Приписная к местной религиозной организации православному Приходу церкви Рождества Богородицы с. Поречье Калязинского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История и описание:
До секуляризационной реформы 1764 г. (предположительно с 16 в.) здесь существовал Капшин Знаменский монастырь. Согласно описи 1628-1629 гг., в обители, окруженной забором, были деревянные церковь Николая Чудотворца с трапезной, игуменская и братская кельи, хлебная изба с поварней, а рядом конюшенный двор. Недалеко от монастыря находился погост с шатровой церковью Макария Калязинского. В нач. 18 в. (по описи 1710 г.) монастырь включал большое число деревянных строений: церковь Знамения с папертью, теплая трапезная церковь Покрова, надвратная церковь Николая Чудотворца, шестиугольная колокольня, гостиные, игуменская и казначейская кельи, амбары и другие хозяйственные корпуса. В сер. 18 в. построили два новых храма — деревянный Покрова (1755) и каменный Николая Чудотворца (1760-1765). После упразднения монастыря (1764) церкви стали приходскими. В 1817 г. начали строить каменную церковь Знамения, однако в 1822 г. новое здание признали недостаточно прочным и маловместительным, и оно было разобрано. Проект новой церкви выполнил губернский архитектор Н.Н. Легранд. Строительство на средства прихожан и жертвователей (среди последних — московские купцы Никита Иванович Малюгин и Григорий Саввич Бардин) начал в 1823 г. подрядчик крестьянин Калязинскою уезда деревни Грезино Григорий Митрофанов; белый камень доставлял Калязинский мещанин Николай Семенович Плюхин. Трапезную с приделами пророка Ильи и Макария Калязинскою завершили в 1830 г., колокольню в 1845 г., а храм с приделами Покрова и Николая Чудотворца — в 1858 г. В 1872 г. церковную территорию окружили кирпичной оградой с башнями и Святыми воротами. Вероятно, тогда же в юго-западном углу ограды построили дом для приходской богадельни, однако в 1876-1884 гг. в нем проживал священник, затем здание пустовало, а в 1887 Г. в нем разместили церковноприходскую школу. В 1897 г. по проекту и под наблюдением епархиального архитектора В.И. Назарина трапезная была расширена к западу: при этом первоначальную западную стену заменили парой столбов, между трапезной и колокольней разобрали притвор с двумя кладовыми, а южную и северную стены трапезной продлили до колокольни. Тогда же или в нач. 20 в. боковые арочные проемы в первом ярусе колокольни частично заложили и сделали вместо них прямоугольные окна. Не позднее сер. 20 в. полностью были разобраны храм, трапезная и ограда с башнями и Святыми воротами. Объемная композиция храма состояла из четверика, оформленного портиками с колоннами ионического ордера, и крупного цилиндрического барабана с куполом. Прямоугольная шестистолпная (первоначально четырехстолпная) трапезная на боковых фасадах выделялась окном-серлианой под полуфронтоном. В колокольне обрушены плоские межъярусные перекрытия (выше первого яруса), утрачена лестница. Во 2-й пол. 20 в. северный и западный фасады церковноприходской школы закрыли пристройками, одно из окон главного фасада превратили во входной проем и пристроили к нему деревянное крыльцо. В кон. 20 в. Утрачены глава и шпиль колокольни. Стены сложены из кирпича и оштукатурены, отдельные декоративные элементы выполнены из белого камня.
Незаурядный памятник в стиле позднего классицизма, принадлежит к своеобразному кругу колоколен Калязинского региона, отличающихся стройной композицией, выразительным силуэтом и развитым ордерным оформлением.
Колоколов; Добровольский, с. 313; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16239. Л. 57 об.; Д. 16242. Л. 77 об.; Д. 16298. Л. 255; Д. 16302. Л. 264; Оп. 8. Д. 1119, 1121; Ф. 466. Oп. 1. Д. 77601, 82748; Ф. 474. Оп. 2.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. — М. : Academia, 2015.
В 2009 году была закончена реставрация колокольни к которой пристроили дополнительный объём с запада и алтарную апсиду с востока. Параллельно на въезде в село, недалеко от кладбища, была построена и освящена часовня Царственных страстотерпцев.
© Фото. Юлии Василевской с сайта СОБОРЫ.РУ