23.01.2024 | 

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Сурушино Кувшиновского района

Приписная к местной религиозной организации православному Приходу церкви прп. Амвросия Оптинского г. Кувшиново Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

В 19 веке это было владельческое село при колодце в 45 верстах западнее Торжка. В 1859 году здесь было 42 двора, проживали 202 мужчины и 230 женщин.

Ранее на этом месте находилась крепость, сооруженная новгородцами для охраны водного торгового пути по Осуге. Ныне — это небольшая деревня Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района. Она находится в восьми километрах к юго-востоку от районного центра.

В 1763 году село принадлежало Александру Ащерину.

Ащерины – русские дворяне. Некоторые из них служили в стольниках, дворянах московских и стряпчих. Один из Ащериных – Алексей Васильевич – в конце 17 века был стольником царицы Прасковьи Федоровны.

В 1782 году 157 душами в селе Сурушино Репочаевской волости и деревней Городцы Чуриловской волости владел его сын бригадир Николай Ащерин.

12 душами в селе Сурушино Репочаевской волости владела прапорщица Прасковья Зилова.

В 1811 году село принадлежало Ивану Степановичу Зилову и Елизавете Михайловне Журавлевой. Она — представитель русского дворянского рода, ведущего свое начало с18 века

В Сурушине сохранились две Казанские церкви: каменная (1845 г.) – в середине деревни и старинная деревянная, «обшитая тесом», находящаяся в полуразрушенном состоянии на погосте. О последней из них, возведенной в 1709 году тщанием прихожанина помещика Ивана Андреевича Безобразова (впоследствии в 1902 году «возобновленной»), можно найти упоминания в клировых ведомостях начала19 века. Тогда рядом с ней стояла другая деревянная церковь Димитрия Чудотворца 1732 года постройки. В них служили священник, дьячок и пономарь. В 1818 году приход насчитывал 90 дворов.

В 1837 году помещице села Сурушино военной советнице Елизавете Михайловне Мозовской было дано благословение архиепископа Григория на построение (на ее собственной земле, которую она «жертвовала навсегда в церковь») каменной Казанской церкви. При этом дозволялось деревянную Димитриевскую церковь, построенную в 1732 году прихожанами, «как пришедшую в ветхость и без употребления находящуюся», разобрать и употребить на обжиг кирпича.

Сооружалась церковь тщанием и иждивением Елизаветы Михайловны Мозовской. Она подрядила новоторжского купца Ивана Федорова «соорудить каменную церковь в три года его собственным материалом», а наблюдение за постройкой было предписано помощнику губернского архитектора П. Говорову.

Построенная к 1846 году «в одной связи с колокольней» каменная церковь во имя Казанской Божией матери с приделом во имя Благоверного царевича Дмитрия имела длину 16 саженей, ширину – 6, высоту – 15. Стены снаружи и изнутри были отштукатурены, но не окрашены, а в трапезной – покрыты белой краской. Двухъярусная колокольня (ныне уже не существующая) была каменной, покрытой железом. Церковь окружала каменная ограда. Из «всепокорнейшего рапорта» архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу от благочинного Новоторжского уезда погоста Пречистой Каменки священника Георгия Иоаннова Константиновского 1851 года видно, что настоящая церковь была «совершенно устроена, приличною утварью снабжена и к освящению во всем приуготовлена».

Главный престол в ней – в честь Казанской иконы Божией Матери – был освящен 8 июля 1851 года священником тверского кафедрального собора Ильей Лебедевым.

В 1852 году сельцо Сурушино со 177 крепостными крестьянскими душами и близлежащая деревня Городцы принадлежали полковнице Дарье Баньковской.

По клировой ведомости 1865 года приход церкви составляли: крестьяне Заовражской волости села Сурушина (44 двора), деревни Городцы (31 двор), сельца Мишева (12 дворов), сельца Сменкина (5 дворов); один двор помещицы вдовы подполковницы Аделаиды Ивановой Безобразовой, «жительствовавшей» в сельце Мишеве (в двух верстах); десять дворов «военных чинов в разных селениях прихода».

Придел Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, освящен местным благочинным села Прямухина в 1871 году. Еще один престол был освящен в честь Святого Благоверного царевича Дмитрия и княгини Ольги.

В 1900 году в Сурушине было 63 двора, проживало 138 мужчин и 159 женщин.

В конце 1916 года было подано прошение причта и церковного старосты церкви села Сурушина о разрешении построить часовню «при деревне Давыдове» в честь Казанской иконы Божией Матери на средства крестьянина «оной деревни» Льва Александровича Львова «для приличествующего перемещения из частного нежилого дома особенно чтимой крестьянами иконы Казанской Божией Матери, переданной из деревянного храма села Прямухина около 100 лет тому назад».

В советские годы с колокольни были сняты колокола, сама церковь вскоре была закрыта, а затем частично разрушена. Постановление президиума Калининского облисполкома был прекращен колокольный звон и сняты колокола в церквах сел: Заовражье, Прямухино, Сурушино, Баранья Гора, Ново и Печниково. Сегодня сохранившаяся часть каменной Казанской церкви находится в крайне неудовлетворительном состоянии.

А. ЧИСТЯКОВА

Газета Знамя. Общественно-политическая газета Кувшиновского района Тверской области

 

© Фото. Анатолия Максимова

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.