18.03.2021 | 

Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы д. Будимирово, Калязинский район

Приписной к местной религиозной организации православный Приход Озерянской церкви с. Нерль Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (Распоряжение №43-р от 18.12.2019 г.)

 

История и описание:

Церковь Благовещения расположена на восточной окраине села, на возвышенном месте, с восточной стороны находится небольшое кладбище. Самое раннее упоминание села (Будимер, Будилово тож) в качестве вотчины дьяка Ивана Болотникова содержится в Дмитровской Писцовой книге 1627-1629 гг. Тогда здесь стояла деревянная шатровая церковь Благовещения с приделом Николая Чудотворца. Согласно Дмитровской Переписной книге 1646 г., село в это время принадлежало стряпчему Борису Петровичу Воронцову, а позднее (по Дмитровской Переписной книге 1678 г.) — стольнику Дмитрию Федоровичу Зыкову. Во 2-й пол. 18 — 1-й пол. 19 в. село принадлежало Ушаковым. На средства генеральской дочери Натальи Федоровны Ушаковой в 1790 г. построили новую деревянную Благовещенскую церковь с колокольней, сгоревшую в 1813 г. В 1816 г. священнослужители и прихожане представили проект каменной трехпрестольной церкви, выполненный тверским губернским архитектором Н.Н. Леграндом. Церковь в стиле зрелого классицизма имела продольно-осевую композицию, состоявшую из храма (купольная ротонда на четверике) с полуциркульной апсидой, квадратной трапезной и  Церковь Благовещения. План.трехъярусной колокольни. Фасады четверика были оформлены портиками с четырьмя трехчетвертными колоннами тосканского ордера и треугольным фронтоном. Антаблемент включал триглифно-метопный фриз с медальонами вместо метоп. Фасады трапезной подчеркивались ризалитом с окном-серлианой и треугольным фронтоном. В колокольне выделялся второй ярус (полуярус), прорезанный крупными термальными окнами и завершенный полуфронтонами с парными кронштейнами. Однако каменная церковь была возведена в 1819-1827 гг. по другому проекту (возможно, также Н.Н. Легранда), представленному владельцем села коллежским советником Николаем Васильевичем Ушаковым. Последний считал нецелесообразным строить в селе трехпрестольную церковь и, в результате, храм был сооружен с одним престолом — Благовещенским. В 1875 г. был утвержден проект архитектора И.В. Нефедьева, который предполагал оформление второго яруса колокольни двенадцатью колоннами, замену высокого шпиля третьим ярусом, а также пристройку двух придельных алтарей. В том же году был сооружен третий ярус колокольни, а в 1884 г. пристроили алтари Никольского и Успенского приделов, при этом для лучшего освещения храма сделали по два новых окна по сторонам южноге и северного входов. Тогда же на всю ширину восточного фасада надстроили новый фронтон, а в нижнем ярусе колокольни капитальными стенами выгородили две узкие камеры. Колонны вокруг второго яруса колокольни осуществлены не были. Во 2-й пол. 19 в. территория церкви была обнесена оградой с кирпичными столбами на высоком цоколе и решеткой между ними. С западной стороны были сделаны двое ворот: одни по оси церкви, другие рядом с домом причта сер. 19 в., построенным на юго-западном углу церковного участка. В кон. 19 — нач. 20 в. с запада к колокольне пристроили притвор. Вероятно, тогда же окна церкви получили штукатурные наличники. В нескольких десятках метров к юго-западу от церкви, выходя на сельскую улицу, стоит дом причта. Оба здания кирпичные с белокаменными цоколем и деталями декора, оштукатурены и побелены. Разрушен верхний ярус основного объема храма (очевидно, световая купольная ротонда); детали декора и штукатурное покрытие частично утрачены. Не сохранилось убранство интерьера, в западном притворе обрушился деревянный потолок, имитировавший коробовый свод. К восточному фасаду дома причта примыкает пристройка советского времени. Не сохранились ограда и ворота. 

Незаурядный пример сельской приходской церкви в стиле ампир, обладающей редкой объемно-пространственной композицией, уникальным решением интерьера и тонко проработанными архитектурными деталями. Формы верхнего яруса колокольни и притвора характерны для периода эклектики. 


Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. — М. : Academia, 2015.

 

© Фото. Михаила и Галины с сайта СОБОРЫ.РУ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.