13.09.2019 | 

Храм-часовня в честь Рождества Богородицы в деревне Абрамово Кимрского района

Приписной к местной религиозной организации православному Приходу Никольской церкви с. Каюрово Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

История храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Абрамове уходит в глубокое прошлое и неразрывно связана с чудотворной иконой Рождества Богоматери.

Первое документальное упоминание о храме встречается в Кашинской писцовой книге за 1528-29 гг.: «Село Абрамово на реке на Волге, а в селе церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы…». В указанное время храм принадлежал тверскому Трехсвятскому монастырю.

В 1606 г. село Абрамово было сожжено польскими оккупантами. Часть его жителей были убиты, оставшиеся скрылись в лесах. Пришельцы разорили и местный храм. При попытке увезти храмовую икону Рождества Богородицы на судне по Волге, они внезапно ослепли. Поняв, что это кара Божия за святотатство, охваченные ужасом грабители бросили ее в ольховой чаще возле источника на склоне берега Волги. Вскоре источавшую необыкновенный свет икону заметила проходившая мимо девушка. Спустя некоторое время местные жители возвели над источником деревянную часовню, где многие годы находилась святыня. С той поры ежегодно, 22 июня, здесь стали отмечать праздник обретения святой иконы. Было замечено, что многие богомольцы, просившие у Царицы Небесной помощи и избавления от недугов, после молебствия и приема живительной водицы из родника получали исцеление.

В 1691 г. чудотворная икона с крестным ходом была перенесена в находившийся в 60 саженях от часовни с источником новый деревянный храм, построенный местным помещиком Дохтуровым на месте прежнего.

В 1772 г. Петр Дохтуров подал прошение тверскому архиепископу Платону (будущему митрополиту) о разрешении ему на свои средства и пожертвования прихожан построить каменнЫИ храм. Владыка удовлетворил просьбу помещика. Но, как показало время, возведение храма затянулось более чем на 20 лет. Не последнюю роль в этом сыграл конфликт между его сыном, М.П. Дохтуровым, и тверским архиереем Иоасафом.

6 января 1787 года, когда работы по устройству фундамента будущего храма уже начались, архиерей определил в старый деревянный действующий храм нового священника, Николая Петрова, зятя прежнего священника Федора Васильева. Дохтуров, чье имение находилось по соседству с храмом, прихожанином и щедрым жертвователем которого он являлся, остался недоволен этим. Он считал, что архиерей должен был испросить на это его согласие. Разгневанный помещик выгнал из храма молодого священника, который не замедлил обратиться с жалобой на подобное самоуправство. Владыка Иоасаф приказал опечатать церковь, а прихожан, включая самого Дохтурова, приписать к Никольскому храму села Каюрова. Через полгода тверской архиерей умирает. Временно, до приезда нового архиерея, его обязанности были возложены на епископа Арсения Верещагина, сына священника кашинского Успенского собора. Абрамовский помещик обратился к нему с просьбой открыть ранее опечатанный храм. В апреле 1788 года владыка Арсений удовлетворил просьбу Дохтурова, направив в распечатанный храм священника Петра Веселова. После этого строительство нового каменного храма было возобновлено.

Построен был каменный храм в 1795 году. Тогда же освящены были 3 его престола: главный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и придельные: правый, во имя Иоанна, Новгородского чудотворца, и левый, в честь мученицы Вассы (Василисы). Не исключено, что последний появился не без влияния супруги помещика, Вассы Соломоновны Дохтуровой. В последующие годы Васса Дохтурова, ставшая вдовой, пожертвовала немало денежных средств на ремонт и украшение храма. В 1812 г. она просила тверского архиерея Мефодия разрешить ей распространить придельные храмы. Разрешение владыки было получено. Однако из архивных документов неясно, была ли проведена эта реконструкция.

Храм состоял из апсиды, летнего храма с престолом Рождества Богородицы, зимнего храма (отапливаемого) с престолами Иоанна, Новгородского чудотворца и мц. Вассы, и колокольни. В главном (летнем) храме иконостас был 4-ярусным; иконостасы придельных храмов — 2-ярусными. Паникадило главного храма имело 38 свечей, три паникадила в приделах — по 28, 10 и 8 свечей. На колокольне висело 7 колоколов. Большой колокол, весом в 114 пудов, был отлит на деньги помещицы Вассы Дохтуровой 21 февраля 1811 года в Москве на заводе М. Богданова. Остальные — в 1858 году на средства Петра Дохтурова, а также — во второй половине XVII века — иждивением Ивана Герасимовича Дохтурова.

В 1857 г. придел во имя Мученицы Вассы был ликвидирован. Причина этого неизвестна.

В 1887 г. иконостас был покрыт новой позолотой; новым колером расписаны стены внутри храма.

В 1901 г. храм имел 2 престола: главный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и придельный, во имя Иоанна, новгородского чудотворца. Причт состоял из священника Михаила Куницына и псаломщика Ивана Божукова. Прихожанами являлись жители села Абрамова, деревень Остров и Хмелево, всего в количестве 538 человек.

После Октября 1917 г. для Русской Православной Церкви наступили не лучшие времена. Это можно проследить в частности и на примере храма села Абрамова.

В 1918 г. храм перешел в ведение государства. В 1919 г. местная власть передала его по договору местной религиозной общине.

В начале 1930-х годов все просьбы (письменные) религиозной общины в адрес местной власти о проведении крестных ходов с иконой Рождества Богородицы были отклонены.

В 1931 г. протоиерей Николай Фруктов судом был приговорен к 4 годам заключения по статье 61 п. 3 УК РСФСР. Областной суд тогда же отменил приговор.

1937-38 гг. стали пиком репрессий в стране, во время проведения которых пострадало немало невинных людей.

26 декабря 1937 г. Николай Фруктов был арестован и в тот же день допрошен следователем. Ему ставилась в вину антисоветская деятельность, что священнослужитель отрицал. Были допрошены еще несколько лиц. Следователь Молодец (фамилия немного изменена), отличавшийся среди своих коллег особой жестокостью, бездушием и предвзятостью, в своем обвинительном заключениИ усугубил положение, указав на тот факт, что в 1931 г. священник уже был осужден на 4 года тюрьмы, с последующим отбыванием этого срока. На самом же деле областным судом он был оправдан. 30 декабря 1937 г. «тройка» УНКВД по Калининской области, рассмотрев представленное обвинительное заключение, приговорила Николая Фруктов а к расстрелу по статье 58 п. 10 УК РСФСР (антисоветская агитация). 5 января 1938 г. приговор был приведен в исполнение. 20 марта 1967 г. Николай Фруктов был реабилитирован.

После ареста протоиерея Н. Фруктова храм был закрыт. В 1940 г. он был взорван и разобран на кирпич.


Коркунов В.И. Это было, было… К 10-летию канонизации кимрских новомучеников (Краеведческие очерки) — Тверь: Марина, 2008


 

Более полувека только погост и память людей напоминали об этом святом месте.

Но Бог поругаем не бывает и кровь мученическая как семя веры всегда дает всходы. Промыслом Божиим в этой деревне поселился верующий и неравнодушный человек – Вячеслав Лобзов. Его мама после тяжелой операции на кишечнике по онкозаболеванию была в критическом состоянии и от воды расчищенного Вячеславом источника пошла на поправку. Всей семьей решили отблагодарить Бога строительством храма. Была продана квартира в Москве. Благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин посоветовал лучше построить большую часовню, хотя в то время верил и в эту идею. Ведь у Вячеслава была обычная и небогатая семья, а сил и средств даже на часовню требовалось много. Собрали народ, отслужили молебен на начало строительства, все собравшиеся (около 50 человек) выразили готовность материально помогать Вячеславу. Он собственными руками отрыл траншею и залил ленточный фундамент. Средства от квартиры (а часть их была пожертвована на купола Преображенского собора) стали быстро таять, а пожертвования от людей были незначительны. И пошли долгие годы строительства. Практически в одиночку Вячеслав строил часовню. Очень переживал, что дело идет слишком медленно. Через это учился терпению, покорности Воле Божией. Когда стены часовни были завершены, ее приписали к Никольскому приходу села Каюрово, где настоятелем служит священник Павел Павивкин. Работы оживились, но средств все же было очень мало. 27 апреля 2006 года был установлен красивый купол с крестом, и часовня стала своим видом освящать и украшать берег волги. Начались отделочные работы, стали очищать и обустраивать святой источник. Отец Павел освятил его. Заканчивалось лето и никто не планировал начать службы в часовне, еще многое не было готово. В октябре 2008 была отслужена первая литургия в часовне. После завершения строительства часовни было принято решение о перестройке её в церковь. К часовне была пристроена трапезная и увеличена алтарная апсида.


Протоиерей Евгений Морковин, «Родник православия»

 

© Фото. Анатолия Максимова

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.