30.07.2019 | 

Церковь в честь Рождества Христова в селе Рождествено Калининского района

Местная религиозная организация православный Приход Христорождественской церкви с. Рождествено Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

История и описание:

Первое упоминание о храме Рождества Христова в селе Рождественском относится к 1548 году как вотчине Савватиево-Сретенского мужского монастыря. Более поздние упоминания о нем относятся к 1615, 1627, 1693 гг., когда в селе стояло два деревянных храма Рождества Христова и святого благоверного князя Михаила Черниговского. В 1717 уже числился один храм Рождества Христова с приделом в честь Михаила Черниговского. В 1803 году начато и к 1811 г. завершено строительство каменного храма, к которому в 1820 г пристроена колокольня. Службы в храме прекратились 7 ноября 1937 года.

В 1992 г приход возродился и приспособил под храм здание бывших школьных мастерских.

По архивным данным и литературным источникам  частично восстановлен список приходских  священников:

17 в. – попы Михайло (1615 г), Борис (1627 г), Иван (1692 г),

18 в. —  Алексей Михайлов, Федор Алексеев, Ларион Иванов,

19 в. – Василий Кононов, Алексий Добротворский, Петр Львов, Василий Розанов, Владимир Метлин

20 в. – Иоанн Воскресенский (1918 – 1925 гг.),

Петр Дружинин (1934 г),

Александр Соколов (1935-1937 гг.),

Алексей Шевчук (1993 – 1994 гг.),  Алексей Фролов  (с 1994 г по настоящее время).

В 1934 году священник Петр Дружинин перенес инсульт и в возрасте 80 лет был выведен за штат по состоянию здоровья. На следующий год настоятелем храма назначен о. Александр Соколов, потомственный священник, 60 лет из Ярославской губернии.

Прослужил он лишь два года. 7 ноября 1937 года на 20 годовщину Октябрьской революции он назначил службу в храме. Поскольку народа в церковь собралось много, то оказалось сорвано торжественное собрание в клубе.

8 ноября священник был арестован и после короткого следствия осужден на 10 лет лагерей.

Здание старого каменного храма в настоящее время принадлежит государству. Стоит в центре села, господствуя в его панораме и замыкая перспективу дороги со стороны Твери. Церковь сооружена вместо деревянного храма (1695 г., разобран в 1813 г.) на средства прихожан в 1803-1810 гг. Придел Михаила и Федора Черниговских освящен в 1811 г., храм — в 1814 г. К этому времени был выстроен только первый ярус колокольни, а верхние ярусы возведены в начале 1820-х гг. по новому проекту. Во 2-й пол. 19 в. (предположительно в кон. 1850-х — нач. 1860-х гг.) построена новая трапезная с тремя приделами (Казанской Божьей Матери, Михаила и Федора Черниговских, Троицы). К настоящему времени утрачены пятиглавие храма и глава колокольни, разрушены своды трапезной, ряд проемов заложен. Кирпичное, оштукатуренное здание с белокаменными деталями — довольно редкий для сельской приходской церкви пример постройки в развитых формах зрелого классицизма.

Объемно-пространственная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. К трехсветному четверику храма с востока примыкает широкая апсида со скругленными углами, а с запада — обширная прямоугольная, поперечно ориентированная трапезная, включающая в свой объем нижний ярус колокольни. Над ним возвышаются еще три четверика, у верхнего яруса углы срезаны. Фасады храма делятся карнизом на две почти равные части, а вертикальные членения в три оси подчеркнуты тосканскими пилястрами. Средняя ось фасада подчеркнута двухколонным портиком тосканского ордера и окном-серлианой третьего света. Нижние проемы прямоугольные, почти квадратные окна второго света вписаны в полукруглые ниши. Боковые окна третьего света выделены вверху полукруглыми нишами, украшенными лепными веерными розетками. Стены апсиды напоминают глухую аркаду: они расчленены тосканскими пилястрами и широкими арочными нишами, в которые заглублены прямоугольные окна. Фасады трапезной прорезаны арочными окнами с простыми наличниками, а их простенки обработаны пилястрами. Все ярусы колокольни имеют арочные проемы. Нижний ярус покрыт ленточным рустом, декор второго плоскостной и сводится к прямоугольным нишам вокруг проемов. Третий ярус оформлен двухколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, на срезанных углах четвертого яруса помещены пары ионических колонн.

Просторное и высокое пространство храма завершено сомкнутым восьмидольным сводом с более узкими диагональными лотками, опирающимися на тромпы. В шелыге свода — заложенное восьмигранное отверстие центрального светового барабана, ныне утраченного. Апсида, связанная с храмом тремя узкими проемами, перекрыта коробовым сводом с распалубками. Помещение трапезной расчленено шестью столбами, на которые опирались подпружные арки, коробовые и крестовые своды. В первом ярусе колокольни — крестовый свод. Кирпичная лестница на второй ярус расположена в северо-восточном устое, со входом изнутри колокольни.

В интерьере фрагментарно сохранилась масляная живопись кон. 19 — нач. 20 в., выполненная по крайней мере тремя мастерами в различных направлениях позднего академизма. Большая часть живописи сохранилась на стенах четверика, образцами для нее служили гравюры Г. Доре и Ю. Шнорра фон Карольсфельда. Небольшие фрагменты росписей на стенах трапезной, судя по оставшимся фигурам святых, выполнены профессионально и в свободной манере. Достаточно полно сохранились росписи в колокольне, выполненные в народном, живом и непосредственном стиле в нач. 20 в. Все композиции помещены на сером фоне и заключены в декоративные орнаментальные рамы разного рисунка, но близкого колорита. До кон. 20 в. на своде четверика сохранялась композиция «Моление Троице» с предстоящими Богородицей, Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом, в парусах были евангелисты, в апсиде в простенках между окон находились «Снятие с креста» и «Положение во гроб». На северной и южной стенах четверика сюжеты расположены в три ряда. Два верхних ряда занимает христологический цикл. На южной стене в простенках между окнами второго света написаны «Христос с самарянкой у колодца» (по образцу одноименной гравюры Г. Доре) и «Благословение детей», во втором ряду — «Поклонение волхвов» (по образцу Ю. Шнорра фон Карольсфельда) и «Бегство в Египет» (по гравюре Г. Доре). Названные образцы претерпели в росписях изменения: например, в композиции «Поклонение волхвов» отсутствуют второстепенные действующие лица, лошади и верблюд, нимбы приняли «иконописную» форму, мальчик мавр приобрел славянский облик, упрощено изображение сияния вифлеемской звезды. На северной стене помещались композиции «Христос и грешница» (в третьем ряду) и»Беседа Христа с Никодимом» (во втором). Между композициями во втором ярусе в медальонах помещены полуфигуры русских святых: на южной стене — митрополита Алексия, святителей Николая и Феодосия Черниговского, на северной — преподобных Макария Калязинского, Сергия Радонежского, Нила Столобенского. В нижнем ряду на южной стене размещено «Распятие» и фигуры Петра и Павла, объединенные одной рамой; на северной стене им соответствуют Борис и Глеб, Владимир и Александр Невский. Росписи западной стены сохранились лишь в верхней части, где центральное место занимает композиция «Исцеление немого бесноватого» (по Г. Доре). В простенках между окнами на южной стене трапезной фрагментарно сохранились фигуры пророка Давида и святителя Феодосия Черниговского, отличающиеся мастерством исполнения. На внутренней стороне южного пилона колокольни размещена большая прямоугольная композиция «Страшный Суд», выполненная в древнерусской иконографии, в наивной манере и с сокращенным масштабом фигур. Роспись отличается свежим колоритом с яркими локальными цветами, эскизной манерой письма, выразительными ликами, немного «кукольными» фигурами с увеличенными головами. В целом композиция является замечательным примером народного церковного искусства, сочетающего иконописную традицию, влияние лубка и стремление к академическим приемам. «Страшный Суд» сопровождается пространным фрагментом текста на русском языке, излагающим смысл происходящего в композиции. Напротив расположены традиционные для западной части храма ангелы со свитками, объединенные одной рамой. На западных пилонах колокольни при входе с северной стороны написана фигура фарисея, а с южной — мытаря. 


Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. — М. : Наука, 1997- . — (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. ч. 2 / [отв. ред. Г.К Смирнов]. — 2006.


 

С 1993 года службы проходят в переоборудованном здании бывших школьных мастерских.

 

Приписные храмы:

1) Церковь в честь Преображения Господня в Спасе на Сози
2) Церковь в честь Иоанна Предтечи в Стареньком

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.