26.07.2019 | 

Церковь в честь Вознесения Господня г. Кимры

Местная религиозная организация православный Приход Вознесенской церкви г. Кимры Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства.

Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского,

Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина).

В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

В связи с небольшими размерами кладбища, располагав­шегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и пост­ройки на нем кладбищенской церкви. Место для этого клад­бища было выбрано на южной окраине села (ныне законсер­вированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеривались построить деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 г. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осу­ществиться. Едва начавшемуся строительству сначала поме­шала первая мировая война, а после Октября 1917 г. об этом не приходилось даже и мечтать.

Причт Вознесенской церкви состоял из священника, дьяко­на и псаломщика. Десятки лет прослужили в храме протоиереи Ершовы (Леонид и Петр), псаломщики Носовы (Николай, Константин и Иван). Дом Ершовых сохранился доныне и на­ходится по ул. С.-Щедрина под № 1. Интересно отметить, чти в 1856 г. село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовал­ся Волгой, рыбной ловлей, садоводством по реке. Эту инфор­мацию ему предоставили священники А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях дошедших до наших дней «единственным рыбо­ловом в Кимрах»). Среди других служителей церкви укажем на дьякона И. Н. Никольского. Церковным старостой долгое время являлся Н. П. Леонов.

Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 г. число кимрян приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из д. Богунино — 465 прихожан, д. Конюхино — 7, д. Слабодище — 103, д. Емельяновки — 7, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титове.

После Октябрьской революции 1917 г. местная власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов изъяла храм у церковных властей ив 1910г. согласно договору передала его в пользование вновь образо­ванной религиозной общине. 1920-1930-е годы проходили под знаком интенсивной борьбы с религией. Церкви закрывались, служители церкви подвергались нападкам и необоснованным репрессиям. Все это не могло не коснуться Кимр. В середине 1930-х годов в городе остался только один действующий храм — Вознесенский, но и он через некоторое время был закрыт.

В начале 1941 г. Кимрский горсовет учитывая «единодуш­но» пожелания рабочих и служащих ряда промпредприятий принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано ходатайство об утверждении этого решения. Ответ, естественно, был положительным. Ле­том 1941 г. Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942г. его помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Так в городе появилось еще одно новое промышленное предприятие, к зданию которого с восточной стороны была сделана кирпичная пристройка для котельной. В 1950-х годах завод закрыли и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветша­ло все больше и больше, капитальных ремонтов здесь не про­водилось за исключением редких косметических, территория все более и более захламлялась. И тем не менее на бывшей церкви красовалась плита с надписью, говорящая о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и что он находится под охраной государства. Как осуществлялась эта охрана, говорить лишний раз не прихо­дится.

Помимо складов в церкви была оборудована трансформа­торная подстанция городских теплоэнергосетей. Демократи­ческие преобразования последнего времени создали предпо­сылки и для возрождения православной церкви. Как это про­исходит можно увидеть в частности на примере Кимрского храма.

В середине 1990 г. сессия горсовета, учитывая просьбу группы верующих вновь образовавшейся религиозной общи­ны приняла решение о передаче им храма и установила сро­ки освобождения его помещений. Общественности пришлось немало потрудиться с тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание oт хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с проволочками и долгими бесплодными обещаниями, но поме­щения эти были освобождены и переданы их законному вла­дельцу.

Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих города состоялся здесь 16 февраля 1991 г. еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день. У одних они выражали удив­ление и немой вопрос: неужели все это не во сне, а наяву; у других были полны откровенного любопытства, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же на лицах была написана радость. 16 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней тради­ции этот день считался праздником всей Вознесенской сторо­ны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенского собора до Вознесенской церкви. Неожиданно ожила колоколь­ня, с нее зазвонил колокол. Его голос как-бы символизировал собой начало возрождения Вознесенского храма. У церкви со­стоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.

С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие и все те, ко­му дорог храм хотя бы как памятник архитектуры, безвоз­мездно очистили внутренние помещения церкви и территорию вокруг нее от мусора и хлама, которые напоминали собой филиал городской свалки (и это вовсе не преувеличение). В скором времени, летом 1991 г., в одном из приделов в более чем скромной обстановке начались регулярные богослужения.

В главном приделе установлен трехъярусный деревянный иконостас с позолоченными резными Царскими вратами, слева установлен древний образ Казанской иконы Божией Матери, сделан теплый пол, как и в двух других приделах, уложен плиткой.

В 2013 году началась роспись стен храма и продолжается до сих пор.

В 2013 году были позолочены пять храмовых глав.

В 2013 году храм, после покраски, обрел свой уникальный вид.

При подготовке к празднованию 200-летнего юбилея, в храме был сделан капитальный ремонт. Были покрыты позолотой купола храма, отштукатурена и покрашена колокольня, весь храм был расчищен до красного кирпича и заново отштукатурен — как снаружи, так и изнутри.

Были установлены золотые одежды на престол и жертвенник в Вознесенском приделе, во всём храме был сооружён новый пол, покрытый оригинальной метлахской плиткой, возведён иконостас в главном приделе, реконструированы иконостасы в приделах, написаны новые иконы, во всём храме сделано отопление через подогрев пола, был расписан алтарь, начата роспись стен храма — завершено пять больших фрагментов, сделаны декоративные витражи в окнах всех трёх алтарей, отреставрированы и установлены в новые киоты все иконы в храме.

www.vozneseniekimry.ru

 

Приписные часовни:

1. Священномученика Сергия Константинова, г. Кимры, Вознесенская пл.

 

© Фото. Анатолия Максимова

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.