Приписной к местной религиозной организации православному Приходу Никольской церкви с. Николо-Ям Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История и описание:
Никольский храм стоит возле селения Никольское-Неверьево (Николо-Неверьево) Кимрского района Тверской области (бывший Корчевской уезд Тверской губернии) почти на берегу небольшой речки Большая Пудица, несущей свои воды в другую реку — Медведицу, которая затем впадает в Волгу.
Храм в селе Никольское-Неверьево существовал издавна. Первые документальные данные о нем относятся ко второй половине XVII века.
В конце 18 века деревянная церковь, каковую представлял собой тогдашний храм, обветшала, «погнила, осела в землю», перестав удовлетворять религиозные потребности возросшего к тому времени числа прихожан.
31 мая 1798 г. местная помещица, княжна Настасья Евграфовна Волконская, от имени причта и прихожан обратилась с прошением к архиепископу Тверскому и Кашинскому Иринею о разрешении возвести на месте старого новый каменный храм. Тверской архиерей благословил ходатаев в их богоугодном начинании, после чего строительство храма по составленному архитектором проекту началось. В 1807 г. храм был построен, но освящен он был гораздо позднее. Причиной этого явилось недовольство причта храма выделенной им землей, которая была малоплодородной и к тому же находилась далеко от их жилья. Тверской архиерей встал на сторону священно- и церковнослужителей, потребовав от помещицы удовлетворения их законных требований; в противном случае он отказывался разрешить освящение нового храма; более того: он пообещал приписать его прихожан к другим, близлежащим храмам. На эту тяжбу ушло несколько лет. Только в 1810 г. законные интересы причта Никольского храма были удовлетворены [1].
23 августа 1811 г. Никольский храм был освящен иереем Тверского кафедрального собора [2].
Новопостроенный храм находился в 100 саженях от старого деревянного и в 150 саженях от берега реки Большая Пудица. В пятиглавой церкви с престолом во имя святителя Николая Чудотворца имелся четырехъярусный иконостас; к ней была пристроена двухъярусная колокольня. В 1814 г. в ПО дворах, приписанных к храму, насчитывалось 368 прихожан мужского пола (прихожане женского пола стали указываться в документах позднее).
В 1816 г. старая обветшавшая Никольская церковь с разрешения епархиальных властей была разобрана; ее святыни и ценности перенесены в новый каменный храм, а дерево от прежнего храма употреблено на обжиг кирпича для церковной ограды [3].
В 1821 г. храм был покрыт железом. В 1839 г., в полуверсте от села, было открыто новое кладбище для погребения прихожан, на котором впоследствии строится деревянная часовня.
В 1865 г., по инициативе священника Николая Колоколова, храм был распространен путем строительства двух приделов: во имя Казанской иконы Божией Матери и Ильи Пророка; колокольня увеличилась на целый ярус — стала трехъярусной. Были обновлены иконостасы.
Из достопримечательностей храма назовем серебряный чеканный напрестольный крест с частицами святых мощей. На рукоятке креста имелась надпись, гласящая о том, что он был пожертвован местным помещиком (вотчинником) стольником Степаном Андреевичем Колычевым. Икона Казанской Божией Матери, Нерукотворный образ Иисуса Христа (оба в серебряной ризе), также были пожертвованы Колычевыми. Особо почиталась прихожанами икона святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского, считавшегося предком владельцев местной вотчины [4].
С колокольни звонили 6 колоколов. Большой (главный) колокол был отлит в конце XIX века и весил 107 пудов. Он появился в начале 1890-х годов взамен другого, разбитого колокола, весившего 60 пудов 33 фунта и отлитого в 1835 г. Второй колокол весил 25 пудов 30 фунтов и имел надпись: «Слит в Кашинском уезде в стан Большой Задубровской слободы». Третий колокол имел вес 14 пудов, четвертый — 11 пудов И фунтов, пятый — 1 пуд 30 фунтов, шестой — 1 пуд [5].
Имена священно- и церковнослужителей храма известны с 18 века. В середине столетия священником здесь был Филипп Афанасьев, которому с 1757 г. наследовал его сын, Дементий Филиппов. В 1784-1809 гг. настоятелем храма являлся сын последнего, Афанасий Дементьев. В 1810 г. священником становится выпускник духовной семинарии Семен Рахманин. Родом он был из села Покровского, что в Голядях (ныне деревня Гайново Кимрского района). Один из трех его сыновей, Иван, получивший фамилию Неверьевский (вероятно по названию села), после смерти отца унаследовал должность священника (1852-1858). Следующим настоятелем храма становится Иоанн Никольский, на основании жалобы прихожан переведенный позднее в другой приход. Священник Иоанн Виноградов служил здесь чуть более года и умер в 1863 г. 3 августа того же года настоятелем храма становится Николай Колоколов. Николай Федорович Колоколов был сыном дьячка храма погоста Рождественского, что в Бачуниной слободе Калязинского уезда Тверской губернии. В 1861 г. окончил Тверскую духовную семинарию. В августе 1863 г. Тверским архиереем Филофеем направлен настоятелем храма в село Никольское-Неверьево. За свой труд награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, наперстным крестом. Являлся законоучителем (учителем Закона Божиего) в начальном училище. Супругой его стала Клавдия Ивановна, дочь священника Иоанна Виноградова. В семье Колоколовых родились двое детей: дочь Елизавета и сын Александр [6]. Вакансия диакона в храме была открыта только в 1886 г. Им стал Николай Страхов. Дьячками в XVIII-XIX вв. были: Максим Иванов, Даниил Максимов, Иван Данилов (дед, сын и внук), Иван Некрасов, Николай Страхов (с 1886 г.— диакон), Тимофей Морошкин. Пономарями (псаломщиками) значились: Андрей Герасимов, Иван Постников (1811-1833), Арсений Петропавловский, Яков Мещерский, Александр Яшин, Тимофей Морошкин, Василий Каниловский.
В 1901 г. причт храма состоял из священника Николая Колоколова 59 лет, диакона Николая Страхова 43 лет, псаломщика Василия Каниловского 31 года. Прихожанами его являлись жители села Никольское-Неверьево — 71 двор (256 душ мужского и 278 женского пола), деревень: Марьино, Крюково, Тимошенино, Никифорцево, Радилово, Семеново, Новое Семеново, Задки, Вандышево, Нечаево, Фрулиха, Тепра, Творогово, Выголово. Всего 1154 мужчины и 1248 женщин [7].
В 1894 г. в храме была произведена стенная роспись, в 1897 г. — осуществлены работы по украшению и исправлению иконостаса.
В 1908 г. церковь была частично реконструирована: разобрана колокольня, находившаяся в окружении приделов, построенных в 1860-х годах. Новая трехъярусная монументальная колокольня была возведена у западной стороны храма. Ее нижний ярус становится притвором храма. Было устроено калориферное отопление. Наблюдение за работами вел архитектор из Твери Александр Федоров. Хотя строительство в целом было закончено в 1911 г., освящение храма было совершено только осенью 1914 г. [8].
24 января 1913 г. священник Николай Колоколов согласно прошения был уволен за штат; на его место назначается его сын, Александр Колоколов, которому судьбой было предназначено стать последним священником храма. К тому времени он окончил Тверскую духовную семинарию и работал законоучителем в земском училище в селе Никольское-Неверьево [9].
После Октябрьской революции 1917 г. и смены государственного строя для Церкви наступили трудные времена. Согласно декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Русская Православная Церковь лишилась своих юридических прав, включая права на имущество. Никольский храм перешел в ведение государства. Летом 1919 г. Паскинский волисполком по договору передает храм в пользование его религиозной общине. Местные власти зорко наблюдали за деятельностью общины, вели антирелигиозную пропаганду среди населения, периодически осуществляли проверку церковных принадлежностей согласно описи 1919 г.
27 мая 1922 г. комиссия под председательством Кулакова провела изъятие части ценностей храма: двух крестов, тарелки, ковшичка, чаши, дискоса, звездицы, ложки, кадила — общим весом 4 фунта 66 золотников. Все предметы были из серебра и предназначались в фонд помощи голодающим Поволжья [10].
В 1920-е годы в храме служили: священник Александр Колоколов, священник Николай Страхов, псаломщик Михаил Маслов. Как служители Церкви они были лишены избирательных прав; кроме этого, на них был наложен более значительный, чем на рядовых колхозников, налог.
Михаил Львович Маслов. Родился в 1867 г. в селе Бабине Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона. Окончил два класса Старицкого духовного училища. Служил псаломщиком в Старицком и Весьегонском уездах Тверской губернии. 21 декабря 1909 г. перемещен псаломщиком в храм села Петровского Корчевского уезда (ныне Кимрский район). 16 декабря 1910 г. становится псаломщиком Никольского храма села Никольское-Неверьево. Его супругу звали Ольгой Петровной (дочь священника Михайловского). В семье родились четверо детей: Мария, Дмитрий, Елизавета, Анна. Некоторые из них жили в Кимрах [11]. В 1930 г. Михаил Маслов за невыполнение плана по хлебозаготовкам был привлечен к суду и осужден, но после обращения с жалобой во ВЦИК — оправдан.
11 ноября 1931 г. он был посвящен в сан священника и перемещен в Никольский храм села Садунова Кимрского района. (Вероятно, в 1933 г. служил в храме села Савцина Кашинского района; в 1934 г. вновь упоминается в архивных документах как священник Садуновского храма). Затем служил в одном из храмов Весьегонского района Тверской области. Погиб при ударе молнии, возвращаясь домой с обряда похорон во время грозы [12].
Николай Андреевич Страхов. Родился 17 ноября 1856 г. в селе Степанове Корчевского уезда (ныне Кимрский район) в семье священника. Окончил духовное училище и один класс духовной семинарии. В 1876 г. определен дьячком в храм села Покровского при Озере (нынешний Кимрский район). В 1880 г. переведен в храм с. Никольское-Неверьево. В 1886 г. посвящен в сан диакона, в 1908 г. — в сан священника. (Продолжал служить на диаконской вакансии). У них с женой Анной Тимофеевной родились дети: Мария, Федор, Елизавета, Николай, Александр, Валентина, Андрей. В 1934 г. недолгое время служил в храме села Паскина Кимрского района, затем переехал в Кимры к сыну Федору, где и умер [13].
Федор Николаевич Страхов (1885-1956) окончил Тверское духовное училище. Женился на Елизавете Николаевне Алексеевой (1896-1981); служил псаломщиком в Никольской церкви села Пухлимо-Отрубнево (возле д. Папино) Кимрского района, где настоятелем был его тесть, Николай Павлович Алексеев. В начале 1930-х годов семья переезжает в Кимры. Федор Николаевич работает на предприятиях города. Умер в Кимрах. Мария Николаевна была замужем за священником Дмитрием Виноградовым, Елизавета Николаевна — за священником Василием Завьяловым, Александр Николаевич стал священником в погосте Спас-Ченцы (ныне Кимрский район), Николай Николаевич — священником в селе Слободка (у села Печетова), Андрей Николаевич — учителем в д. Верхняя Троица, Валентина Николаевна — учительницей в Кимрском районе. Среди потомков Страховых, Алексеевых, Виноградовых немало известных людей. Назовем только несколько имен. Павел Николаевич Алексеев стал лауреатом Сталинской премии. В Кимрах жила Татьяна Федоровна Алексеева (1915-1986), врач, единственная в нашей области была удостоена высокого звания Героя Социалистического Труда. В настоящее время в Кимрах живут и работают: Ирина Николаевна Миронова — глава администрации Кимрского района, врач Владислав Иванович Виноградов и другие славные представители указанных династий.
Колоколов Александр Николаевич. Родился 7 марта 1880 г. в селе Никольское-Неверьево в семье священника. В 1913 г., после окончания Тверской духовной семинарии, стал священником храма в с. Никольское-Неверьево. Был женат на дочери местного мелкопоместного помещика-дворянина. У супругов родилась дочь Вера. Награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, наперстным крестом, саном протоиерея (1933 г.). Отец Александр пользовался заслуженным авторитетом среди прихожан; он исцелял их не только духовно, но и телесно, при помощи гомеопатических средств. В 1930 г. осужден по ст. 61 УК РСФСР к году лишения свободы и трем годам ссылки. После отбытия наказания вернулся в Никольское-Неверьево, продолжал служить в храме. 20 декабря 1937 г. был вновь арестован. Обвинен по ст. 57 (антисоветская агитация). Виновным себя не признал, заявив при этом: «Я всю свою жизнь посвятил служению Богу. Никогда ни от Веры, ни от Бога, ни от священного сана не отрекусь… Я обязан был бороться за свою паству всеми силами, что и делал по мере сил…». 27 декабря 1937 г. «тройка» УНКВД по Калининской области приговорила Александра Колоколова к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 29 декабря [14].
У семьи были конфискованы дом, земля, имущество. Жена осужденного, Мария Николаевна, обратилась во ВЦИК, к его председателю М. И. Калинину, с просьбой о возврате конфискованного. Постановлением высшей власти просьба была удовлетворена [14]. В 1957 г. Мария Николаевна обратилась в прокуратуру с прошением о реабилитации мужа. Повторное рассмотрение дела подтвердило прежнее обвинение. 15 июня 1989 г. на основании заключения Тверской областной прокуратуры Александр Колоколов был реабилитирован [15]. Дочь Колоколовых, Вера Александровна (1907-1986) была замужем за Дмитрием Булиновым. После пяти лет брака семья распалась. У супругов родились две дочери. Старшая, Нина Дмитриевна (1931 г. рождения), переехала в Кимры, была в замужестве за Б. А. Диановым, работала на обувной фабрике «Красная звезда»; ныне на заслуженном отдыхе, живет с сыном Валерием. Младшая, Галина Дмитриевна (1933-2012), работала в Горицкой участковой больнице Кимрского района. У нее с мужем Валентином Васильевичем Осиповым родилось двое сыновей: Игорь живет с женой и детьми в Москве, Юрий жил с матерью в селе Горицы (умер в 2012 г.).
В 2000 г. юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Александр Колоколов вместе с большой группой священнослужителей, пострадавших за Веру Христову, был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Память священномученика отмечается ежегодно 16 декабря, а также в Соборе Новомучеников и Исповедников российских [16].
У потомков священномученика Александра Колоколова хранится образ Божией Матери. На оборотной стороне иконы имеется надпись, датированная 1903-м годом и говорящая о том, что святой образ подарен отцу Александру крестным отцом Федором Колоколовым в день его бракосочетания [17].
Храм, оставшийся в 1937 г. без священника, прекратил свою деятельность и был закрыт. Позднее он был использован под зерносклад местного колхоза. Со временем храм ветшал. В начале 1990-х годов дети местных дачников нечаянно подожгли хранящееся в нем сено; в результате начался пожар, и храм серьезно пострадал. Так и стоит до сего дня огромный храм: заброшенный, пострадавший, вызывающий сострадание, но не потерявший своего былого величия.
В. И. КОРКУНОВ
ПРИМЕЧАНИЯ
2. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 1970.
2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д.1976. Л. 1-3.
3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1976.
4. Колоколов Иоанн. Села Петровское-Знаменское и Никольское-Неверьево Корчевского уезда в их прошлом и настоящем. Тверь, 1906. С. 41.
5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1998. Л. 25.; 1 Пуд — 16,38 кг. 1 фунт — 409,5 гр.
6. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 336.
7. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 409.
8. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 85924.
9. Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 6. Часть официальная. С. 44.
10. 1 золотник (русская дометрическая мера веса) — 4,26 гр.
11. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16018. Л. 338.
12. Со слов внучки Маслова Галины Федоровны Мамакиной, проживающей в селе Печетове Кимрского района.
13. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 337.; Записано со слов внучки Н. Страхова Веры Федоровны Козыревой, проживающей в г. Кимры.
14. Тверской Центр документации новейшей истории. Ф. 7849. Д. 21858-с.Л.; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог. 1937-1938. Тверь, 2000. Том 1. С. 47.; Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 2001. Кн. 3. С. 469-470.
15. Со слов внучки священномученика Александра Колоколова Галины Дмитриевны Осиповой.
16. Православная энциклопедия. Москва, 2000. Т. 1. С. 447.; Коркунов В. И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С. 21.
17. Федор Колоколов, родной дядя Александра Колоколова, до ухода на заслуженный отдых был священником храма в селе Капшине Калязинского уезда Тверской губернии. Его сын, Иоанн Колоколов, унаследовавший должность настоятеля в Капшинском храме, глубоко интересовался историей местного края, написал несколько трудов, в том числе небольшую книгу «Села Петровское-Знаменское и Никольское-Неверьево Корчевского уезда в их прошлом и настоящем».
Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.
© Фото. Анатолия Максимова