22.01.2024 | 

Собор в честь Троицы Живоначальной бывшего Дмитровского монастыря г. Кашин

Приписная к местной религиозной организации православному Приходу Вознесенского собора г. Кашина Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

Каменная Троицкая церковь построена в 1682 году близ Богословского ручья. Двухэтажное здание поделено на нижнее (теплое) и верхнее (холодное). На сомкнутом своде располагались пять глав на тонких барабанах, с северной стороны имелась галерея, опирающаяся на крупную аркаду с одноглавыми приделами, в 1840 г. сооружена новая паперть. В том же 1840 г. храм полностью перестроен. Рядом с храмом располагалась каменная трехъярусная колокольня с большим колоколом весом в 321 пуд, построенная в 1760 — 1780 г.г. Близ храма в 1911 — 1912 г.г. на средства купеческой вдовы А.В. Вончаковой построено трехэтажное здание Духовной семинарии, которое в 1917 г. было занято Советом депутатов трудящихся, а с сентября 1918 г. — 2-й советской школой 2-й ступени, с 1930 г. — аграрным техникумом. Троицкая церковь закрыта в 1929 году, в ней было устроено помещение для осмотра животных, в этом же году сняты колокола со звонницы. Троицкая церковь несмотря на данные в нач. 90-х г. XX века обещания местной администрации ни разу не реставрировалась, храм продолжает разрушаться.

Кашин Православный


С интервалом более чем в два столетия были возведены каменные здания Дмитровского (Димитриевского) мужского монастыря. В планировочной структуре и панораме Кашина монастырь занял исключительно важное и выгодное место — напротив древнего посада, вблизи дорог из Бежецкого Верха и Белоозера. Правый берег Кашинки здесь плавно поднимается, обрываясь крутым откосом к долине Богословского ручья. Резкий перепад рельефа был эффектно обыгран при сооружении в 1682 году каменной соборной церкви Троицы (устроителями ее были наследники стряпчего А.С. Акимова и его родственник М.С. Свечин). Это один из интереснейших памятников Кашина. К сожалению, его оригинальный облик искажен поздними пристройками.

Высокий четверик поделен внутри на нижнее (теплое) и верхнее (холодное) помещения. Удлиненность его по поперечной оси подчеркнута числом кокошников — по три на южном и северном и по четыре на западном и восточном фасадах. Углы выделены лопатками. Сомкнутый свод был нагружен пятью главами на тонких барабанах. Малые размеры и просторная расстановка их вносили в силуэт особую легкость и воздушность.

Композиция храма обогащена одноглавыми приделами и северной галереей, опирающейся на крупную аркаду. Двухэтажному строению интерьера вторят два яруса апсид. Нижний алтарь выдается вперед (престолы нельзя было ставить друг над другом) и раздвигается вширь. Необычно четное число апсид — четыре. Средние выступы сделаны равномерными боковым — придельным. Поэтому основному объему соответствуют всего две апсиды. Три выступа второго яруса размещены в ином ритме и уплощены, заглубления между ними снивелированы толстыми лопатками.

Мощная грубоватая пластика алтаря контрастирует с четким контуром четверика. Ступенчатое нарастание объемов, идущее в том же направлении, что и склон холма, создает впечатление естественного роста масс от земли и постепенного облегчения их по мере подъема. Это композиционное движение эффектно разрешалось в стройной группе луковичных глав, сверкавших зеленой черепицей. Приделы были расширены в прошлом столетии, в 1840-х годах сооружена новая паперть. Наслоения различаются по классицистическим и эклектическим деталям.

Кириков Б.М. Кашин. — Л.: Художник РСФСР, 1988.

 

© Фото. Сергея Павловича Носикова

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.