со стенами на столбах. При приделах были ризничная и казенная палатки, хлебная и келарная. Иконостас главного храма был в 4 статьи, или яруса, т.е. с праздниками, Апостолами, Пророками и Праотцами. Местных икон было в нем 4: на правой стороне от царских дверей иконы Вознесения Господня и Воскресения Христова, с изображенным тут же внизу и сошествием в ад; — на левой стороне иконы Знамения Божией Матери и Покров. В приделах иконостасы состояли из двух статей: праздников и Апостолов.

В конце ХVIII столетия главный храм монастыря имел пять глав, колокольня украшалась высоким шпилем. Церковь, приделы и колокольня покрыты были железом; главы на церкви и приделах, также и верх и шпиль колокольни, обиты были белой жестью; на колокольне было уже 8 колоколов; большой был в 103 пуда.

В 1817 году теплая трапезная церковь на монастырскую сумму распространена; при чем существовавшие при ней с западной стороны пристройки для хлебни, келарской, казенной и ризницы, отделявшиеся от церкви особой внутри стенкой и имевшие свой особый свод пониже церковного, по уничтожении стенки и постановке свода вровень с церковным, для большей вместительности церкви, соединены с ней, и за сим хлебня и келарская перенесены в другое монастырское помещение, а для казенной и ризницы устроены в заду той же церкви, по сторонам западной паперти, по одному не большому отделу. После этой переделки, в 1820 году, в приделе Знамения Божией Матери устроен новый резной иконостас. В 1825 году, в храме Вознесения, на подаяние доброхотных дателей росписаны стены живописью. В 1829 году, на те же средства, с добавкой из пожертвования послушницы монастыря Марии Петровой Крюковой, принявшей в 1837 году пострижение в монашество с именем Мамельфы, перестроен в обширнейшем виде с распространением и в длину и вышину — алтарь того же храма Вознесения, при чем переделан и снова покрыт железом и купол этого алтаря. В 1833 году, с южной и северной сторон храма Вознесения, прежние помещения в югозападном и северозападном углах для ризницы и книгохранительницы и прежние входные во храм крыльца, по тесноте и ветхости, разобраны и на подаяния доброхотных дателей устроены новые в лучшем и благолепнейшем виде; при чем помещения для ризницы и книгохранительницы распространены, а крыльца переделаны в обширные притворы с стекольными дверями и с такими же около них и над ними, для большего света, рамами; в этих притворах во время Богослужения могут свободно стоять неумещающиеся в церкви богомольцы. В 1850 году перекрыт весь главный храм и приделы теплой церкви новым листовым железом. В 1852 году, усердием и иждивением коммиссионера питейного откупа, осташковского 1-й гильдии купца Николая Козьмина Абабкова, сделано возобновление внутренней отделки приделов, именно устроены в них новые резные из дерева и вызолоченные иконостасы, своды расписаны живописью и куплены два новые медные высеребряные паникадила, после чего пржние иконостас и паникадила проданы. Жестокий пожар, приключившйся в городе 8 июня, 1868 года в З часа после полудни и уничтоживший в нем до 200 красивых и прочных жилых зданий, кроме торговых лавок и заведений, врывается в 6 часов вечера того же дня и в монастырь и подвергает его опустошению; не смотря на сохранение во время пожара невредимыми каменных стен храмов, все прочее в них, как иконостасы, так и другие предметы, сделанные из дерева, не исключая крыш и глав храмов, сгорело.

Восстановление производилось постепенно, начиная с предметов первой необходимости: сперва, в августе того же 1868 года, испрошено и получено дозволение покрыть теплую церковь. В сентябре того же года испрошено и получено дозволение устроить два иконостаса для двух приделов по представленному рисунку, с помещением в них сохраненных от пожара царских дверей, также северных и южных и св. икон. Иконостасы в половине ноября были готовы и поставлены на место и освящение приделов совершено было: левого — в честь Иконы Знамения Божией Матери 25 ноября, 1868 года, а правого — в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 февраля, 1869 года. Игумения и сестры монастыря несказанно были обрадованы такой великой милостью Божией. Иконостасы этих новосвященных приделов были вызолочены только по рзьбе, а по глади выкрашены зеленой краской.

За сим приступлено было к возобновлению главного храма в честь Вознесения Господня. В 1870 году составлен чертеж иконостаса для храма Вознесения Господня и в апреле 1871 года испрошено и получено разрешение устроить по оному чертежу помянутый иконостас. Резьбу и позолоту этого иконостаса производил осташковский резчик Терентий Евгеньевич Глазухин, а иконы верхних ярусов писал Николай Иванович Бабин. По контракту иконостас должно было закончить и поставить на место к 20 июля, 1872 года.

29 мая, 1873 года престол главного храма в честь Вознесения Христова освящен высокопреосвященным Филофеем, архиепископом Тверским и Кашинским (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий).

В 1887 году начата перестройка по новому плану в обширнейших размерах теплой монастырской церкви с престолами — на правой стороне в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, на левой — в честь Знамения Божией Матери и над западным входом её колокольни. Перестройка началась и производилась так: теплая церковь монастыря, которую предполагалось перестроить, действительно представляла значительные неудобства по своему старому и не соответствовавшему современным потребностям устройству и, со времени пожара 1868 года, не имела надлежащей прочности. Неудобства заключались в малых размерах длины, ширины и вышины церкви, от чего в зимнее время в большие праздники, при многочисленном стечении народа, происходила необыкновенная теснота, жар и духота; кроме того в ней не было хоров, как в церквах других хорошо устроенных женских монастырёй, для стояния во время богослужения монахиням отдельно от народа. Предположено было теплую церковь и колокольню разобрать и на месте их построить новую церковь с двумя престолами в прежнее наименование в обширнейших против прежнего размерах и с хорами на западной стороне для стояния во время Богослужения монахиням и новую колокольню; перестройку предполагалось производить хозяйственным способом. В январь 1887 года заготовлено было прошение к Высокопреосвященнейшему Савве о разрешении начать перестройку. Разрешение на перестройку последовало 12 февраля того же года.

По получении разрешения, для наблюдения за перестройкой избран был от монастыря техник Демидов.

По окончании пасхальной недели, 13 апреля 1887 года — в Фомин понедельник, по принесении молитв, приступлено было к работам: сперва разобраны были церковь и колокольня, потом выкопаны были рвы для фундамента новой постройки. Сам Высокопреосвященнейший Саава, бывши в конце мая в Осташкове и Ниловой Пустыни, совершил 25 мая закладку нового строения. Постройка пошла в начале успешно: в августе месяце кладка стен доведена была до половины окон; сделаны были также вновь, приноровительно к новому плану, крыльца или притворы в холодную церковь; но вдруг, среди самых горячих работ, настоятельница в праздник Успения Божией Матери 15 августа внезапно кончила жизнь.

Под наблюдением Демидова постройка продолжалась: осенью 1887 г. сложены стены до карнизов и покрыта тесом и остатками старого железа временная крыша.

Между тем зимой 1887 г. состоялось определение на место прежней настоятельницы игумении Ольги, новой — из монахинь Вышневолоцкого монастыря игумении Антонии. Она вступила в должность 31 декабря 1887 года.

Постройка церкви, с наступлением весны 1888 года, опять пошла своим чередом: сделаны были к 30-му июня карнизы и своды, к осени покрыта железом крыша, зимой устроена духовая печь, построена колокольня.

Но вот постигает настоятельницу среди её не усыпных забот о довершении построки церкви тяжелое испытание: наблюдавший за работами техник, Демидов, 13 марта 1888 года, умирает. Настоятельница обратилась к Высокопреосвященнейшему Савве с покорнейшим докладом и просила его, по случаю смерти Демидова, разрешить Епархиальному архитектору сделать осмотр здания в том виде, как оно осталось и дать указания, как им довести до окончания работы по постройке церкви. Владыка разрешил, и архитектор Кузьмин, прибывши на место, 3 и 4 мая, в присутствии игуменьи Антонии и казначеи, свидетельствовал строющуюся в Знаменском монастыре церковь.

После помянутого осмотра построек церкви архитектором, стал продолжать внутреннюю отделку стен и сводов церкви и проч. молодой производитель каменных работ Иван Николаевич Суровков, под ближайшим наблюдением настоятельницы. Не без страха производил он свое дело. Одновременно с производством каменных работ по внутренней отделке стен и сводов церкви, производилась настилка полов чугунной плитой, кладка печей, устройство и постановка на место иконостаов и киотов и икон в них, приделка входных дверей, железных решеток в разных местах и другие работы к окончанию надлежащего убранства впутренности. Чугунная плита для полов заказана была на Петербургском заводе мастера Рудольфа Озаменчи. Железные решетки устроены, по рисунку Демидова, Осташковским мастером Кочурским. Столярные двери сработаны, по рисунку его же Демидова, Осташковским столяром Ивановым. Киот прекрасной работы из дубового дерева с верхом, имеющим вид купола церкви с пятью главами для храмовой иконы Знамения Божией Матери устроен, по заказу настоятельницы и по избранному ею образчику, Московским мастером Ахапкиным Николаем Ивановичем. Киоты для прочих чтимых икон монастыря сделаны в самом монастыре, под непосредственным наблюдением и по рисункам, указанным игуменью, Новоторжским мастером Карнауховым. Иконостасы поставлены на время прежние с добавкой к ним недостающих по новым размерам церкви деревянных резных частей. Эти добавочные части устроены были и вызолочены, с перезолотой и прежних иконостасов, тоже по указанию матери игуменьи Новоторжскими же мастерами.

И вот работы по перестройке церкви и по внутренней отделке её, в январе месяце 1890 года окончились и 2 февраля этого года, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Саввы, совершено освящение правого придела церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи настоятелем Ниловой Пустыни о. архимандритом Арсением с игуменом Осташковского Житенного монастыря Алексием и несколькими лицами Осташковского духовенства, при громадном стечении народа городского и уездного.

На 25 мая 1890 года назначено было освящение левого придела перестроенной церкви во имя Знамения Божией Матери, которое должен был совершить сам Высокопреосвященный Савва.

Стиль архитектуры новопостроенной теплой монастырской церкви смешанный, но очень красивый. Церковь и внутри и снаружи имеет очень благолепный вид: внутри много красоты придают ей опирающиеся на средних столбах, украшенных по углам колоннами, стрельчатые своды; снаружи очень хороший вид имеют средние с южной и северной сторон выступы с красивыми карнизами. Решетки в окнах и двери столярные очень нарядных рисунков. Колокольня тоже красивой архитектуры оканчивается пирамидальным шпилем, обитым белой жестью в шашку. Внутри церкви на западной стороне и по ту и по другую сторону западного входа устроены помения для ризницы и библиотеки, а над ними хоры для стояния монахиням во время Богослужения отдельно от народа.

В 1890 году закончена постройка теплой церкви и колокольни, проведено освящение. Переделан холодный собор по новому плану. Испрошено разрешение и заготовлены материалы на пристройку при холодном соборе двух новых приделов, с правой стороны в честь Перенесения Нерукотворного Образа Господня, с левой во имя «Всех Святых».

К 1893 году закончена внутренняя отделка новых приделов при холодном храме и проведено их освящение.

После революции 1917 года Знаменская обитель разделила участь многих монастырей России. Ее закрыли в 1928 году. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика. В зимней части храма находился зерносклад, святые мощи преп. Нила Столобенского находились здесь в поругании и попрании, а затем перемещены в летнюю часть храма, где разместилась экспозиция краеведческого музея. За период военного времени изменений в храме не было. По ходатайству верующих, 30 марта 1947 года власти открыли зимнюю часть храма для совершения богослужений и передали туда се. мощи преподобного Нила. А после передачи верующим всего храма, его отремонтировали и заново расписали с высоким художественным мастерством осташковские, тверские и московские иконописцы. Для мощей преподобного Нила была устроена вызолоченная рака и сень, в которой они находились до 9 июля 1995 года. В июле 1995 г. были торжественно перенесены Священным Синодом во главе с Патриархом Алексием во вновь открывшийся монастырь Нилова пустынь. А в Знаменском соборе оставили частицы св. мощей Преподобного.

С открытия храма в 1947 году служба Божия в нем не прекращается и до сего времени.


Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. — Москва, 1906.


Успенский В. П. Описание Осташковскаго Знаменского женскаго монастыря / сост. протоиерей Вл. Успенский. — Тверь: Губ. Правления, 1890.


 

Приписные храмы:

1) Церковь в честь Преображения Господня в Соснице
2) Колокольня церкви в честь Преображения Господня г. Осташков
3) Собор в честь Троицы Живоначальной г. Осташков
4) Колокольня собора в честь Троицы Живоначальной г. Осташков
5) Собор в честь Воскресения Христова г. Осташков
6) Колокольня собора в честь Воскресения Христова г. Осташков

Приписные часовни:

1) Преп. Нила, памяти героев-осташей, г. Осташков, Центр и Парк города
2) Иконы Божией Матери «Державная», г. Осташков
3) Блаженной Ксении, г. Осташков, ул. Ефстафьевская, 44
4) Пантелеимона, г. Осташков

 

© Фото. Квасникова Юрия Сергеевича с сайта Храмы России

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.