26.07.2019 | 

Собор в честь Преображения Господня г. Кимры

Местная религиозная организация православный Приход Преображенского собора г. Кимры Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

Проект храма на 1000 мест был составлен архитектором Рыбинским Ф.В. в 1901 году. 21 июля 1902 года состоялась торжественная закладка в присутствии архиепископа Тверского Димитрия, протоиерея Кимрской Вознесенской церкви Петра Ершова и окрестного духовенства. Местом постройки был избран целебный источник в конце улицы Ильинской (на начало XXI в. — ул. Урицкого). Источник был освящен во имя святого пророка Илии, и видимо именно поэтому один из трех престолов нового храма, находившийся, по преданию, прямо над источником, был освящен в честь святого пророка. Точной даты освящения новопостроенной церкви пока установить не удалось, однако известно, что с 1911 года для службы в храме был утвержден притч в лице священника, дьякона и псаломщика. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября 1911 года.

Храм был трехпрестольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но последнюю в связи с трудностями того времени построить не удалось. Поэтому-то по соседству с храмом и была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщики В. Никольский, Г. Егоров, которых с 1913 года сменил И. Муратов.

К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, проходящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, по левой стороне тракта Кимры — Ильинское (сейчас этого кладбища нет).

После революции местные власти запретили достраивать каменную колокольню Преображенского храма. Они мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.

В 1927 году Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при этом на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот был решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиозной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М.И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее).

Узнав, о решении закрыть храм прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Видя подобную реакцию власти благоразумно отступили, но ненадолго. Вскоре милиция арестовала большую группу лиц подозревавшихся как зачинщиков беспорядка.

После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. 27 октября 1929 года суд приговорил к высшей мере: священника Колерова, А. Бойкова и Болдакова.

Преображенский храм был закрыт и за считанные месяцы был переоборудован под культурный очаг — клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три комнаты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе была укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В культурном новоявленном очаге, разместившемся в бывшем храме, почему-то было не весело. В 1934 году клуб переехал, в соборе разместился склад зерна.

Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта. В годы Великой Отечественной войны церковь разделила все тяготы военного времени со своим народом, внесла ощутимый вклад в конечную победу над фашистской Германией. Высшие власти страны оценили это, стали более терпимыми к церкви и ее деятельности. В стране было восстановлено патриаршество и осуществлен ряд других мероприятий, направленных на частичную реабилитацию попранных прав церкви. В Кимрах в 1947 году в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В этом же году купола вновь увенчали православные кресты. В 1948 году по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен, в дальнейшем ставший Патриархом Всея Руси.

В 1973 году жизнь храма активизировалась, он стал центром благочиния. В середине 80-х годов по благословению архиепископа Алексия храм приобрел статус собора.

Первым настоятелем храма (после его возвращения верующим) стал протоиерей Стефан Кондратьев. Затем эту должность занимали: епископ Никифор Никольский, протоиереи Сергей Бойков, Владимир Троицкий, Георгий Цинцевич и некоторые другие. Более 20 лет настоятелем храма был протоиерей Иоанн Басюк (1940-1995). Имя этого видного и авторитетного священнослужителя было широко известно и почитаемо среди верующих. Не случайно после скоропостижной кончины проститься с ним пришли тысячи горожан, с выражением скорби и уважения к человеку, много сделавшему во имя православной церкви, самих верующих, возрождения храмов на кимрской земле. При нем в 1980-х годах его западная часть была расширена за счет кирпичной пристройки; в начале 1990-х годов собор был подключен к центральному отоплению.

Похоронен протоиерей Иоанн Басюк у алтаря Преображенского собора.

Но и после кончины отца Иоанна в храме не прекращались работы по его восстановлению в первоначальном виде и украшению. Особенно видимые изменения в его внешнем облике произошли за последние годы. Были восстановлены все главы с барабанами, снесенные после закрытия властями храма в 1929 году. Покрытие – из нержавеющей стали с нитротитановым напылением, внешне выглядит, словно выполненное из золота. Шатровая крыша покрыта листовой медью.

При подготовке к 100-летию храма общественная организация (этим проектом занимался благотворительный фонд «Преображение») обратилась к настоятелю за благословением начать собирать средства на создание трех мозаичных икон на наружной алтарной части собора. За два года была собрана половина сумма, оставшуюся часть внесли за счет средств прихода. После 2011 года были созданы две малые иконы Божией Матери и Святителя Николая. Общая сумма 1,5 млн. Изготовить мозаичные иконы из камней Палестины взялся Дмитрий Хрущ, сын известного художника Валентина Хруща. Собирались иконы в Палестине, частями привозилась в наш город. 

К 100-летнему юбилею храма в 2010 году старые ворота и калитки были заменены новыми, коваными.

Было построено здание, где располагается Воскресная школа. А также у западных ворот на пожертвования ныне усопшей кимрской предпринимательницы Надежды Васильевны Поповой возведено 2-этажное кирпичное здание, где располагается приходской дом с иконной лавкой, часовней и другими помещениями. В  память о Н.В.Поповой на выстроенном здании укреплена мемориальная доска с надписью: «Приходской дом. Построен в 2007 году. Строительство начато на средства Надежды Васильевны Поповой. Вечная ей память».

В результате восстановительных работ храм не  только приобрел свой первоначальный облик, но и стал выше, величественнее. Собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками».


По материалам издания Коркунов В.И. Судьбы Кимрских Храмов. — Кимры, 1999.


 

Приписные храмы:

1) Церковь в честь Преображения Господня в Лосево

 

Приписные часовни:

1) Палата-часовня в ГБУЗ «Кимрская ЦРБ» г. Кимры (Савелово)

 

© Фото. Юрия Булкина  с сайта СОБОРЫ.РУ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.