16.09.2019 | 

Церковь в честь великомученика Димитрия Солунского в Печетово, Кимрский район

Приписной к местной религиозной организации православному Приходу Никольской церкви с. Николо-Ям Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

Первое документальное упоминание о храме в с. Печетове относится к 1628 году. Тогда он представлял из себя небольшой деревянный храм в честь великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы Пятницы.

Позднее рядом с существующей церковью появилась другая, тоже деревянная, в честь Николая Чудотворца.

22 августа 1752 г. обе церкви сгорели. Антиминсы, иконы были спасены. Прихожане совместно с причтом обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Вениамину с прошением разрешить построить новую деревянную церковь в честь вмч. Димитрия Солунского с приделами свт. Николая Чудотворца и вмц. Параскевы Пятницы. Их прошение было удовлетворено. После выдачи храмоздательной грамоты строительство храма началось.

В январе 1756 г. на имя тверского архиерея было послано доношение прихожанки храма, местной помещицы, вдовы полковника П.В. Боркова Авдотьи Яковлевны о завершении строительства церкви и готовности ее к освящению.

Новопостроенный храм оказался тесным для совершения богослужений, что особенно сказывалось в праздничные дни при наплыве богомольцев.

12 июня 1819 г. местный помещик, генерал-лейтенант, генерал-адьютант Павел Васильевич Голенищев-Кутузов от имени причта и прихожан послал епархиальному архиерею Филарету прошение о постройке нового каменного храма в селе Печетове.

Главным инициатором строительства и благотворителем храма стал П.В. Голенищев-Кутузов. Ряд местных помещиков-прихожан: Зыковы, Головачевы, Дурново, Лопухины, Воейковы и некоторые другие — также изъявили желание оказывать помощь в его возведении. Архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (впоследствии митрополит Московский) наложенной резолюцией санкционировал строительство храма и приказал выдать храмоздательную грамоту.Уже с самого начала строительства возникли проблемы. Как выяснилось, собранных денежных средств оказалось недостаточно. Голенищев-Кутузов вынужден был обратиться в Тверскую духовную консисторию с прошением о выдаче ссуды в размере 10 тысяч рублей. Просьба была отклонена; строительство храма — прекращено.

26 марта 1822 г. Голенищев-Кутузов вновь обращается к тверскому архиерею с прошением разрешить возведение храма по новому проекту, требующему меньших затрат.

13 апреля того же года Владыка утвердил новый проект храма.

20 июня 1835 года граф П.В. Голенищев-Кутузов письменно извещал тверского архиерея о завершении строительства храма, одновременно выражая просьбу о том, чтобы чин его освящения совершил настоятель Воскресенского собора г. Корчевы протоиерей Иоанн Хохлов. В начале, июля того же года благочинный 3 округа Корчевского уезда, священник Никольской церкви села Николо-Ям Антоний Божуков направил рапорт тверскому архиерею с сообщением о полной готовности Печетовского храма к освящению.

Освящение храма совершено 15 августа 1835 г. архиепископом Тверским и Кашинским Григорием в сослужении местного духовенства. В октябре того же года были освящены и придельные храмы: правый, во имя свт. Николая Чудотворца — архимандритом Троицкого Калязинского монастыря Афанасием и левый, во имя вмц. Параскевы Пятницы — протоиереем Воскресенского собора г. Корчевы Иоанном Хохловым.

Старая церковь с колокольней вскоре была снесена. На ее месте в память о бывшем храме появилась деревянная часовня.

Храм выстроен в cтиле Классицизма. Полуциркулярная апсида была перекрыта конхой. Храмовая часть (с престолом вмч. Димитрия Солунского) в плане представляла собой четверик со световым барабаном, перекрытый куполом и увенчанный луковичной главкой на тонкой шейке. Южный и северный фасады его украшены портиками с двумя центральными полуколоннами тосканского ордера и увенчаны фронтонами. Трапезная бесстолпная, с двумя приделами — свт. Николая Чудотворца и вмц. Параскевы Пятницы. Фланкируют трапезную две двухъярусные колокольни, увенчанные декоративными барабанчиками с главками — явление исключительное в зодчестве тверской земли. Западный фасад (притвор) украшен фронтоном с шестью полуколоннами. Под фронтоном надпись крупными буквами, отлитыми из чугуна с позолотой: «Благословлен грядый во имя Господне». Эта надпись с остатками позолоты сохранилась до настояшего времени. Под храмом имелись сводчатые помещения. Главный престол храма (Димитриевский) был пятиярусным. Престолы придельных храмов (свт. Николая и вмц. Параскевы) — двухъярусные. Своды и стены расписаны живописью, полы выложены белокаменными плитами (в трапезной и притворе полы дощатые).

В мае 1890 года в Тверскую духовную консисторию было направлено прошение причта и прихожан храма о распространении (пристройке) трапезной. Из консистории прошение и проект пристройки, разработанный епархиальным архитектором Кузьминым, были направлены на рассмотрение в Тверское губернское правление. Строительное отделение губернского правления проект утвердило. После распространения трапезной в приделах были устроены новые иконостасы, масляной краской живописцем из села Селихова Корчевского уезда Платоном Пальцевым расписаны стены.

После революционных событий 1917 г. для Русской Православной Церкви (РПЦ) наступило время гонений со стороны советской власти.

В конце 1937 г. храм лишился своего последнего настоятеля, священника Моисея Пузыревича. По воспоминаниям местного старожила Е.Н. Бубновой (урожденной Осетровой), в 1929-30 гг. власти предприняли попытку закрыть церковь, но после некоторого перерыва богослужения в ней вновь были возобновлены.

В 1938-39 гг. богослужения в храме уже не проводились (не было настоятеля), но в нем, в частности, было совершено отпевание приглашенным из другой церкви священником умершего брата Бубновой.

В годы Великой Отечественной войны в храме располагался колхозный зерносклад. Позднее помимо зерна сюда свозили стройматериалы, в холодильниках хранили мясо, обрабатывали (солили) шкуры коров.

В 1960-70 гг. была разрушена надгробная часовня с прахом графа А.Л. Голенищева-Кутузова, разорению подверглась и могила. В те же годы был разорен склеп под храмом, где покоились останки строителя храма П.В. Голенищева-Кутузова и его супруги.

Некоторое время, перед распадом СССР, храм оставался бесхозным.

Начало 1990-х годов ознаменовано первыми, пока еще робкими попытками возрождения храма. Местные энтузиасты, ревнители православия во главе с О.М. Симаковой и Г.М. Бакун начали проводить очистку здания церкви от мусора, металлолома и разного рода хлама, оставшегося от прежних владельцев (колхозных складов). Тогда же рабочие Благотворительного общественного Центра «Сельская церковь», возникшего в 1990 г. (председатель В.М. Толмачев, директор С.А. Мельникова), покрыли рубероидом крышу трапезной с приделами и произвели некоторые другие работы, предохраняющие храм от дальнейшего разрушения.

12 ноября 1992г. была зарегистрирована религиозная община православного прихода святого Димитрия Солунского Тверской епархии Русской Православной Церкви. Тогда же благочинный Кимрского округа, настоятель кимрского Преображенского собора протоиерей Иоанн Басюк в присутствии верующих провел в храме первый после почти полувекового забвения молебен.

После этого здесь периодически стали проходить богослужения, совершаемые священнослужителями Кимрского благочиния во главе с благочинным Евгением Морковиным.

С мая 2000 г. настоятелем Димитриевского храма назначается священник михаил Бакун. С того времени богослужения в храме становятся уже регулярными.

Летом 2003 г. возле храма, в металлической оградке, были установлены надгробные плиты из разоренного в прошлом склепа строителя храма П.В. Голенищева-Кутузова и его супруги. Между плитами — крест в память последнего настоятеля, священника Моисея Пузыревича.

К сожалению, восстановление храма идет очень медленно, временами и вовсе приостанавливаясь. Причины огpoмный фронт работ и нехватка денежныx средств.

Особенно оживляется село Печетово 8 ноября, в храмовый праздник великомученика Димитрия Солунского. В этот день древний храм бывает почти заполнен верующими из Печетова, oкpecтныx населенныx пунктов, а также из Кимр и Москвы. Богослужение по установившейся традиции совершает митрополит Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния.

В 2005 г. Димитpиевский храм отметил 170-летие.


Коркунов В.И. Кимрская старина 4: Краеведческие очерки. — г. Кимры: Издательство: «Филиал ГУПТО ТОТ «Кимрская типография», 2006

 

© Фото. Архиповых Маргариты и Владимира с сайта СОБОРЫ.РУ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.