23.01.2024 | 

Церковь в честь Рождества Христова в д. Хитицы Селижаровского района

Приписная к местной религиозной организации православному Приходу Смоленской церкви д. Оковцы Селижаровского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

В селе Хитицы, в начале XIX века, было имение князей Долгоруковых. Древний княжеский род, ведущий родословную от основателя Москвы Юрия Долгорукого к первым Рюриковичам, владел в этих краях обширными землями вдоль правого берега Волги вплоть до Ржева. Многочисленные княжеские отпрыски постепенно продавали земли, усадьба ветшала, переходя от одних наследников к другим. Наконец, ее владельцами стати малоизвестные помещики. А сейчас о княжеской усадьбе напоминают лишь остатки двух липовых аллей да совершенно необычная для этих мест Христорождественская церковь, построенная на средства А.Н. Долгорукова и освященная в 1808 г. Оригинальное по композиции здание в стиле зрелого классицизма принадлежит к типу центрических храмов с крестообразно расположенными выступами алтаря и притворов, увенчано купольной ротондой. Подобные культовые сооружения — большая редкость среди памятников архитектуры Тверской области, а для таких удаленных от столиц окраин, как Оковецкие леса, эта церковь уникальна. Хорошо найденные пропорции, тонкая прорисовка отдельных деталей и обломов профилей, грамотное исполнение ордера позволяют смело утверждать, что проект здания выполнен незаурядным столичным архитектором. В основу объемно-пространственной композиции построек положен четырехлепестковый план. Но зодчий Христорождественской церкви в Хитицах согласно новым требованиям классицизма изменил очертание скругленных барочных лепестков на прямоугольные, вместо восьмерика завершил храм ротондой, перекрыв ее полусферой (куполом).

Фасады Христорождественской церкви обработаны пилястровыми портиками дорического ордера. Массивная ротонда, покоящаяся на развитых пристенках, снаружи оформлена ритмично расставленными более легкими дорическими пилястрами. Наряду с приемами классицизма в архитектуре здания продолжаются барочные мотивы, сказавшиеся в скруглении прямоугольных в плане углов притворов, в использовании люкарн (круглых окон второго света) и в несколько дробной проработке профилей карнизов. Живопись в храме поздняя, но в отдельных местах она отслоилась, и стали видны фрагменты тонкой по рисунку и цвету первоначальной орнаментальной росписи, выполненной в технике гризайль. Чуть грузноватые трехчетвертные тосканские колонны, на которые опираются архивольты подпружных арок, усиливают торжественно-спокойное построение интерьера.

Во второй половине XIX в., когда церковь стала приходской, вокруг нес образовалось небольшое сельское кладбище. Его обнесли невысокой валунной оградой. Природная форма различных по цвету валунов еще более оттенила благородство строгих классических объемов Христорождественской церкви. В ограде стояла не сохранившаяся до нашего времени колокольня.

Хотя церковь частично разрушена и нуждается в срочной консервации (обрушен юго-восточный угол здания), она не потеряла своего очарования, её стройные пропорции выглядят особенно романтично на фоне контрастного многоцветья валунной ограды и буйной зелени старого кладбища…

Тверская старина № 2 1991 // Путешествие по Тверскому краю. Артур Галашевич, Алексей Финогенов. От Селижарова до Старицы.

 

© Фото. Андрея_О с сайта СОБОРЫ.РУ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.