21.01.2024 | 

Церковь в честь Воскресения Христова в Паскино, Кимрский район

Приписной к местной религиозной организации православному Приходу Никольской церкви с. Николо-Ям Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

Церковь погоста Воскресенского на Стану существовала с незапамятных времен. Первое документальное известие о ней находим в Кашинской писцовой книге 1628-1629 гг. Это была небольшая деревянная церковь, в которой служили поп Иван Алексеев и пономарь Самуилка (Самушка?) Афанасьев, а также просфорница Офимьица Алексеева. Погост находился по соседству с деревней Паскино.

3 июня 1813 года, во время грозы в главу Воскресенского храма ударила молния. Начавшийся вслед за этим пожар уничтожил деревянную церковь. Однако местные жители успели спасти святые образа и ценности.

Вскоре после этого события прихожане и причт церкви обратились к тверскому архиерею Мефодию с прошением о разрешении возвести на месте сгоревшего новый каменный храм в то же наименование — Обновление храма Воскресения Христова — с Благовещенским и Петропавловским приделами. Тверской владыка благословил их на это начинание и приказал выдать храмоздательную грамоту.

Строительство церкви началось. Значительный материальный вклад в ее возведение оказал прихожанин, местный помещик Павел Назимов.

В ноябре 1817 г. новопостроенный придел во имя Св. апостолов Петра и Павла был освящен настоятелем храма села Николо-Ям священником Петром Симеоновым [1].

В сентябре 1818 г. был освящен придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Основная церковь с главным престолом во имя Обновления Храма Воскресения Христова в то время была построена только наполовину. Ее возведение продолжалось с частыми перерывами еще много лет. Причиной тому был недостаток денежных средств; кроме этого, в архивных документах есть упоминания о «неисправностях» во время строительства церкви, в результате чего многое приходилось переделывать.

В 1830 г. причт храма состоял из священника Сергея Иванова 64 лет, диакона Ивана Иванова 60 лет, дьячка Стефана Данилова 40 лет.

13 сентября 1842 г. священником храма села Николо-Ям Антонием Божуковым храм с Воскресенским престолом был освящен [2].

В 1843 г. возводятся деревянная ограда вокруг церкви и сторожка. В том же году из храма неизвестным лицом были похищены 158 рублей 37 копеек.

В 1847 г. ветхий иконостас был заменен новым. В 1848 г. в церкви вместо деревянного был устроен кирпичный свод.

Согласно описи храма 1846 г. и его осмотра в начале второй половины прошлого столетия архитекторами, здание церкви было оштукатурено и украшено белокаменными деталями декора. Основной объем — двусветный четверик, перекрытый четырехдольным сомкнутым сводом. Северный и южный фасады четверика подчеркнуты четырехколонными портиками с капителями коринфского ордера и треугольными фронтонами. Крыша железная, окрашена зеленой краской Четверик венчает купол с декоративной главкой и крестом. Трапезная с двумя приделами двустолпная, прямоугольная, со скругленными углами; перекрыта системой полусомкнутых и крестовых сводов, опирающихся на подпружные арки. Двухъярусная колокольня с полуярусом между первым и вторым ярусом построена в связи с храмом. Второй ярус прорезан высоким арочным проемом и завершен ступенчатым аттиком на глухом барабанчике; главка увенчана крестом. На колокольне звонили 5 колоколов. Главный колокол весил 47 пудов 15 фунтов. На нем имелась надпись: «Куплен сей колокол Тверской губернии Корчевского уезда в погост Воскресенский что на Стану к церкви

Обновления Храма при священнике то погоста Игнатии Сергиеве и старосты М…? Козмине». Остальные четыре колокола весили соответственно 32, 23, 9 и 1 пуд. Длина храма составляла 12 ½, ширина — 6, высота 9 ½ сажень. Внутри каменный простенок отделял главный храм с престолом Обновления Храма Воскресения Христова (холодный, неотапливаемый) от придельных — Благовещенского и Петропавловского (теплых, т. е. отапливаемых). Иконостас главного, холодного храма имел три яруса, придельных, теплых храмов — по одному. Паникадило в главном храме весило 4 пуда, в придельных — 25 и 30 фунтов соответственно. В храме было 20 окон вверху и 14 внизу. Входные двери имелись с западной (через нижний ярус колокольни, служившими притвором с папертью), северной и южной сторон [3].

В 1850 г. в храме служили священник Николай Галахов, дьячок Василий Постников, пономарь Дмитрий Печетовский. В 1881 г. прихожане получили разрешение от епархиального начальства на распространение (расширение) Благовещенского придела. Его реконструкция затянулась из-за недостатка денежных средств. Наконец, в 1891 году, он был освящен. Местные помещики и состоятельные крестьяне приносили в дар храму иконы, облачения, церковную утварь. Например, в 1890 году прихожанка Мария Жеребцова подарила крест с частицами святых мощей; в 1902 году крестьянин села Паскина Никита Журавлев пожертвовал икону Св. Преподобного Сергия Радонежского. Священнослужители пользовались здесь уважением и авторитетом. Но бывали и исключения. Так, за нарушения распорядка, неблаговидные поступки подверглись порицанию диакон Петр Михальников (Махальников?), дьячок Василий Постников, священник Александр Приселков.

В 1901 г. причт храма состоял из священника Петра Волкова 56 лет и псаломщика Владимира Шаврова 31 года; церковным старостой являлся Иван Бугрин, который за многолетнюю добросовестную работу был отмечен наградой. Прихожанами храма являлись жители населенных пунктов: Паскино, Бараново, Редриково, Афонасово, Семенцево, Сотское, Лукьяново, Завидово, Зорине, Бордуково, Павлово, Шарапове, Мазлово, Большое и Малое Чириково, Ежово. Всего 242 двора с 673-мя жителями мужского пола и 770-ю — женского [4].

Дольше других настоятелем в храме служил Петр Волков.

Петр Федорович Волков. Родился в селе Степанове Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области) в семье дьячка. Окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в ряде школ Бежецкого и Корчевского уездов. В 1869 г. назначен псаломщиком в Смоленскую церковь г. Твери. В 1873 г. Петр Волков становится священником в Знаменской церкви с. Петровского Корчевского уезда, а в начале 1880 года переводится настоятелем в храм погоста Воскресенского на Стану (у деревни Паскино). За свои труды он отмечен многими наградами. В 1908 г. возведен в сан протоиерея. Отец Петр являлся законоучителем (учителем Закона Божиего) в Паскинском начальном училище. Супругой его стала дочь протоиерея храма села Печетова Андрея Страхова Елизавета Андреевна. В семье выросло 8 детей. В начале 1913 г. отец Петр оставил свой пост. На место настоятеля заступил его зять, священник Семен Постников [5].

Семен Алексеевич Постников родился в 1882 г. в селе Петровском Корчевского уезда (в 1 версте от Паскина). Окончил Тверскую духовную семинарию. Несколько лет служил псаломщиком в храме с. Петровского. Женился на Елизавете Петровне, дочери настоятеля Воскресенского храма Петра Волкова. В 1913 г. становится настоятелем Воскресенского храма.

В 1930 г. оставил службу. Вскоре был осужден на несколько лет лагерей. Был досрочно освобожден. Вернувшись из ссылки, уехал в пос. Погорелое Городище Зубцовского района Калининской (ныне Тверской) области к семье. 25 июля 1937 г. был арестован вновь. Обвинен в антисоветской агитации. «Тройкой» УНКВД по Калининской области 27 сентября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Через три дня приговор был приведен в исполнение. По заключению Тверской областной прокуратуры от 9 марта 1989 г. С.А. Постников был реабилитирован.

Любопытно, что в Воскресенском храме служили три поколения Постниковых: Василий, его сын Алексей и внук Семен [6].

В семье Постниковых родилось 8 детей: Нина, Александр, Анна, Серафим, Петр, Николай, Галина, Алексей. В настоящее время в Кимрах живут потомки Алексея и Серафима.

Если одна из дочерей священника Воскресенского храма Петра Волкова, как мы уже знаем, вышла замуж за Семена Постникова, то другая его дочь, Мария Петровна, сочеталась брачными узами с состоятельным жителем села Паскина Алексеем Филипповичем Беляевым. Их сын, Иван Алексеевич, женившийся на дочери священника церкви с. Садунова и Печетова Сергея Никитского, Софье Сергеевне, впоследствии стал директором средней школы № 14 г. Кимры. Дочь Ивана Алексеевича и Софьи Сергеевны, Лидия Ивановна, была в замужестве за Хрисанфом Павловичем Пешковым, работавшим в ту пору на заводе № 491 в Кимрах (позднее — Савеловский машиностроительный завод); впоследствии — секретарем Президиума Верховного Совета РСФСР.

Псаломщиком в Воскресенском храме с 1911 г. служит Измаил Кудрявцев.

Измаил Иванович Кудрявцев родился в 1876 г. в селе Садунове Корчевского уезда (ныне Кимрский район) в крестьянской семье. Окончил сельскую школу, а затем — духовные курсы. Его неудержимо влекло в церковь. Служил вольнонаемным псаломщиком в храме родного села Садунова. В 1911 г. перешел псаломщиком в храм Воскресенский на Стану (Паскино) [7]. В 1917 г. рукоположен в сан диакона, позднее в сан священника. Служил в храмах села Горицы, а также Малое Новоселье Кимрского района. Был осужден. Вернувшись из мест заключения, служил священником в погосте Архангельском (в Куровичах) Кимрского района. Арестован в августе 1937 г. «Тройкой» УНКВД по Калининской области 20 сентября того же года приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 23 сентября 1937 г. По заключению Тверской областной прокуратуры от 6 июня 1989 г. реабилитирован. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику святых новомучеников [8].

В 1930 г. прихожанами Воскресенского храма являлись жители населенных пунктов: Паскино, Лукьяново, Завидово, Сотское, Афонасово, Редриково, Большое и Малое Чириково, Ежово, Семенцево, Мазлово, Шарапово, Голявино, Бордуково, Баранове, Выголово, Павлово, Зорине, Творогово, хутора Бережок; всего 1032 человека [9].

После ухода из Воскресенской церкви священника Семена Постникова в 1930 г. новым настоятелем храма был назначен Артемий Синицын.

Артемий Игнатьевич Синицын родился в 1887 г. Служил в храмах Старицкого и Ржевского уездов Тверской епархии. В середине 1920-х годов становится священником Знаменской церкви с. Петровского, что по соседству с Паскиным. Летом 1930 г. Знаменский храм был закрыт, и Артемий Синицын переводится настоятелем в Воскресенский храм в Паскино. В 1931 г. был осужден властями на 5 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Освобожден досрочно, после чего уехал к семье в Есеновичский район Калининской (ныне Тверской) области. В 1937 г. приезжал в Кимрский район, где прослужил 2 месяца в Никольском храме села Никольское-Неверьево, затем вновь вернулся домой. 5 сентября 1937 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации. «Тройкой» УНКВД по Калининской области Артемий Синицын был приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 17 сентября 1937 г. Реабилитирован 24 мая 1989 г. [10].

После отъезда Артемия Синицына Воскресенская церковь некоторое время бездействовала. В 1934 г. здесь появился священник весьма почтенного возраста — Николай Андреевич Страхов. Ранее он служил в храмах села Покровское на Озере и Никольском-Неверьеве. По словам родственников, Николай Страхов, прослужив в Воскресенском храме несколько лет, уехал в Кимры к дочери, где вскоре и умер.

В 1938 г. храм, оставшийся без священника, перестал функционировать, хотя официально закрыт не был. В годы Великой Отечественной войны власти стали относиться к Русской Православной Церкви более терпимо. Было восстановлено Патриаршество, начали открываться духовные учебные заведения, храмы…

Члены религиозной общины Воскресенского храма после 1938 г. мечтали об открытии храма. В 1944 г. они направили соответствующее заявление в Калининский облсовет. Областная власть отклонила это ходатайство. Верующие на этом не остановились и вновь обратились со своей просьбой к областным властям. 22 октября 1945 г. Калининский облсовет пошел навстречу пожеланиям верующих, удовлетворив их ходатайство. 29 декабря того же года Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР принял решение об открытии церкви в селе Паскине. 25 мая 1946 г. был составлен договор о приеме церкви верующими, а также опись имущества храма. Членами «двадцатки» при церкви стали: Шишаев Матвей Филиппович, Садовникова Татьяна Ивановна, Кудряшов Георгий Павлович, Смирнов Сергей Иванович, Козлов Михаил Петрович, Хорьков Михаил Лазаревич, Хорьков Егор Лазаревич, Чиркова Анастасия Михайловна, Чирков Петр Павлович, Смирнов Иван Семенович, Туманов Иван Алексеевич, Осипов Никита Антонович, Солнцева Анна Федоровна, Солнцев Алексей Тихонович, Круглов Трофим Иванович, Дровнина Наталья Михайловна, Цветков Федор Егорович, Александрова Татьяна Елизарьевна, Скворцов Дмитрий Феофанович, Григорьев Сергей Иванович. В исполнительный орган (церковный совет) были выбраны Шишаев М.Ф. (церковный староста), Солнцев А.Т. (казначей), Садовникова Т. И. (секретарь). Членами ревизионной комиссии стали Туманов И. А., Хорьков М. Л., Осипов Н. О.

15 июля 1945 г. приступил к службе священник Владимир Иванович Судаков из села Федоровского Конаковского района. Отец Владимир служил в Воскресенском храме до 27 февраля 1948 года, затем его место занял Василий Филатов, прибывший из Воронежской области. Прослужил он всего несколько месяцев и в октябре того же года был уволен Калининским архиереем Арсением, который мотивировал этот акт следующими словами: «Моим распоряжением от 8 октября 1948 г. Вы за пьянство и за недостойное сана поведение, разлагающее верующих, отрешаетесь от занимаемой должности настоятеля церкви села Паскино Кимрского района с запрещением священнослужения».

На общем собрании верующих прихода от 4 ноября 1948 г. старостой вновь был избран Шишаев М. Ф., помощницей старосты стала Чиркова А. М., казначеем — Иванов М. И. Председателем ревизионной комиссии выбрали Пивина И. А., членами комиссии — Садовникову Т. И. и Александрову Т. Е. В ноябре 1948 г. сюда прибыл священник Николай Никандров, который служил в храме до конца 1954 г. С июля до декабря 1955 г. здесь служит священник по фамилии Калашников. В январе 1956 г. новым священником храма становится Василий Соколов, который летом того же года выбыл в другую епархию. С января 1957 г. по март 1961 г. здесь служит священник Петр Кашкар, переведенный в город Калязин. С марта 1961 г. службы в храме не проводились.

В 1962 г. Кимрский райисполком ходатайствовал перед вышестоящими властями о закрытии храма (снятии с регистрации и с учета действующих). Областные власти поддержали это ходатайство (22 июля 1962 г.) и, в свою очередь, направили ходатайство о закрытии храма в Москву. На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 8 августа 1962 г. было принято решение о снятии с регистрации храма в селе Паскине. 24 июля 1964 г. здание церкви было передано местному колхозу «Обновленный труд» для использования под хозяйственные нужды. По словам местного старожила, бывшего педагога Людмилы Ивановны Калининой, в здании церкви разместился склад, в котором хранились сельхозинвентарь, краска, гвозди и т. п. После распада СССР и ликвидации совхоза бесхозным стало и здание бывшего храма.

В. И. КОРКУНОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

   1. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 699.
   2. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17194. Л. 3.
   3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 737. Л. 1-37.
   4. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 405.
   5.Тверские епархиальные ведомости. Часть официальная. 1913. № 10-11. С. 93; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16018. Л. 244.
   6. Тверской Центр документации новейшей истории (далее ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 20318-с. С. 2, 3, 9, 30-33. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. С. 341;
   7. Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 6. С. 75.
   8. Книга памяти жертв… С. 239-240; Коркунов В. И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С. 15; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21591-с. Л. 6, 10, 12, 14.
   9. В настоящее время некоторые из указанных населенных пунктов не существуют.
   10. Книга памяти жертв… С. 389; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 23407-с.

Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.

 

© Фото. Анатолия Максимова

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.