23.01.2024 | 

Церковь в честь Воскресения Христова п. Селижарово

Приписная к местной религиозной организации православному Приходу Петро-Павловской церкви пгт. Селижарово Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

С начала XVIII в. каменное строительство в России почти повсеместно сокращается из-за возведения новой столицы на Неве. Перерыв длился почти полвека. Особенно мало строили в усадьбах и селах. Лишь в конце 1740 — начале 1750 гг. оживилось каменное строительство. Естественно, мастера и артели каменщиков, в памяти которых сохранились приемы убранства зданий прошлого столетия, постоянно имея перед глазами их пышное узорочье, при строительстве новых зданий повторяют не только конструктивные приемы и композицию, но и заботятся о том, чтобы они были “красно” отделаны.

В этом отношении интересна Воскресенская церковь, возведенная в 1763 г. на низком левом берегу Волги в бывшей под монастырской слободе на месте старой деревянной церкви. Она построена год спустя после обновления Петропавловской церкви-трапезной, вероятнее всего, её и ставили те же мастера. История Воскресенской церкви во многом похожа на историю ей подобных посадских и сельских церквей. Здание не раз в течение XIX в. перестраивали, расширяли, ремонтировали, расписывали интерьеры. До нас дошло лишь первоначальное ядро церкви — храм типа “восьмерик на четверике». Остальные части постройки, колокольня и трапезная, сменившие более древнюю во второй половине XIX в., разрушены во время Великой Отечественной войны.

Первое, что обращает на себя внимание, — не сочетание объемов здания, характерное для многих таких же церквей этого времени, а пышное украшение наличников, сложенных из фигурного кирпича. Колонки, обрамляющие окна, — с перехватами и “дыньками”. Наличники завершены красивыми по рисунку кокошниками в стиле XVIII в., живо напоминают обработку окон на башнях монастыря Нилова Пустынь под Осташковом, возведенных также в середине XVIII в. Объяснить появление такого памятника в шестидесятые годы XVIII столетия, когда в столице подобные формы давно стали анахронизмом, можно только тем, что местное архитектурное творчество больше всего тяготело к наследию века “дивного узорочья”, оно его продолжало, нащупывая новые пути, и лишь в рамках традиций воспринимало все новое, по-своему его интерпретируя. В сохранении традиций немалую роль играла церковь. Для неё минувшее столетие перед лицом происшедших и грядущих перемен было образцом почитания священных догм, облаченных в канонизированную форму. Все новое пугало, казалось кощунственным нарушением веками освященных правил. Чтобы понять, насколько велико было церковное влияние, надо, к примеру, познакомиться с памятниками вокруг Суздаля, ставшего на долгие годы наиболее консервативным религиозным центром, где, порой кажется, развитие строительной мысли замерло на полтора столетия.

Почти такую же картину мы наблюдаем и тут, с той лишь разницей, что в Тверскую губернию намного раньше стала проникать столичная мода.

Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.

 

© Фото. Константина М с сайта СОБОРЫ.РУ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.