Приписной к местной религиозной организации православному Приходу Никольской церкви с. Николо-Ям Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История и описание:
Церковь во имя Успения Божией Матери известна из Кашинской писцовой книги 1628-1629 гг.: «Погост Успенской, а в нем церковь Успения Пречистые Богородицы на каменное дело да церковь теплая во имя Николы Чудотворца древян клетцки, а в церквах образы и книги и всякое церковное строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Петр Никитин, во дворе дьячок Ивашко Родионов, место понамарское, келья просвирницы Авдотьицы Афонасьевы, да келья нищих…» [1].
Во второй половине 17 века (или в середине его) упоминается новая (или отремонтированная) деревянная Успенская церковь; но так как автор не до конца разобрался с малопонятным почерком документа, он оставляет этот вопрос открытым.
Из архивных документов следует, что на месте существовавших ранее храмов в 1704 г. построена Казанская церковь, в 1739-м Успенская, а в 1759 г. ее Никольский придел.
В 1788 г. тверскому архиерею Тихону подпоручиком Алексеем Алексеевичем Борковым «с протчими прихожанами» послано прошение о разрешении возвести вместо двух старых деревянных церквей одну каменную во имя Успения Божией Матери с приделами Казанской Божией Матери и святителя Димитрия, митрополита Ростовского. (В 1789 г. предполагаемый придел во имя святителя Димитрия Ростовского был переименован в придел святителя Николая Чудотворца). Они предлагали ветхую Казанскую церковь сломать, а в другой, деревянной Успенской церкви, которая находится еще в относительной твердости, вплоть до окончания строительства каменной церкви совершать богослужения. Тверской владыка благословил своих духовных чад на богоугодное дело и приказал выдать храмоздательную (храмозданную) грамоту [ 2].
В июле 1794 г. вдова Алексея Боркова Марфа Ивановна сообщала тверскому архиерею Иринею, что в Окатове построена каменная Успенская церковь с приделами Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца; последняя украшена образами, снабжена утварью — и просила освятить храм. 10 августа того же года в журнале духовной консистории появилась запись о разрешении выдать антиминс и освятить Успенскую церковь с приделами. В том же 1794 г. Успенский храм с. Окатова был освящен [3].
Опись церкви 1846 г. (дается в сокращении)
Церковь длиной 12 саженей и 1 аршин, шириной 6 саженей и ¾ аршина.
Стены внутри оштукатурены и выкрашены желтой краской, снаружи — только окрашены — тоже желтой краской. Купол в главной церкви (с престолом Успения Божией Матери) расписан священными изображениями. В храме 3 престола; главный (летний) — Успения Божией Матери и приделы: правый — Казанской Божией Матери и левый — Николая Чудотворца. Пол в церкви и алтаре лещадный. В церкви 24 окна: по 12 вверху и внизу. На ней одна глава, покрытая листовым железом и окрашенная медянкой (зеленой краской). На главе восьмиконечный железный крест, выкрашенный желтой краской. Двери с западной, южной и северной сторон. Паперть с западной стороны, под колокольней. Сия церковь с благословения Иринея, епископа Тверского и Кашинского, выстроена в 1792 г. тщанием прихожан; освящена в 1794 г. Троицкого Калязинского монастыря архимандритом Арсением Москвиным [4].
Алтарь главного храма (с Успенским престолом). Престол Деревянный, на нем атласный, белого цвета, антиминс. Последний освящен тверским архиереем Иринеем в 1793 г., на нем святые мощи. Деревянный жертвенник. Запрестольный 4-конечный деревянный позолоченный крест. Запрестольный образ Смоленской Божией Матери с серебряным вызолоченным подбородком, на оборотной стороне образ Николая Чудотворца с серебряным венцом. Плащаница живописная на холсте. Перед жертвенником, в деревянном вызолоченном киоте за стеклом, икона равноапостольных царя Константина и матери его Елены в серебряной ризе.
Алтарь придела с правой стороны (во имя иконы Казанской Богоматери). Престол, на нем атласный, белого цвета, антиминс, освященный тверским архиереем Иринеем в 1793 г. Деревянный жертвенник. Запрестольный 4-конечный крест. Запрестольный образ Знамения Божией Матери в медной посеребренной ризе. На оборотной стороне образ Николая Чудотворца. Перед жертвенником, в киоте за стеклом, живописные образы св. Петра, митрополита Московского, и праведной Анны, пожертвованные помещицей Анной Храмцовой. Образ прп. Алексия, человека Божия, в серебряной ризе с серебряным вызолоченным венцом. Пожертвован помещицей Екатериной Перхуровой в 1840 г.
Алтарь придела с левой стороны. Престол деревянный. Антиминс атласный, красного цвета, освящен тверским архиереем Иринеем в 1793 г. Жертвенник. Запрестольный образ Смоленской иконы Божией Матери с вызолоченным венцом и подбородком. На оборотной стороне образ Николая Чудотворца с серебряным вызолоченным венцом.
4-ярусный иконостас главного престола (Успения Богоматери) деревянный, с вызолоченной резьбой. Обновлен на иждивение прихожан и церковную сумму в 1845 г. В первом ярусе Царские врата столярной работы, вызолоченные червонным золотом, в них 5 живописных икон. По левую сторону Царских врат икона Успения Божией Матери с двумя венцами в медной вызолоченной ризе… Во втором ярусе, над Царскими вратами — вызолоченный образ Тайной вечери. Третий ярус: над Царскими вратами — образ Господа Вседержителя на престоле. Четвертый ярус: над Царскими вратами — образы Св. Троицы. Наверху иконостаса распятие Господа с предстоящими: Божией Матерью и Иоанном Богословом. За правым и левым клиросами — иконы… Хоругвь на холсте с живописными изображениями Нерукотворного Образа и Воскресения Христова на одной стороне, а также Знамения Божией Матери и Введения во Храм Пресвятой Богородицы — на другой.
Амвон деревянный, кругловидный. За амвоном — деревянная, столярной работы, решетка с тремя дверцами, окрашенная белой краской.
Иконостасы с правой и левой сторон одноярусные… (Позднее иконостасы стали 3-ярусными).
Евангелия. Большого формата (в большой лист, напрестольное), переплетено в деревянные доски, обложено красным бархатом. С лицевой стороны 5 серебряных вызолоченных изображений, в центре — Спасителя и — по углам — 4-х Евангелистов. Отпечатано в Москве в 1748 г. Другое Евангелие большого формата обложено высеребренными медными листами. На обложке 5 изображений из финифти. Отпечатано в Москве в 1735 г., пожертвовано помещиком Алексеем Борковым в 1790 г. Евангелие в средний лист (среднего формата). Отпечатано в Москве в 1685 г. …
Серебряный вызолоченный дискос с изображениями Богомладенца Иисуса и ангелов с вырезанными вокруг дискоса словами:» Се агнец Божий вземляй грехи всего мира». На обороте дискоса надпись: «Вкладу приложены сосуды с прибором в церковь Успения Пресвятой Богородицы в Окатово от Татьяны Богдановой Ермолиной 1790 г. генваря 1 дня»… В Церковной библиотеке (в шкафу) много книг 18 века.
Каменная колокольня построена над церковной папертью в 1792 г. Освящена вместе с храмом в 1794 г. Покрыта железом и окрашена медянкой. Крест железный, восьмиконечный, выкрашен желтой краской. На колокольне 4 колокола. Первый (главный), весом 51 пуд 27 фунтов, лит в Москве в 1823 г. на заводе Николая Самгина иждивением прихожан с добавлением церковной суммы. На нем надпись: «1823 года генваря 20 дня. Куплен сей колокол в Корчевской уезд в село Окатово в церковь Успения Божией Матери старанием священника Матвея Якимова и крестьянина Григория Алексеева господ Борковых». Второй колокол, весом 20 пудов 17 фунтов, лит в Москве в 1747 г. На нем надпись: «Княж Яковлева сына Байтерекова в Кашинский уезд и Пудицкий стан в церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Окатове для вечного его и фамилии поминовения» [5]. Третий весил 4 пуда 13 фунтов, четвертый — 2 пуда. Где, когда и кем они отлиты — неизвестно [6].
Ограда каменная, покрыта тесом. Филенчатые ворота с южной стороны, выкрашены медянкой. С западной стороны деревянная калитка. При ограде деревянный амбар, покрытый тесом, для хранения собираемого с прихожан хлеба, а также разных церковный вещей.
Опись Успенской церкви, составленную в 1846 году, подписали священник Василий Андреевич Побреин, дьячок, пономарь и церковный староста, крестьянин д. Никитино Арсений Стефанов [7].
В 1812 году церковь была покрыта железом. В 1831 году епархиальной властью дозволено устроить вокруг церкви каменную ограду. В 1836 году, в приделе во имя святителя Николая Чудотворца, устроен новый иконостас. В 1851 году от попадания молнии пострадал (опален) иконостас. В 1884 году произведено возобновление иконостаса. Ремонт церкви производился в 1854, 1849 и 1889 гг. В 1886 году был украшен Казанский придел и его иконостас.
В 1899 году прихожане получили разрешение устроить на церковную сумму кирпичный завод для реконструкции церкви (приделов). В 1900 году он был построен.
В 1904-1906 гг. в храме, по просьбе причта и прихожан, была перестроена (расширена) трапезная с приделами. Для этого были разобраны южная и северная стены и на расстоянии 1,6 саженей от старых (разобранных) стен возведены новые — с каждой стороны. Также был расширен арочный проход из главной (холодной) церкви в теплую трапезную с приделами. Первоначально наблюдение за постройкой обязался (подписался) вести епархиальный архитектор А.П. Федоров, однако вскоре этим занялся губернский архитектор В.И. Назарин (имеются сведения о конкуренции между ними, профессиональных разногласиях по ряду вопросов), который составил план реконструкции и пояснительную записку к нему. Работы, которые начались в 1905 году, проводились подрядчиком из села Никитского Калязинского уезда Алексеем Тюковым.
8 октября 1905 г. в Тверское губернское правление поступило донесение из Корчевского полицейского управления (наблюдавшего за строительством) о том, что строительство временно приостановлено вследствие недостатка материалов. Однако вскоре оно было возобновлено.
12 октября 1906 года младшим архитектором В.К. Поляком в присутствии священника Варнавы Чекалова и церковного старосты А.П. Родионова произведен осмотр реконструкции трапезной с приделами, который был признан удовлетворительным. Тверское губернское правление, на основании акта приемки возведенной трапезной, где отмечалось, что «работы проведены правильно, прочно, из материалов надлежащего качества», уведомило Тверскую духовную консисторию (заказчика), что с его стороны препятствий к освящению объекта и проведению в нем богослужений не имеется. Вскоре приделы были освящены [8].
Священно- и церковнослужители храм
В 1743 г. священником становится Андрей Васильев (В 18 веке у священников указывались только имя и отчество). В 1744 г. дьячком определен Иван Андреев. В 1747 г. пономарем назначается Григорий Никифоров. В 1757 г. произведен в диаконы Федор Кузьмин. В 1758 г. диакон Иван Андреев был рукоположен в сан священника. (Церковные документы повествуют о долгой и полной событиями жизни Ивана Андреева: избиение священника дворовыми людьми местного помещика в 1771 году, его рукоприкладство в отношении пономаря Григория Никифорова в 1776 году, и, наконец, увольнение престарелого священника Ивана Андреева в 1788 году).
В 1763 г. Андрей Алексеев рукоположен в сан священника (в 1770 г. он был переведен в другую церковь). В 1781 г. посвящен в диаконы Федор Клобуков. В 1784 г. Василий Иванов рукоположен в сан священника (умер в 1818 г.). В 1819 г. диакон Иван Васильев (из г. Калязина) рукоположен в сан священника и переведен к церкви с. Окатова. В начале 1820-х годов священником в храме служил Матвей Якимов (умер в 1851 г). В начале 1830-х годов священником становится Василий Постников. В 1841 г. дьячок Иван Федоров утонул в речке Малой Пудице; тогда же дьячком становится Яков Пухлимский. В 1859 г. умер священник Василий Постников. В 1861 г. священник Иоанн Молчанов переведен из Окатовского храма в храм с. Крутец Калязинского уезда.
В 1863 г. в храме служили: священник Иоанн Гроздов 39 лет (прибыл в храм в 1861 г., умер в 1866 г.), дьячок Яков Пухлимский 43 лет (умер в 1865 г.), пономарь Петр Стефановский 21 года (умер в 1868 г.) [9].
В 1872 г. умер священник Василий Богородский, его место занял священник Иоанн Богородский. В 1875 г. приход ходатайствовал перед епархиальным начальством о его награждении; в 1884 г. в духовной консистории отмечено о его связи со своей работницей Хавроньей; умер в 1897 г. Тогда же псаломщиком являлся Александр Трунев. В 1888 г. в храме стал служить псаломщик Иван Носов [10]. В 1895 г. здесь служил псаломщик Константин Спасский.
В 1900 г. в храме значились: священник Василий Арсеньевич Рахманин 27 лет (сюда прибыл в 1900 г.), псаломщик Андрей Михайлович Колтыпин 53 лет (прибыл в храм в 1899 г.) Его прихожанами являлись жители сельца Леоново и деревень: Авдеево, Бяшево, Демидово, Горки, Григорьевское, Лодыгино, Сошникове, Грезнево, Кокоурово, Кожухово, Усово, Ченцово, Нефедове, Никитино, Щапово. Всего 591 душа мужского и 638 — женского пола [11].
В 1902 г. священник Василий Рахманин переведен к церкви с. Петровского Тверского уезда. 28 февраля 1903 г. священником здесь становится прибывший из храма с. Никольское-Крапотки Калязинского уезда Варнава Чекалов [12]. В 1906 г. прибыл псаломщик Михаил Троицкий, который через 2 года убыл в Омскую губернию. В 1904 г. псаломщик Андрей Колтыпин переведен в храм с. Архангельского Весьегонского уезда.
В 1907 г. священник Варнава Чекалов пожертвовал на благоустройство церкви 1300 рублей, за что был удостоен Божьего благословения с выражением благодарности от архиерея. Осенью 1907 г. новым священником становится Константин Чекалов, прибывший из храма села Соболы Калязинского уезда [13].
После ухода псаломщика Андрея Колтыпина эту должность 16 октября 1909 г. занял выпускник Тверского духовного училища Арсений Зыков.
В 1914 г. бывшей прихожанке Окатовского храма Анастасии Бобуновой тверской архиерей преподал архипастырское благословение с выдачей грамоты за ее пожертвование в храм вещей на сумму 400 рублей [14].
После Октябрьской революции 1917 года, в результате изменения государственного строя, для Русской Православной Церкви наступили трудные времена. Это коснулось как причта, так и прихожан Успенской церкви. Священник, псаломщик и члены их семей были лишены избирательных прав (что усугубляло жизнь не только самого причта, но также их детей; в частности, при поступлении в учебные заведения, во время устройства на работу); они были обложены более высокими сельскохозяйственными и иными налогами по сравнению с другими сельчанами, подвергались нападкам властей. Последние зорко наблюдали за Успенско-Окатовской религиозной общиной, ограничивая и ущемляя ее деятельность; церковь была обложена налогами; чтобы провести собрание или какое-либо другое мероприятие, верующие были обязаны заблаговременно испрашивать письменное разрешение, периодически местная власть проводила проверку (ревизию) храма по составленной заранее описи и т.п. За любое отклонение от установленных требований следовало наказание.
В 1923 г. (в другом источнике — в 1925 г.) ушел с должности псаломщика Арсений Зыков. На его место заступил местный уроженец Иван Ситнов.
1 ноября 1930 г. священник Константин Чекалов, псаломщик Иван Ситнов, активная прихожанка церкви Анна Лопатина были арестованы. Священнику было предъявлено обвинение в руководстве антисоветской группой, в которую входили Ситнов и Лопатина и которые занимались агитацией среди населения, направленной против организации колхоза и других мероприятий советской власти, а также за неуплату ими в срок налогов. Опрошенные свидетели в целом подтвердили выдвинутые против них обвинения.
26 декабря 1930 г. на заседании «тройки» ПП ОГПУ Московской области священник Константин Чекалов, псаломщик Иван Ситнов по ст. 58 п. 11 УК РСФСР были приговорены к высылке в Казахстан сроком на 3 года (считая с 1 ноября 1930 г.); Лопатина осуждена на 3 года условно.
Константин Дмитриевич Чекалов. Родился в 1877 г. Сын священника с. Пухлимо Калязинского уезда (ныне Кимрский район). В 1899 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Тогда же женился на Ольге Петровне Рассудовской, дочери священника Воскресенского храма, что в Понизовье Петра Рассудовского. Первые несколько лет учительствовал в земском училище д. Селищи Кашинского уезда (ныне Кимрский район). В 1902 г. посвящен в сан священника и определен к церкви с. Соболы Калязинского уезда. В 1907 г. переведен в Успенскую церковь погоста (села) Окатова Корчевского уезда (ныне Кимрский район). В семье родились дети: Петр, Дмитрий, Анна, Михаил, Екатерина. В 1909 г. Ольга Петровна, совсем молодая, умерла от туберкулеза. Овдовевшему священнику пришлось очень трудно (вступать во второй брак священникам воспрещалось), ведь дети были еще очень маленькими: старшему сыну Петру едва исполнилось 7 лет, а младшей дочери Екатерине — всего 1 годик. Неоценимую помощь в воспитании детей оказала Анна Смирнова из соседней деревни Авдеево, ставшей, по сути, членом семьи.
В декабре 1930 г. Константин Чекалов, как уже упоминалось выше, был осужден властями за антисоветскую агитацию к трем годам высылки в Казахстан. Но по каким-то причинам он оказался в московской Бутырской тюрьме, где вскоре умер от воспаления легких. Его тело (по словам внучки Константина Чекалова Тамары Крючковой) было выдано детям, Петру и Екатерине, которые и похоронили его [15].
Иван Петрович Ситнов родился в 1881 г. в д. Аннино прихода Окатовской церкви, являлся сыном состоятельного крестьянина. В 1904-1908 гг. служил в Кронштадте военным музыкантом. Вернулся на свою малую родину в Аннино, занимался сельским хозяйством. В 1910-1915 гг. сапожничал в Петербурге. В 1915 -1918 гг. работал на заводе буровых инструментов в Москве. В 1918-1923 гг. жил в Тамбовской губернии, где трудился сапожником, сторожем, десятником на железной дороге. Вернулся на родину, стал псаломщиком в Успенской церкви погоста Окатова (с. Окатова). Его семья состояла из жены, Екатерины Петровны, дочери Валентины и сына Александра. В декабре 1930 г. вместе с настоятелем храма, священником Константином Чекаловым, «тройкой» ПП ОГПУ осужден по ст. 58 п. 10, 11 на 3 года высылки в Казахстан. Срок наказания отбыл. Вернулся домой. В 1930-е годы становится псаломщиком в храме с. Воспушка Владимирской области. На эту должность его пригласил священник этого храма, Владимир Рассудовский, бывший священник погоста Воскресенского, что в Понизовье Кимрского района, родственник священника с. Окатова Константина Чекалова, хорошо знающий Ситнова. В 1937 г., после высылки Владимира Рассудовского за антисоветскую агитацию на 10 лет в Северный край, где он вскоре и умер, Иван Ситнов становится священником Воспушкинского храма. Но, прослужив всего 2 месяца, 27 октября 1937 г. «тройкой» ПП ОГПУ по ст. 58 п. 11 осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Какова его дальнейшая судьба, неизвестно [16].
В конце 1930-х гг., после осуждения священника и псаломщика, богослужения в Успенском храме с. Окатова не проводились. Прихожане обратились к районным властям с просьбой разрешить им провести собрание по вопросу перевыборов в своей православной общине, а также по поводу содержания церкви, назначения священника и псаломщика. Ответ на просьбу прихожан был положительным.
С мая 1934 г. в храме стали служить священник Иоанн Новоженов и псаломщик Александр Богоявленский.
Иоанн Ульянович Новоженов родился в 1884 году в Ржевском уезде Тверской губернии. В 1903 г. окончил Новоторжскую учительскую семинарию. Работал учителем. В 1908 г. И. Новоженов выдержал экзамены на священника. Служил диаконом, затем священником в с. Федоровском (ныне Конаковский район), позднее в храмах с. Садунова и с. Ново-Ивановского Кимрского района. В 1930 г. осужден властями на 3 года ИТЛ. После отбытия наказания служил священником в одном из храмов Старицкого района; со 2 мая 1934 г. некоторое время служил в храме с. Окатова.
Александр Андреевич Богоявленский родился в 1895 г. До 1919 г. работал учителем в селе Старо-Никольское Кимрского уезда. С 1920-го по 1929 г. — священник с. Пухлимо нынешнего Кимрского района. Позднее трудился в качестве рабочего; 2 мая 1934 г. становится псаломщиком в храме с. Окатова.
Дальнейшая судьба этих служителей Церкви автору неизвестна. По-видимому, их служба в Успенском храме продолжалась недолго. Вскоре последний был закрыт по решению вышестоящих властей и передан в ведение местного колхоза.
К 1960-м годам храм утратил только трапезную с приделами; найдена его фотография. Поэтому предлагаем вниманию читателей краткое описание храма, составленное архитекторами того времени, чтобы вкупе с фотографией иметь о нем некоторое представление.
«Калининская область. Кимрский район.
Материалы первичного учета зданий и сооружений XVIII-ХХ вв.
Успенская церковь, 1794 г.
Храм не используется.
Церковь стоит в поле, вдалеке от села. От здания сохранился собственно храм и колокольня. Трапезная и апсида (алтарь) утрачены.
Храм прямоугольный в плане, типа «восьмерик на двухсветном четверике». Перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом, на который поставлен барабанчик с главкой. Северная и южная грани восьмерика опираются на подпружные арки, переброшенные между восточной и западной стенами четверика и придающие основанию под восьмерик квадратную форму плана. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью ступенчатых тромпов и подпружных арок.
Апсида в плане прямоугольная, со скругленными, раскрепованными углами.
Оконные проемы второго света четверика круглые, нижнего света — прямоугольные, с лучковыми перемычками.
Первоначальная трапезная была уже храмовой части. На западной стене четверика и восточных пилонах колокольни сохранились следы от ее примыкания. В конце XIX — нач. XX в. трапезная была расширена. От новой трапезной сохранились лишь следы ее примыкания на северном и южном фасаде четверика и небольшие фрагменты стен, по которым можно определить ее габариты.
Колокольня трехъярусная, увенчана барабанчиком со шпилем. При расширении трапезной она оказалась включенной в ее объем.
Нижний ярус по сторонам света прорезан арочными проходами. В северо-восточном пилоне был лестничный ход на ярусы звона, заложенный при расширении трапезной.
Второй ярус с арочными проемами звона обрамлен наличниками, имитирующими наличники четверика храма. Ярус в плане прямоугольный.
Углы третьего яруса скруглены и раскрепованы, ярус перекрыт сомкнутым сводом. Проемы звона арочные.
Живопись и иконостас утрачены.
Техническое состояние сохранившихся частей удовлетворительное. Трещин в сводах и стенах нет. Кровля на храме местами сорвана.
Здание обследовано в 1967 г. архитекторами В. Якубени и Г. Игнатьевым. Сделаны обмеры и фотофиксация храма. Обмерный план передан в Калининское областное управление культуры. Кроки обмера и негативы хранятся во Всесоюзном производственном научно-реставрационном комбинате».
9 августа 2010 года, вместе с Юрием Алексеевым, глубоко верующим человеком, мы побывали в Окатове, на погосте у бывшей Успенской церкви, куда отправились на его «Жигулях». Ныне здесь, на действующем кладбище, от бывшего храма осталась одна колокольня. Она в одиночестве величественно возвышается над окрестностями, словно оберегая покой усопших. Древних памятников с надписями местным прихожанам, помещикам, священнослужителям мы не нашли. Зато увидели немало других, некоторые — с крестами. Вот хотя бы часть из них: Дмитрий Михайлович Селезнев (1872-1954) и его супруга Анна Михайловна (1883-1971), Михаил Елизарьевич Судаков из д. Демидово, Аким Федорович Суслов (1885-1952), Николай Арсеньевич Удачин (1898-1961), Солодовниковы Иван Лукич (1901-1951) и Мария Петровна (1909-1967), Комиссаровы Мария Михайловна (1897-1971) и Дмитрий Иванович (1897-1980), Михаил Петрович Андреев (1874-1953), Петр Семенович Горшков (1874-1959), Мария Дмитриевна Сахарова (1878-1956) из д. Сошниково… Сразу же за кладбищем с колокольней несет свои воды речка Малая Пудица, впадающая в р. Медведицу, а та, все в том же Кимрском районе, впадает в Волгу….
В 2007 г. здесь побывали внучка священника Константина Чекалова В.П. Попова со своей невесткой Марией. Уже много лет Валентина Петровна усердно занимается поисками предков, священнослужителей Чекаловых, Рассудовских, Петропавловских, Колеровых и других. В соавторстве с Н.В. Колеровой и Е.Б. Колеровой, своими родственницами, тоже потомками священнослужителей, написала книгу о них, в которой много страниц отведено ее дедушке, священнику Окатовской церкви Константину Чекалову, умершему в тюрьме от болезни. Вот ее впечатления от поездки на Окатовский погост, нашедшие отражение в книге: «Нашли мы и церковь Успения Пресвятой Богородицы, вернее то, что от нее осталось. В перелеске стояла изуродованная колокольня. Все, что осталось от взорванной церкви… Ничто не говорило о ее былой красоте. Купол и стены ободраны. Изломанный, криво висящий крест, словно обличающий перст. Горы щебня позади колокольни, сползшее к реке кладбище…» [17].
Судя по вышесказанному, более всего церковь пострадала в период между 1970-ми — 2007 гг., когда были разобраны сама церковь, апсида (приделы пострадали ранее), причем не в годы воинствующего атеизма, а сравнительно недавно. Осталась только колокольня. Сколько еще ей суждено просуществовать, быть упреком ныне живущим? Есть возможность привести в порядок то, что от нее осталось, а еще лучше — поставить часовню в память о стоявшем на этом месте много веков Успенском храме.
В. И. КОРКУНОВ
Примечания
1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 661. Л. 96-96 об.; Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Словарь кимрских деревень. XX век. Кимры, 2011. с. 127.
2. Государственный архив Тверской области. (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 2292. Л. 1-3.
3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2292. Л. 5-5об.
4. Арсений Москвин — выходец из с. Петровское-Знаменское нынешнего Кимрского района, где священником служил его отец. В последние годы жизни Арсений Москвин являлся епископом Воронежской епархии.
5. Здесь пропущено имя перед словом «Княж», что могло случиться по ошибке во время отливки колокола; или (что более вероятно) при составлении описи храма в 1846 г.; пропущено же имя «Андрей» (князь или сын князя).
6. В 1893 г. на колокольне появился колокол весом 118 пудов.
7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2332-6.
8. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 84172. Л. 1-25.
9. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 20498. Л. 227.
10. Псаломщик Иван Носов — уроженец с. Кимры, из династии церковнослужителей кимрской Вознесенской церкви.
11. Добровольский И. Тверской епархиальный статический сборник. Тверь, 1901. С.395-396.
12. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1903. №6. С. 150.
13. По словам потомков, Варнава Чекалов добровольно уступил место настоятеля Окатовской церкви брату Константину для удобства семьи последнего; в расположенном неподалеку Вознесенском храме местечка Понизовье жила семья священника Петра Рассудовского, дочь которого, Ольга, стала супругой Константина Чекалова; ТЕВ, 1707. №20.
14. ТЕВ. 1914. №10. С. 131.
15. Попова В.П., Колерова Н.В., Колерова Е.Б. Сплетение судеб. Поиск исторических документов о своих корнях. Москва, 2017. С 117.
16. Там же. С. 143, 145-146.
17. Там же. С. 10.
Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.
© Фото. Анатолия Максимова